Словарь Нюстрема : возрождение
В НЗ это понятие упоминается только дважды. Но это не значит, что оно второстепенно. Библейские авторы часто и по-разному описывают это внутреннее преображение сердца. Светские авторы тоже говорят о возрождении. Для философов-стоиков оно означало возвращение к прежнему существованию. Они называли возрождением ежегодную смену времен года. Но для библейских авторов возрождение — это обновление, переход к высшему порядку существования. Это радикально новое начало.
Сущ. «возрождение» (Тит 3:5) и соотв. прич. «возродивший», «возрожденные» (1Пет 1:3,23) в НЗ передается тот процесс, в котором Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной → жизни. В. дарует человеку причастность к → Царству Божию, образуя, согласно Ин 3:3,5, предпосылку для того, чтобы он мог стать гражданином этого Царства, мог познать его реальность.
В Ев. от Иоанна этот процесс описывается как рождение «от Бога» (Ин 1:13), «от Духа» (Ин 3:8) или «свыше». Лежащий в основе этого описания образ естеств. рождения показывает, что человек ничего не может сделать для этого (от него требуется лишь → обращение к Богу) и что речь здесь идет исключит. о деянии Божьем, поскольку новая жизнь — это дар Божий. Именно это и позволяет говорить о рождении от Бога (Пс 2:7; Иак 1:18); Бог рождает человека Своим словом, словом истины (Иак 1:18), благовествованием (1Кор 4:15). Это слово есть нетленное, животворящее семя (1Пет 1:23), поэтому становится ясно, почему Павел мог утверждать, что он благовествованием рождал людей как верующих (1Кор 4:15; Флм 1:10 — Онисим). Итак, то, что происходит при В., — это коренное изменение безбожного человека — во исполнение обетования (Иез 36:26) — ради его спасения и обновления, которые делают его чадом Божьим. Этот акт, согласно Тит 3:5, связан с крещением (→ Крещение, III,2), даже если свидетельство всего НЗ и не дает повода считать час крещения моментом В. И все же В., дарующее человеку → веру, — это одномоментное событие, в отличие от обращения и → покаяния, которые могут повторяться, или от продолжительного → освящения.
Возрожд. может уклониться от веры, но затем обратиться к ней вновь (Иак 5:19). Поскольку В. является плодом слова Иисуса, то не может возродиться тот, кто не приемлет этого слова, т.е. ожесточивший свое сердце против Него (ср. Ин 8:43–47). Поскольку сам человек мало может способствовать своему В., то он оказывается не в состоянии назвать точный момент этого события. Библия не подводит нас к тому, чтобы мы могли наблюдать процесс В., но учит узнавать совершившееся В. по тому воздействию, которое оно оказывает на нас. В. рассматривается в ней как полож. Богом начало пути, по которому отныне нам следует идти в послушании вере. Цель этого пути — вечная жизнь. Возрожденный верит в то, что Иисус есть Христос (Помазанник) Божий (1Ин 5:1) и любит не только Христа как своего Господа и Бога, возродившего его, но и своих братьев во Христе, также рожд. от Бога (см. 1Ин 4:7; 1Ин 5:1). Поскольку отныне он, как чадо Божье, ведом Духом Божьим (Рим 8:14), то он побеждает мир (1Ин 5:4), совершает праведное пред Богом (1Ин 2:29), не делает греха (1Ин 3:9; 1Ин 5:18), т.е. он хранит себя как чадо Божье (1Ин 5:18), и ему предназначено обетование того, что лукавый не коснется его.
Перед возрожд. стоит задача возрастать в этой новой жизни; ведь в начальный период после своего В. верующие — как новорожд. дети (1Пет 2:2), которые нуждаются в легкоусвояемой пище, т.е. в обучении основам благовествования о Христе (в 1Кор 3:2 говорится о молоке; отсюда становится понятным, почему Павел в 1Фес 2:7 свое отношение к молодой церкви сравнивает с отношением матери). Указанные места Библии, вместе с тем, разъясняют, что постоянная забота о младенцах — не главное, взращивание возрожд. в Церкви и вместе со всей Церковью до их совершеннолетия (Еф 4:13) — вот основная цель В.
В основании этого библейского понятия лежит то место (Ин 3:3−8), где Господь Иисус говорит Никодиму: «Если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия». Господь употребляет при этом слово, означающее и свыше, и снова. Рожденный свыше становится участником иной жизни, чем его природная (ст. 6: «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»). Итак, эту новую жизнь создает Дух Божий, и не иначе как через Слово Божие в тех, кто по слову приходит к вере в Иисуса — Спасителя. 1Пет 1:23. Ин 1:13. Иак 1:18. Ин 3:16.
Это чудесный процесс, таинственный — как и все Божие творчество, уподобляемый ветру, хотя невидимому, однако проявляющему свое действие. Ин 3:8.
Из слов Иисуса о рождении «от воды и Духа», Ин 3:5, можно заключить, что между крещением и возрождением есть связь: Деян 2:38. Тит 3:5.
Влияние возрождения
Начало новой внутренней жизни. 1Пет 2:2; 2Кор 5:17; 1Ин 2:29.
Последствие этой новой жизни — вера, любовь, надежда. 1Ин 5:1, 1Ин 4:7; 1Пет 1:3.
Возрожденный имеет силу для преодоления соблазнов мира и победы над грехом. 1Ин 5:4, 1Ин 3:9, 1Ин 5:18.
В другом смысле, в смысле преображения всего мироздания по втором пришествии Христа, возрождение или второе рождение — славянское «пакибытие» — стоит у Мф 19:28.
Естественное повреждение человека, умершего в своих грехах, делает необходимым ... Ин 3:6; Рим 7:18, Рим 8:7, Рим 8:8; Еф 2:1−3; Кол 2:13.
Без возрождения никто не увидит Царства Божия. Мф 18:3; Ин 3:3, 5.
Возрождение обещано Богом. Иер 31:33, Иер 32:39, Иер 32:40; Иез 11:19, Иез 36:26; Соф 3:9.
Возрождение есть дело
Бога. Иез 36:26; Ин 1:13; Иак 1:18; 1Пет 1:3; 2Кор 5:17, 18; Еф 2:5.
Христа. 1Ин 2:29.
Святого Духа. Ин 3:6−8; Тит 3:5.