Словарь Нюстрема : убийство
Убийство [еврейское рецах]:
1) закон Моисея разграничивал умышленное У. и неумышленное. Человека, преднамеренно ударившего другого так, что тот умирал, предавали смерти. Убийцу не могла спасти даже попытка в соотв. с древним обычаем укрыться в святилище (Исх 21:12,14). Если же У. происходило непреднамеренно, по стечению обстоят-в, то убийце предписывалось жить в определ. месте, где ему сохранялась жизнь (Исх 21:12,13) (→ Кровная месть → Города-убежища). Убийца, однако, должен был предстать перед судом, который выяснял, не было ли вражды между ним и убитым (Чис 35:20–25). Только преднамер. У. в результате нападения признавалось подлинным преступлением (Втор 19:4–13). В этом случае убийцу ждала смертная казнь (Исх 21:12; Чис 35:31). Вместе с тем закон Моисея признавал за человеком право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или «вора подкапывающего», убивал его, то убившему «кровь не вменялась». Однако если У. происходило после восхода солнца, то оно считалось превышением меры необходимой самообороны (т.к. можно было позвать на помощь или убедиться, вооружен ли грабитель, и т.д.) и кровь вменялась убийце (Исх 22:2,3);
2) в соотв. с Числ. 35кровь убитого оскверняет землю, и искупление (очищение) можно совершить только пролитием крови самого убийцы (Чис 35:33). Если убийца был неизвестен, то, чтобы вина не тяготела над землею, надлежало принести особую, искупит., жертву — телицу, которая не была в работе и на которую не возлагали ярма (Втор 21:1–9). Это же касалось и У., совершенного на войне (даже если участие в битве было предписано Господом), оно делало человека нечистым, и он нуждался в искуплении (Чис 31:19–24). Согласно 1Пар 22:8–10; 1Пар 28:3, кровь, пролитая Давидом во время сражений, послужила препятствием тому, чтобы он возвел храм Господу;
3) в связи с тем, что уже в предписаниях ВЗ оценка деяния зависит от его замысла, Иисус в НЗ учит, что все внешние проявления деятельности человека обусловлены его внутр. состоянием — тем, что заключено в его сердце. Имеющий злые мысли уже подлежит суду Божьему; гнев и ненависть ведут к У., и даже если У. не происходит, испытывающий эти чувства в полной мере виновен пред Господом (Мф 5:21,22; Мф 15:19,20; ср. 1Ин 3:15). Согласно Откр 21 и Откр 22:15, убийцы не наследуют Царства Божиего.
Убийство запрещается. Исх 20:13. Чис 35:33, Чис 35:34. Втор 5:17, Втор 19:10. Иер 7:6, Иер 22:3. Мф 5:21. Мк 10:19. Лк 18:20. Рим 13:9. Иак 2:11.
Ненависть есть убийство. 1Ин 3:15.
Убийство есть дело плоти. Гал 5:19, Гал 5:21.
Убийство исходит из сердца. Мф 15:19. Мк 7:21.
Убийство не может быть скрыто от Бога. Ис 26:21. Иер 2:34.
Убийство вопиет о мщении на небе. Быт 4:10.
Убийство оскверняет землю. Чис 35:38. Пс 105:38.
Убийство должно быть искуплено кровию убийцы. Быт 9:6. Чис 35:33; 2Цар 4:11; 3Цар 21:19. Притч 1:18. Мф 26:52. Откр 13:10.
Бог:
Считает гнусным делом убийство. Пс 5:7. Притч 6:16 Притч 17:1; 1Пар 22:8, 1Пар 28:3.
Делает изследование об убийстве. Пс 9:13. Ис 26:21.
Мстит за убийство. Втор 32:43. Иез 24:7, Иез 24:8. Иоиль 3:19. Ос 1:4. Суд 9:24; 3Цар 21:4, 3Цар 21:19, 3Цар 22:38; 4Цар 24:4.
Требует крови за убийство. Быт 9:5, Быт 9:6. Чис 35:33; 2Цар 4:11; 3Цар 2:32, 3Цар 21:19. Лк 11:50, Лк 11:51.
Мстит за убийство. Его слуг. Втор 32:43; 4Цар 9:7. Пс 78:10. Мф 23:35. Лк 11:50, Лк 11:51. Откр 6:9, Откр 6:10, Откр 16:6, Откр 18:20, Откр 18:24, Откр 19:2.
Отвергает моление убийцы. Ис 1:15, Ис 59:2, Ис 59:3.
Нечестивые:
Совершают убийство. 2Цар 4:11. Иов 24:14. Ос 4:2.
Бывают исполнены убийства. Рим 1:29.
Предумышляют убийство. Быт 27:41, Быт 37:18. Притч 1:11. Пс 30:14. Иер 40:14, Иер 40:15. Мф 26:4. Ин 12:10.
Любят и мыслят только об убийстве. Иер 22:17. Ос 5:22.
Разставляют сети для совершения убийства. 2Цар 20:10. Пс 9:29−31. Притч 1:11, Притч 1:18, Притч 12:6. Мих 7:2.
Имеют ноги скорые к совершению убийства. Притч 1:16. Ис 59:7. Рим 3:15.
Имеют руки оскверненные убийством. Ис 1:15, Ис 59:3.
Имеют тело и одежды оскверненные убийством. 3Цар 2:5. Плач 4:13, Плач 4:14.
Поощряют других к убийству. Притч 1:11.
Верующие:
Убеждаются к сохранению себя от убийства. 1Пет 4:15.
Должны отвращать других от убийства. Быт 37:22; 1Цар 19:5. Иер 26:15.
Убийство одно из преступлений диавола. Ин 8:44; 1Ин 3:12.
Моисеев закон наказывал смертью за убийство. Исх 21:12, Исх 21:14, Исх 21:15. Лев 24:17. Чис 35:16−21. Втор 19:11−13. Мф 26:52.
Закон человеческий положен для предупреждения убийства. 1Тим 1:9.
Поражающий мечом от меча погибает. Мф 26:52 и Быт 9:6. Откр 13:10.
Нет милости для убийцы. Чис 35:31; 2Цар 3:28, 2Цар 3:29; 3Цар 2:31, 3Цар 2:32.
Проклят тот, кто совершает убийство. Быт 4:11, Быт 49:6, Быт 49:7; Втор 27:24, Втор 27:25.
Горе совершающим убийство. Иез 24:6, Иез 24:9. Наум 3:1. Авв 2:12.
Наказание за убийство. Быт 4:12−15, Быт 9:6. Чис 35:30; 2Цар 4:11. Притч 18:17. Иер 19:4−9, Иер 51:49. Плач 4:11−13. Иез 7:23, Иез 7:24, Иез 22:2−4, Иез 35:5−7, Иез 36:18. Ос 4:2, Ос 4:3. Авд 1:10. Иоиль 3:19. Мих 3:10−12. Авв 2:17.
Убийство лишает неба. Гал 5:21; 1Ин 3:15. Откр 21:8, Откр 22:15.
Убийство подтверждаемое притчею: Злые виноградари. Мф 21:35−39.
Примеры. Каин. Быт 4:8; 1Ин 3:12. Исав. Быт 27:41, Быт 27:42. Симеон и Левий. Быт 34:25, Быт 49:6. Братья Иосифа. Быт 37:20. Фараон. Исх 1:16, Исх 1:22. Моисей. Исх 2:11, Исх 2:12. Деян 7:24. Иоиль. Суд 4:21. Авимелех. Суд 9:5, Суд 9:24. Мужи Сихемские. Суд 9:24. Филистимляне. Суд 15:6. Саул. 1Цар 18:11, 1Цар 18:25, 1Цар 19:1, 1Цар 19:2, 1Цар 19:10, 1Цар 19:15, 1Цар 20:33, 1Цар 22:18, 1Цар 22:21. Доик. 1Цар 22:18, 1Цар 22:19. Амаликитяне. 2Цар 1:14−16. Иоав. 2Цар 3:27; 3Цар 2:5, 3Цар 2:21, 3Цар 2:32. Рихав и Баана. 2Цар 4:5−7. Давид. 2Цар 11:15−17, 2Цар 12:9. Авессалом. 2Цар 13:28, 2Цар 13:29. Вааса. 3Цар 15:27. Замврий. 3Цар 16:10. Иезавель. 3Цар 18:4, 3Цар 21:10. Израильтяне. 3Цар 19:10; 2Пар 24:20, 2Пар 24:21. Неем 9:36. Ос 4:2. Мф 23:31. Лк 11:48, Лк 11:49. Рим 11:3. Старейшины Иезавели. 3Цар 21:11. Ахав. 3Цар 21:19; 4Цар 9:26. Азаил. 4Цар 8:12−15. Гофолия. 4Цар 11:1; 2Пар 22:10. Иозакар и Иегозавар. 4Цар 12:21. Селлум. 4Цар 15:10. Менаим. 4Цар 15:14. Исмаил. 4Цар 25:25. Иер 41:2. Адрамелех и Шарецер. 4Цар 19:37. Манассия. 4Цар 21:16, 4Цар 24:4. Служители Аммона. 4Цар 21:23. Иорам. 2Пар 21:4, 2Пар 21:13−15. Иоас. 2Пар 24:22. Жители Иерусалима. Ис 1:21. Мф 23:37. Лк 13:34. Цари Иудейские и Израильские. Иер 19:3−9, Иер 9:9. Иез 11:6, Иез 22:6. Навуходоносор. Иер 52:10. Народ Галаадский. Ос 6:8. Ирод. Мф 2:16, Мф 14:10. Мк 6:27. Деян 12:2. Иродиада и ее дочь. Мф 14:8−11. Первосвященники. Мф 27:1. Лк 22:2. Ин 11:53. Иуда. Мф 27:4. Варавва. Мк 15:7. Лк 23:19. Иудеи. Деян 2:23, Деян 3:15, Деян 5:30, Деян 7:52, Деян 7:59; 1Фес 2:15.
Примеры отказавшихся совершить убийство. Рувим. Быт 37:21. Повивальные бабки. Исх 1:17. Слуги Саула. 1Цар 22:17.
1) Когда судья осуждает подсудимого, которого невинность ему известна;
2) когда кто укрывает или освобождает убийцу, и тем подает ему случай к новым убийствам;
3) когда кто мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как например, если богатый допускает бедного умереть с голода;
4) когда кто превышающими силы тягостями и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных и тем ускоряет их смерть;
5) когда кто невоздержанием и другими пороками сокращает собственную жизнь. Самоубийство, когда люди лишают жизни самих себя, есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противно природе убить другого подобного нам человека, то еще больше противно природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, который дал ее. Иные для решения своих частных распрей прибегают к так называемым поединкам. Разрешать частные распри есть дело правительства; вместо же того поединщик своевольно решается на такое дело, в котором предстоит явная смерть и ему и сопернику, и таким образом в поединке заключаются три ужасные преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство. Кроме телесного убийства есть еще убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто совращает ближнего в неверие или в беззакония, и тем подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит: «кто соблазнит одною из малых сих, верующих в Меня: тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской» (Мф 18:6). К убийству в некоторой степени относятся также все дела и слова, противные любви к ближнему, несправедливо нарушающие его спокойствие и безопасность, и наконец внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца,» говорит св. Иоанн Богослов (1Ин 3:15). Если запрещается вредить жизни ближнего, то тем самым повелевается, сколько можно, беречь жизнь и благосостояние ближнего, и в частности:
1) помогать бедным,
2) служить больным,
3) утешать печальных,
4) облегчать состояние несчастных,
5) со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно,
6) примириться с гневающими,
7) прощать обиды и благотворить врагам.