Загрузка

Словарь Нюстрема : верблюд

(евр. гамал), по закону, нечистое животное (Лев 11:4); израильтяне, как и окружающие их народы, пользовались им для перевозки тяжестей, верховой езды, а также во время войны (4Цар 8:9, Быт 24:64, 1Цар 30:17). Верблюды водились в Египте (Быт 12:16), Ефиопии (2Пар 14:15), Кидаре и Асоре (Иер 49:29). Царица Савская привезла Соломону на верблюдах пряности, золото и драгоценные камни (3Цар 10:2). Давид напал на гессурян и амаликитян, и отнял у них, между прочим, верблюдов (1Цар 27:9). У Иова под конец его жизни было 6000 верблюдов (Иов 42:12). Верблюдов у мадианитян и их союзников было, как песку на берегу моря (Суд 7:12). Верблюд может долгое время (до 14 дней) оставаться без воды и удовлетворяет голод самыми грубыми растениями, как, напр., репейником, тернием, т.п.. Поэтому он незаменим при путешествии по пустыне; арабы называют его «кораблем пустыни» и видят в нем особое проявление благости Творца. Верблюд может переносить огромные тяжести. Ступни его снабжены мягкими, эластичными подушками, отчего его ноги не тонут в песке. Верблюжье молоко очень питательно. Среди подарков Иакова Исаву упоминаются 30 дойных верблюдиц с верблюжатами (Быт 32:15). Арабы едят верблюжье мясо, а из шерсти приготовляют одежду. Иоан Креститель носил одежду из верблюжьей шерсти (Мф 3:4), вероятно, и Илия носил такую же (4Цар 1:8). Одногорбые верблюды или дромадеры, подвижнее двугорбых. Верблюды, о которых говорится в Библии — одногорбые; они и теперь еще водятся в библейских странах; двугорбые же чаще встречаются в средней и восточной Азии. Как в древние времена, так и теперь, арабы украшают шеи верблюдов цепочками с пряжками (Суд 8:21, Суд 8:26).

Относительно верблюдов у евреев и арабов существует много поговорок: напр., «верблюду пройти сквозь игольные уши» (Мф 19:24) или «оцеживать комара, а поглощать верблюда» (Мф 23:24).
Слово Верблюд найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
(Camel) Прирученное животное, которое используется на Ближнем Востоке для путешествий и перевозки грузов. Смотрите: животные.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Верблюд 1) евр. слово гамал означает одногорбого верблюда, или дромедара (дромадера) (Camelus dromedarius). Его родина — Аравия, но уже ок. 3000 г. до Р.Х. В. встречался в Египте и, как свидетельствуют археол. находки, в относительно ранний период был известен в Палестине и на юге Арама (Сирии). Упоминания о В. в Библии связаны с Египтом (Быт 12:16; Исх 9:3), Арамом (Быт 30:43), но гл. образом с арабскими племенами (Быт 37:25; Суд 7:12; 1Цар 15:3; 1Цар 30:17; 1Пар 5:21); в 1Пар 27 оворится, что во времена Давида за цар. табунами В. присматривал араб. В битве при Каркаре (853 г. до Р.Х.) на стороне противников Салманасара III участвовала тысяча всадников на верблюдах.

Различают вьючных В. (3Цар 10:2) и В. для верховой езды (Ис 66:20). Последние стройны и быстроходны — могут передвигаться со скоростью до 12–15 км в час, проходя в день до 200 км. Вьючные дромедары (3Цар 10:2) в среднем преодолевают 4,8 км в час, но могут двигаться без остановки в течение 12 часов. Быстроходность, выносливость и неприхотливость в пище (В. едят самые грубые корма — колючий кустарник, репейник, корни растений), а главное — способность длит. время (до двух недель) обходиться без воды, делают этих животных незаменимыми в условиях пустыни. В. обладают своенравным характером, который особенно проявляется в период спаривания (Иер 2:23). Верблюжья шерсть шла на изготовление грубой одежды (см. Мф 3:4), из верблюжьего молока получали масло и сыр (см. Быт 32:15), а мясо употребляли в пищу, есть которую израильтянам, правда, было запрещено (Лев 11:4); верблюжий навоз использовали в качестве топлива. Для верховой езды В. седлали (Быт 31:34), а сбрую нередко богато украшали (Суд 8:21,26);

2) двугорбые В. (Camelus bactrianus), родиной которых была Центральная Азия, в Библии не упоминаются, но во времена израил. царей они, вероятно, уже были известны. Изображение двугорбого В. было обнаружено на обелиске, воздвигнутом Салманасаром III;

3) по поводу текста Мф 19:24 → Игольные уши; метафорич. образ в Мф 23 понятен без пояснений.

Толковый словарь Даля :
ВЕРБЛЮД м. верблюдица ж. стар. велблуд, сиб. тымень, а самка бура; самый крупный жвачник, подымающий под вьюком 12-20 п.; одногорбый, об одной кочке, дромедар, африканский (у киргизов нар); двугорбый, о двух кочках, азиатский (киргизский тюэ); первый Camelus dromedarius, второй C. bactrianus, но остовы, костяки их одинаковы. У наших иногородцев нары редки. Верблюженок м. верблюжий жеребенок. И верблюда на оброти водят. Мал сокол, да на руке носит; велик верблюд, да воду возит. Велик верблюд, да воду возят; мал сокол, да на голове носят. Лег верблюд, так приехали, верблюд ложится под ношей, когда уже встать не может. Верблюжий, приналежащий верблюду, к нему относящийся. Верблюжье сукно, грубое, тканое из верблюжьего подшерстка (ошибочно названное армячиною, которая тчется из того же). Верблюжий пух, избура-желтый зимний подшерсток верблюда, который весною сымается клочьями. Верблюжье сено, растен. колючка, перекати-поле (их два), зольник, Salsola kali. Веблюжина ж. верблюжье мясо. Верблюдчик, погонщик, вожак при верблюдах. Верблюдник м. колкая, щетинная трава, калмыцкие шилья, растен. Alhagi. Верблюдина, верблюдка ж. верблюжья трава, растение Corispermum. Верблюжья трава, гуньба(?) Trigonella foenum.
Словарь Геце :

Нечистый. Лев 11:4. Втор 14:7.

Обитает в пустынных местах. Иез 25:5.

Имеют горбы на спине. Ис 30:6.

Резвы. Иер 2:23.

Изобилуют на востоке. 1Пар 5:21. Ис 60:6.

Часто богатство патриархов. Быт 12:16, Быт 30:43; Иов 1:3.

У царей в большом числе. 1Пар 27:30.

Употребляется:

Для верховой езды. Быт 24:61. Ис 21:7.

Для ношения тяжестей. Быт 37:25; 3Цар 10:2; 4Цар 8:9.

Для ношения почты и посланников. Есф 8:10.

На войне. Суд 7:12; 1Цар 30:17.

Верблюды богатых украшены цепочками и пряжками. Суд 8:21, 26.

Сбруя верблюда Быт 31:34.

Подвергается великим бедствиям. Исх 9:3. Зах 14:1-15:1.

С верблюдами обращались нежно и заботливо. Быт 24:31, 32.

Ценная добыча. 1Пар 5:20, 21; 2Пар 14:15; Иов 1:17; Иер 49:29, 32.

Из шерсти верблюда делали простое платье. Мф 3:4.

Христос взял для сравнения. Мф 19:24, Мф 23:24.

Словарь Вихлицкого :
Возможно, самое удивительное животное пустынь. Он очень неприхотлив — может до двух недель оставаться без воды и обходиться случайной, грубой пищей (сорняками, колючками). Чрезвычайно вынослив и очень понятлив. Может идти с большим грузом и по рыхлому песку и по острым камням. Живет верблюд до 50 лет и с древнейших времен является очень ценным домашним животным на востоке.
Словарь Никифорова :
(Евр гамал, носильщик, возница; Быт 13:16-64, Лев 11:4, Иов 1:3, Исх 60:6, Мф 23:24 и др.) — двукопытное, жвачное, млекопитающее животное, мясо которого было запрещено Евреям употреблять в пищу (Лев 11:4, Втор 14:7). Верблюды, говорит один из путешественников, суть корабли Аравии, морями для них служат пустыни; это животное создано Богом именно для ношения тяжестей. Верблюд бывает обыкновенно от 6-ти до 7 футов (около сажени) в высоту, очень понятлив и терпелив. На конце ног его находятся твердые и эластические копыта, не дозволяющие ноге глубоко опускаться в песок. В Свящ. Писании по большей части говорится о верблюдах одногорбых (дромадерах), тогда как Бактрийский верблюд имеет на спине два горба, между которыми находится как бы седло, на которое и навьючивают тяжести (Ис 30:6). Дромадер или одногорбый верблюд меньше и быстрее на ходу, чем двугорбый. Он неприхотлив в пище и питье; первою для него служит трава, листья или иглы колючего кустарника, которые он щиплет мимоходом на своем ходу по пустыне, а без питья он может оставаться от 4-х, 14-ти и более дней, что зависит от особенного устройства его желудка. Потому-то жители востока и называют верблюда сухопутным кораблем, или кораблем пустыни. Верблюд, когда на него навьючивают тяжесть, обыкновенно становится на колена, и во время навьючивания часто испускает крик гнева и нетерпения. Но его выносливость беспримерна. Из дня в день подвигается он неутомимо вперед, пока хозяин его не достигнет цели своего путешествия. Он питается в сутки однажды, но его длинная шея дает ему возможность срывать по временам те из немногих колючих растений, которые случайно попадаются ему в пустыне на пути. К шее верблюда прикреплялись иногда цепи, пряжки, колокольцы и другая конская сбруя, как украшение или как обыкновенная упряжь (Суд 8:21,26). Верблюжье мясо и молоко употребляются в пищу, а волоса его шкуры, которые короче и мягче, чем у прочих однородных с ним животных, употребляются для выделки грубого сукна на одежду (Мф 3:4). Из верблюжьей кожи делаются сандалии, ремни, мешки, меха, ранцы, а помет употребляется для топлива. Обычный период жизни верблюда от тридцати до пятидесяти лет. Потому-то верблюд особенно распространен на востоке с самых первых времен мира, и с того же самого времени является па службе человеку, как домашнее животное. «Вот, говорит бытописатель, идет караван Израильтян из Галаада (в Египте) и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан» (Быт 37:25). Вот царица Савская приходит в Иерусалим послушать Соломона, и верблюды ее навьючены благовониями и великим множеством золота (3Цар 10:2). Стада верблюдов считались доказательством большого богатства. Иов, по свидетельству книга его имени, имел 3,000 верблюдов (Иов 1:3). У Мадианитян и Амаликитян верблюдам не было числа, как песку на берегу моря (Суд 7:12). У Давида для надзора за верблюдами был особый приставник (1Пар 27:30). Верблюды употреблялись и во время войн. На них возились различные тяжелые воинские оружия тех времен, иногда на них садились и сами воины (1Цар 30:17); на верблюдах часто рассылались гонцы с грамотами от царей, особенно когда им предстоял путь чрез большие пустыни (2Пар 30:6, Еф 3:13-15), как это иногда делается даже доселе на Востоке. Молоко верблюдиц представляет один из существенных пищевых продуктов. В книге Бытия (Быт 32:15) мы читаем, что Иаков послал в дар Исаву, в числе прочего скота, тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их. Дойные верблюдицы очень ценятся у Арабов. По свидетельству Плиния в его естественной истории, это животное дает молоко в течении очень долгого времени. По Арабской поговорке: животное Нова (т.е. верблюд) — живое доказательство милосердия Божия к человеку. В Свящ. Писании слово верблюд употребляется иногда в иносказательном смысле о людях. Так пр. Исаия, изображая славное царство Мессии по обращении язычников, говорит: «Множество верблюдов покроет тебя, дромадеры из Мадиама и Ефы» (Ис 60:6). Но нельзя давать иносказательного значения слову верблюд в местах Свящ. Писания у Мф 19:24, Мф 23:24. Выражение пройти верблюду сквозь игольные уши употреблялось у древних как пословица, выражающая особенную непреодолимую в чем либо трудность для человека. Другое выражение: оцеживающие комара, а верблюда поглощающие указывает на людей, занятых мелочами, и в них полагающих всю важность, а из-за них упускающих без внимания важнейшие предписания закона, исполнение которых для всех обязательно. Верблюжий волос, как замечено выше, употреблялся для изготовления различного рода сукон и материй. Иногда они делались из самой лучшей и мягкой части волос, и тогда оные употреблялись на изготовление очень богатых и роскошных одежд. Низший сорт верблюжьих волос употреблялся на выделку сукна для покрытия палаток и верхней одежды пастухов и погонщиков верблюдов. По свидетельству путешественников, настоящие дервиши носят одежды из этого сукна, по которой опоясываются кожаным поясом. Нам известно, что одежда Иоанна Крестителя была из верблюжьих волос низшего сорта, так как в Евангелии она противопоставляется мягким и роскошным одеждам (Мф 11:8, Лк 7:25).