Загрузка

Словарь Нюстрема : вечный и вечность

Эти слова обозначают безначальное и бесконечное, т.е. то, что стоит над понятием о времени. Так выражаются о Боге; уже в Быт 21:33 сказано, что Авраам в Вирсавии призвал имя Господа Бога Вечного (евр. Ель-олам); срав. Пс 89:3, Пс 103.31, Ис 41:4, Ис 57:15, 1Тим 1:17, 1Тим 6:16.

Далее, эти слова употребляются для обозначения того, что имеет начало по времени, но не имеет конца. Так должно понимать изречение в Еккл 12:5, где говорится о человеке, который, умирая, отходит в вечный дом свой», о вечной славе, которая ожидает верующих после кратковременного страдания 2Кор 4:17, и вообще о вечной жизни, которая даруется через Христа (Ин 3:16, Мф 25:46), о вечном царстве, вечном наследии, вечном искуплении (2Пет 1:11, Евр 9:12, Евр 9:15); с другой стороны, также о вечном огне и мучении (Мф 25:41, Мф 25:46), о вечном суде (Евр 6:2) и о вечной погибели (2Фес 1:9). Нужно заметить, что эти слова употребляются то в широком, то в более узком значении, что выясняется из смысла контекста. Например, говорится о завете «навсегда между Богом, людьми и животными (Быт 9:12), или о том, что земля не поколеблется (Пс 103:5, срав. Лк 1:33 с 1Кор 15:24). Как еврейское слово «олам», так и греческое «айон» обозначают нередко ограниченный период времени, т.е. имеющий начало и конец. Поэтому написано о вечности, т.е. периодах времении или веках, напр., в 1Тим 1:17 «царь веков», или в Евр 1:2 «веки», или в Мф 12:32, где говорится об этом веке, противополагая его будущему и т.д. Итак, слово «вечный» обозначает иногда «продолжительный»: так, напр., говорится, что города Восора сделаются вечно пустыми (Иер 49:13), также, что Иисус Навин обратил Гай в вечные развалины (Нав 8:28), хотя Гай впоследствии отстроился (Езд 2:28); или, что Анхус надеялся иметь Давида слугою «вовек» (1Цар 27:12). Приведенные примеры нельзя толковать в смысле бесконечности. По Втор 15:17, раб, который на седьмой год своей службы не хотел уходить от своего господина и стать свободным, оставался рабом «навек» после прикалывания его уха к косяку двери; в данном месте слово «навек» означает на всю жизнь. В Библии «Карла 12-го» (перевод, сделанный в его царствование) к Втор 15:17 относится следующее примечание: «Здесь видно, что еврейское слово «олам» не всегда обозначает бесконечность, но иногда — продолжительное время, напр., дни жизни человека, или время существования какого-нибудь правления; поэтому, когда Бог повелел исполнять левитские постановления «леолам» (во-век), то из этого не следует, что они никогда не упразднятся, ибо «леолам» в этом месте обозначает: во все время существования еврейского правления, до тех пор, пока не придет Мессия. Срав. слово «айон» в Ин 8:35 и слово «олам» и Иер 17:4, Иез 16:60 и далее. Слово «олам» употребляется не только в значении неопределенного периода времени в выше приведенных примерах, а также в существовании земли и луны (Еккл 1:4, Пс 77.69, Пс 88.38), но также иногда о давно прошедшем времени, Притч 8:23, Ис 61:4 («олам» по-русски переведено «древние»), Иер 5:15 и т.д. В таком же смысле употребляется и греческое слово «айон», напр., Лк 1:70, Ин 9:32, Деян 3:21, «Царем веков» называется Бог в 1Тим 1:17, как владычествующий над сменяющими друг друга периодами времени и над тем, что происходит в их продолжении».
Слово Вечный и вечность найдено в следующих словарях: