Библейские словари
Словарь Нюстрема : вил
Иеремия также говорит о Виле (Иер 50:2; Иер 51:44), кроме того, этот идол упоминается в апокрифическом произведении «Вил и дракон». Смотрите: Мардук.
Вил [аккад. белу, «господин»; родств. евр. баал; в совр. науч. литературе: Бел], называемый также Мардуком [еврейское Меродах; Иер 50:2], наряду с Ану и Энки принадлежал к числу верховных богов вавил. пантеона (Иер 51:44). Бывший изначально лишь главным богом Вавилона, он со времени правления Хаммурапи стал приобретать все большее значение. Его отцом считался Эйя, а сыном — Набу (библ. Нево, Ис 46:1). В. почитали в храме Эсагиле и в семиступенчатом зиккурате Этеменанки (→ Вавилон). Во время каждого празднования наступления нового года царь должен был в ходе торжеств. церемонии «прикоснуться к руке Мардука», чтобы тем самым обеспечить дальнейшее процветание государства.
ВИЛ (верховный владыка) — название верховного божества, почитаемого в Вавилоне как бога солнца и света (Ис. 46:1; Иер. 50:2; 51:44). В одной из указанных цитат (Ис. 46:1) Вил стоит вместе с именем Нево, а в другой (Иер. 50:2) — с именем Меродах. Нево и Меродах считались также Вавилонскими божествами.
Вил (בֵּל – то же, что Ваал = владыка, господин, сильный, могущественный; Βῆλος, Βήλ; Bel; Вилъ): Иса.46:1. Иер.50:2, 51:44. Дан.14. – Верховное божество вавилонян, бог солнца и света вообще; в астрологическом значении богов под ним разумеется планета Юпитера. Ему в Вавилоне воздвигнут был великолепнейший храм, имевший вид высокой, четырехугольной башни, в форме восьми башен, одна на другую воздвигнутых. Золотое изображение Вила находилось в нижнем ярусе. В самом верхнем ярусе находились постель и золотой стол, на котором ежедневно предлагалась ему пища. Вавилоняне почитали Вила живым богом, который ест и пьет; но обман этот жрецов открыт и обличен был прор. Даниилом. Zu den Apokr. 1. p. 146–147. Zell. 1. p. 143. Herz. 1. p. 643.