Словарь Нюстрема : садок
Садок [еврейское Цадок, краткая форма от «Он (Бог) показал Себя праведным»]:
1) сын Ахитува (2Цар 8:17) из рода Елеазара, сына Аарона (1Пар 24:3). Он участвовал в событиях в Хевроне при воцарении Давида над Израилем (1Пар 12:28). Садок и → Авиафар были → первосвященниками во времена Давида (2Цар 20:25), причем С. отправлял богослужение «пред жилищем Господа, что на высоте в Гаваоне» (1Пар 16:39). Афиафар и С. приняли сторону Давида во время его бегства от Авессалома. Однако, по просьбе царя, они вместе с ковчегом завета возвратились в Иерусалим (2Цар 15:24–29; 2Цар 19:12). Но когда впоследствии Авиафар во время заговора Адонии перешел на его сторону, Садок остался на стороне Соломона и по приказу Давида помазал его на царство (3Цар 1:7,32–45). Позднее Соломон сослал Авиафара в Анафоф, в результате чего пост первосвященника вновь и окончат. перешел к потомкам Елеазара в лице Садока (3Цар 2:26; ср. Иез 44:15);
2) в роде первосвященников встречается еще один Садок, сын другого Ахитува, отец Шаллума (Езд 7:2). Однако согласно 1Пар 9:11; Неем 11:11, Ахитув был его дедом, а имя его отца было Мераиоф;
3) отец Иеруши, матери царя Иоафама (4Цар 15:33);
4) сын Бааны, принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:4). Возможно, это тот же Садок, что и Садок, подписавшийся под обязательством соблюдать Закон (Неем 10:22);
5) священник, сын Иммера (Неем 3:29). Он также участвовал в восстановлении Иерусалимской стены;
6) книжник, которого Неемия приставил к кладовым (Неем 13:13).
САДОК (праведный) — имя нескольких лиц, упоминаемых в Священном Писании:
а) 2 Цар. 8:17 — сын Ахитува, достигший звания первосвященника во времена Давида и Соломона.
б) 1 Пар. 6:12 — второй первосвященник, почитаемый современником царя Манассии; сын Ахитува и отец Селлума (1 Пар. 6:12; Езд. 7:2).
в) Неем. 3:4 — сын Бааны, одно из лиц, помогавших в восстановлении Иерусалимской стены после возвращения из плена.
г) Неем. 10:21 — один из глав народа при Неемии, давших обязательство быть верными Богу.
д) Неем. 3:29 — сын Иммера, священник, помогавший в восстановлении Иерусалимской стены.
е) Неем. 13:13 — один из книжников во времена Неемии.
а) (2Цар 8:17; 2Цар 15:24, 2Цар 15:25, 2Цар 15:27, 2Цар 15:29, 2Цар 15:35, 2Цар 15:36; 2Цар 20:25; 3Цар 1:8, 3Цар 1:26, 3Цар 1:32, 3Цар 1:34, 3Цар 1:38, 3Цар 1:39, 3Цар 1:44, 3Цар 1:45; 3Цар 2:35; 3Цар 4:2, 3Цар 4:4; 1Пар 6:8, 1Пар 6:53; 1Пар 12:28; 1Пар 15:11; 1Пар 24:3, 1Пар 24:6, 1Пар 24:31; 1Пар 27:17; 1Пар 29:22; 2Пар 31:10; Иез 40:46; Иез 43:19; Иез 44:15; Иез 48:11) — священник из рода Елеазара, первосвященник во дни Давида, пришедший к нему юношей и оставшийся верным Давиду до конца. Пророчество о нем было высказано еще Илиею (1Цар 2:35). Будучи уже престарелым, помазал Соломона на царство и был поставлен им единственным первосвященником. Его линия в первосвященстве прервалась только Втор 2:1 в. до РХ, когда Антиох Епифан продал первосвященство Менелаю; (см. Авиафар)
б) (4Цар 15:33; 2Пар 27:1) — отец (предок) Иеруши;
в) (1Пар 6:12; 1Пар 9:11; Езд 7:2; Неем 11:11) — аналог. Авиуд, б;
г) (Неем 3:4) — сын (потомок) Бааны, один из чинивших стену Иерусалима (возможно, он же упомянут ниже в пункте е);
д) (Неем 3:29) — сын (потомок) Иммера, по-видимому, священник, один из чинивших стену Иерусалима (см. пункт ж ниже);
е) (Неем 10:21) — аналог. Азур, а (см. также пункт г выше);
ж) (Неем 13:13) — книжник или ученый человек, приставленный к раздаче братьям приносимых десятин (возможно, он же упомянут выше в пункте д);
з) (Мф 1:14) — аналог. Авиуд, г.