Загрузка

Словарь Нюстрема : юбилейный год

(евр. Иовель) праздничный год, который наступал после семи субботних лет, т.е. каждый пятидесятый год (Лев 25:8). В день очищения, 10-й день седьмого месяца высчитывали семь раз по семи, т.е. 49 лет, и возвещали по всей земле о наступлении юбилейного года протяжными трубными звуками. Этот звук обозначается в еврейском языке словом иовель; отчего и произошло название юбилейный год. Юбилейный год был подобен субботнему году, но он был в гораздо большей степени свободным годом или годом освобождения и восстановления. В этот год все должно было быть восстановлено в своем первоначальном состоянии. Этот год был годом отдыха для земли и скота. Все рабы освобождались, всякое имение, как купленное, так и заложенное, возвращались прежнему владельцу; исключение составлял дом в городе, если город был окружен стенами (Лев 25:29 и дал.). Каждое колено, каждый род и семейство должны были получить обратно свое прежнее владение, и все это должно было быть восстановлено в прежнем виде (Чис 36:4). В этом году нельзя было ни сеять, ни жать; только в случае нужды было позволено собрать из выросшего на полях, как это предписывалось и относительно субботнего года (Срав. Лев 25:21 и дал.).

Юбилейный год, еще в большей мере чем субботний год, должен был служить напоминанием о том, что Иегова есть Владелец и Владыка всего, народ был подвластен Ему, «ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25:23). Такой порядок, естественно, имел влияние на ценность земли и прочего имущества по числу лет, оставшихся до юбилейного года (Срав. Лев 27:17 и дал.).

Нельзя с уверенностью сказать, что евреи соблюдали юбилейные годы; указания на это встречаются в Иез 7:12 и дал., Иез 46:17; Срав. Иер 32:7 и дал. Исайя берет юбилейный год, как символ, изображающий «лето Господне благоприятное», когда будет возвещено Евангелие (Ис 61:1, срав. Лк 4:17).
Слово Юбилейный год найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Соблюдение Ю.Г. [еврейское шенат хайовел, «год труб»] было одним из предписаний, которые Господь дал Своему народу (Лев 25:8–16,23–55; Лев 27:16–25; Чис 36:4). Название «год труб» связано с тем, что начало его возвещалось звуком бараньего рога [еврейское йовел]. Название «юбилейный» [лат. annus jubilei или jubileus] фонетич. близко к евр. названию, однако оно плохо передает суть — точнее было бы назвать его «годом прощения». Другое название Ю.Г. — «год освобождения» [еврейское шенат дерор; Иез 46:17]; в Иер 34:8–22 слово дерор («свобода»), очевидно, обозначает год дарования рабам-евреям свободы. Однако во Втор 15:1–11; Втор 31 «год отпущения (прощения)» означает → «субботний год».

II. Каждый раз по истечении 7 субботних годов, т.е. по прошествии 49 лет, в великий → День очищения, после совершения соотв. об-ряда очищения народа, звуком труб (бараньих рогов) провозглашалось начало 50-го Ю.Г. День очищения был 10-м днем 7-го месяца (тишрей); Ю.Г. продолжался до следующей осени. Первый Ю.Г., согласно установлению, должен был отмечаться после занятия народом Израиля земли обетованной и ее обработки в течение 49 лет (Лев 25:8). Сигналом к началу Ю.Г. был трубный звук, возвещавший народу завета присутствие Бога (ст. 9).

III. 1) проведение Ю.Г. подчинялось строгим предписаниям Закона. Во-первых, как и в субботний год, земля должна была отдыхать. В пищу можно было употреблять лишь то, что само произрастало на полях (Лев 25:11−12). Для израильтян это было серьезным испытанием веры, поскольку и в год, предшествовавший этому, т.е. в субботний, действовали те же запреты. Но обетование для седьмого года о том, что Бог заранее дарует необходимый богатый урожай (Лев 25:20–22), относилось и к Ю.Г. Запрещение сеять и жать напоминало народу о его зависимости от Бога;

2) согласно Закону Моисея, распределение земли производилось с помощью жребия и земельный надел не мог быть отчужден от собственника. Если же к.-л. по бедности или другой причине продавал свой земельный надел или если в коленах, родах и семействах почему-либо нарушались предписанные Богом отношения собственности, то в Ю.Г. надлежало восстановить их в прежнем состоянии (Лев 25:24–28,32–34). То же относилось и к земле, посвящ. Господу (Лев 27:16–24), за одним исключением, о котором сказано в Лев 27:20–25. След. исключением были дома, располож. в городах, огражденных стенами. Они переходили в вечную собственность нового владельца уже спустя год (Лев 25:29−30). В остальных случаях продажа земли навечно не предусматривалась, а все изменения в установленном Богом порядке рассматривались как временные. кроме того, согласно Чис 36:4, если дочь, получившая в наследство земельный надел, выходила замуж за мужчину из другого колена, то в Ю.Г. за новым коленом закреплялось право на постоянное владение этой собственностью;

3) Бог, избавив израильтян от егип. рабства, сделал их Своими рабами. Выкупленные Богом израильтяне не должны были стать рабами людей. Поэтому тот, кто из-за нужды продавал себя в → рабы другому израильтянину, в отличие от рабов-язычников, мог претендовать на то, чтобы с ним обращались как с наемным работником или гостем. С началом Ю.Г. такой раб вновь обретал свободу (Лев 25:39–55), даже если семь лет его рабства, определенные Законом, еще не прошли (см. Исх 21:2; Втор 15:12). Каждому израильтянину, лишившемуся собственности и свободы, Господь обеспечивал таким образомвозможность заново начать жизнь в прежних условиях.

IV. В ист. книгах ВЗ ничего не говорится о соблюдении Ю.Г. (ни до, ни после вавил. плена), за искл. упоминания о тех последствиях, которые, согласно Чис 36:4, вытекают из предписаний об этом годе. Еще одно указание на Ю.Г. можно усмотреть в относит. низкой цене на поле, названной в Иер 32 (ср. напр., Лев 27:16), что можно объяснить предписаниями Лев 25:14–16. Среди небибл. источников свидетельства о субботних годах 164–163, 38–37 до Р.Х. и 68–69 по Р.Х. обнаруживаются в трудах Иосифа Флавия. По поводу юбилейных лет в иуд. предании говорится только то, что они были отменены после завоевания ассирийцами вост. берега Иордана, поскольку для их соблюдения было необходимо, чтобы весь израил. народ жил в Палестине — по уделам, выделенным каждому колену. Идея Ю.Г. представляет собой продолжение и завершение идеи субботы, в которой четко просматривается порядок числа «семь»: седьмой день — седьмой год — семь субботних лет — Ю.Г. В конечном итоге Ю.Г. служит провозвестием «лета Господня» (Ис 61:2), которое началось с приходом Иисуса и освобождением Им всего человечества (Лк 4:18,19,21).