Загрузка

Словарь Нюстрема : захария

Т. е. Господь помнит, или память Господа, — распространенное между евреями имя.

1) Четырнадцатый царь израильский, сын и наследник Иеровоама 2-го; после шестимесячного правления царством был убит Селлумом в 772 г. до Р.Хр. (4Цар 14:28, 4Цар 15:8).

2) Сын Варахин, один из двух верных свидетелей со стороны пророка Исайи (Ис 8:2).

3) Советник царя Озии; после его смерти царя стали постигать неудачи (2Пар 26:5). Может быть этот Захария, или предыдущий, является отцом Авии жены царя Ахаза, матери Езекии (4Цар 18:2, 2Пар 29:1).

4) Сын священника Иодая, бесстрашно обличал идолослужение во времена Иоаса; по повелению царя он был побит камнями во внутреннем дворе храма (2Пар 24:20, Лк 11:51);

5) Набожный левит, который вместе с другими поддержал царя Езекию (2Пар 29:13).

6) Пророк, сын Вархаиин и внук Адды (Зах 1:1); у Езд 5:1 назван сыном Адды. Возвратившись из Вавилона с Заровавелем, он, будучи еще молодым, начал пророчествовать (Зах 2:4), на втором году в восьмом месяце воцарения Дария Гистаспа, два месяца спустя после пророка Агея (520 г. до Р.Хр.). Вместе с Зоровавелем он ободрял и побуждал народ к возобновлению постройки храма. Их старание увенчалось успехом (Езд 6:14).

7) Священник из Авиевой чреды во времена Ирода. Ему явился в храме ангел и возвестил, что его престарелая жена Елисавета родит ему сына. Так как он не поверил слышанному от ангела, то сделался немым (Лк 1:5). Когда Елисавета родила сына, то они оба, как бы по согласию, дали ребенку одно и то же имя. После этого уста его разрешились и он прославил Бога (Лк 1:57).
Слово Захария найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Захария [еврейское Зехарья и Захарьяху, «Господь вспомнил, подумал (о ком-то)»]:

1) отец Иддо, главного начальника полуколена Манассии в Галааде во времена → Давида (1Пар 27:21);

2) левит, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 9:21; 1Пар 26:2). Он считался разумным советником;

3) левит, певец и привратник, современник Давида (1Пар 15:18,20; 1Пар 16:5);

4) священник, современник Давида (1Пар 15:24);

5) левит, сын Ишшии и внук Озиила, современник Давида (1Пар 24:25);

6) левит, сын Хосы из рода Мерари, привратник, современник Давида (1Пар 26:10−11);

7) левит, отец певца Иозиила, современника Иосафата (2Пар 20:14);

8) один из вождей колена Иуды во времена Иосафата (2Пар 17:7);

9) сын царя Иосафата (2Пар 21:2);

10) сын первосвященника Иодая. Исполненный Духа Божьего, З. предостерег царя и народ, когда Иоас, после смерти Иодая, отступил от Господа. Но против З. был составлен заговор и по приказу царя его побили камнями во дворе храма (2Пар 24:20−21). Именно это убийство Иисус подразумевает в Мф 23:35; Лк 11:51. Упоминание в этом контексте имен Авеля и З. указывает на то, что уже во времена Иисуса книги Паралипоменон стояли на последнем месте в евр. ВЗ. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Мф 23 тот З. назван сыном Варахии, как пророк З. Этому давались различные объяснения. Напр., высказывалось предположение, что З. был внуком Иодая, сыном которого был Варахия;

11) пророк, поучавший царя Озию «страху Божию» (2Пар 26:5);

12) сын Иеровоама II, который в 747 г. до Р.Х. в течение шести месяцев был израил. царем в Самарии. Он, как и его предшественники, делал неугодное в очах Господа и не отступал от грехов Иеровоама I — поклонения идолам (тельцу). Против него составил заговор Селлум; убив З., он воцарился вместо него. Так исполнилось предсказание о том, что потомки Ииуя будут занимать израил. престол только до четвертого колена (4Цар 15:8–12);

13) один из вождей колена Рувима в то время, когда оно было уведено в плен ассирийским царем Тиглатпаласаром III (1Пар 5:7);

14) отец Ави (Авии) и дед царя Езекии (4Цар 18:2; 2Пар 29:1);

15) сын Варахии, которого пр. Исаия, по повелению Господа, призвал в свидетели вместе со священником Урией, начертав на большом свитке слова: «Магер-шелал-хаш-баз» (Ис 8:1–4);

16) левит из рода Асафа, современник Езекии (2Пар 29:13);

17) левит из рода Каафа, современник Иосии (2Пар 34:12);

18) священник, современник Иосии (2Пар 35:8);

19–21) два израильтянина из колена Иуды, а также священник — их потомки жили в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:4,12);

22–23) два израильтянина, вернувшиеся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:3,11);

24) один из израил. начальников, которых Ездра направил в Касифье, чтобы те привели в Иерусалим служителей для храма (Езд 8:16). Возможно, он же стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4);

25) израильтянин, который взял себе иноплем. жену (Езд 10:26);

26–27) левит и священник, принимавшие участие в освящении Иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:35,41);

28) вениамитянин, сын Иеила, «отца гаваонитян» (1Пар 9:35,37). Возможно, он же упомянут в 1Пар 8 как → Зехер;

29) пророк, автор одной из книг ВЗ; → Книга пророка Захарии;

30) отец → Иоанна Крестителя, священник из Авиевой чреды. Его жену звали Елисаветой. Эти праведные пред Богом люди были бездетны. Однажды в храме, во время совершения З. жертвы каждения, ему явился архангел Гавриил и предрек, что у Елисаветы родится сын, который подготовит путь для Мессии. З. усомнился, т.к. его жена была уже в преклонном возрасте. Бог наказал его за неверие. Когда З. вышел к ожидавшему его благословения народу, то не мог говорить, т.к. был поражен немотой. После рождения сына З. написал на дощечке имя младенца: «Иоанн», после чего к нему вернулся дар речи. Исполнившись Св. Духа, З. восславил Господа, а затем, ссылаясь на ветхозаветные обетования, предсказал предназначение Иоанна (Лк 1:5–25,57–80).

Люди в Библии :

ЗАХАРИЯ (воспомянутый Господом):

а)  1 Пар. 5, 7 — один из вождей колена Рувимова.

б)  1 Пар. 9:21 — сын Мешелемии, один из привратников у дверей скинии собрания во времена Давида.

в)  1 Пар. 9:37 — один из сыновей Иеиля, отца Гаваонитян, предка Саулова из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне.

г), д)   1 Пар. 15:20, 24 — один из левитов и один из священников.

е)  1 Пар. 24:25 — левит, сын Ишшии, из рода Азиила, сына Каафы.

ж) 1 Пар. 26:11 — левит, сын Хосы, из рода Мерари.

з)   1 Пар. 27:21 — отец Идду, вождь полуколена Манассиина в Галааде, во времена Давида.

и)  2 Пар. 17:7 — один из князей, поставленных царём Иосафатом для наставления народа в законе Господнем.

к)   2 Пар. 20:14 — отец Иозиила, левит из потомков Асафовых.

л)  2 Пар. 21:2 — один из сыновей Иосафата, царя Иудейского.

м)  2 Пар. 24:20, 22 — сын Иодая, священника в царствование Иоаса, царя Иудейского.

н)  2 Пар. 26:5 — муж, живший в царствование Озии, царя Иудейского.

о)  2 Пар. 29:1 — отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии.

п)  2 Пар. 29:13 — один из сыновей Асафовых в царствование Езекии, помогавших в очищении храма Иерусалимского.

р)  2 Пар. 34:12 — один из прозорливцев во времена царя Иосии, надзиравший над работами по исправлению дома Божия.

с)   2 Пар. 35:8 — один из начальствующих в доме Божием, распределявших между священниками и народом всё, необходимое для великой жертвы пасхальной во времена царя Иосии.

т)   Езд. 8:11 — глава сыновей Бевая, возвратившийся с Ездрою из Вавилона.

у)   Езд. 8:3 — глава сыновей Пароша.

ф)  Езд. 8:16 — один из главных в народе, с которыми советовался Ездра близ р. Агавы.

х)   Езд. 10:26 — один из сыновей Елама.

ц)  Неем. 11:4 — предок Афайи, один из сыновей Иудиных.

ч)   Неем. 11:5 — предок Маасии, оставшийся жить в Иерусалиме.

ш) Неем. 11:12 — предок Адаии.

щ) Неем. 12:16 — священник, бывший главою поколения Иддо.

э)   Ис. 8:2 — сын Варахиин, сопровождавший пророка Исаию к пророчице.

ю) Лук. 1:5 — отец Иоанна Крестителя, муж Елизаветы, человек, праведный пред Богом, священник из Авиевой чреды.

я)  Зах. 1:1 — один из двенадцати меньших пророков, живших после Вавилонского плена.

Известные люди с именемЗахарияЗахария — хазарский каган, правивший в IX веке.Захария Вьенский (ум. 106) — священномученик, епископ Вьенский.Захария Митиленский (VI век) — христианский монофизитский деятель, богослов, историк.Захария Михайлович (ум. 1335) — новгородский посадникЗахария Саркаваг (1626—1699) — армянский историк.Захария Схоластик (ум. 560) — древнехристианский писатель.Захария Хризополитан (ум. ок. 1155) — экзегет Западной церкви.Захарий (папа римский) (в качестве папы 741—752)
Словарь собственных имен :

Захария זְכַרְיָהוּ ,זְכַרְיָה = Бог помнит, памятный, незабвенный у Бога; Ζαχαριας; Zacharias; Захарiа; L: Sacharia):

Словарь Вихлицкого :
(Иегова помнит)

а) (4Цар 14:29; 4Цар 15:8, 4Цар 15:11) — сын и наследник Иеровоама 2, царь израильский, царствовавший в Самарии шесть месяцев, последний из потомков Ииуя;

б) (4Цар 18:2; 2Пар 29:1) — отец (предок) Ави (Авии) (см. пункт п ниже);

в) (1Пар 5:7) — аналог. Беера, а;

г) (1Пар 9:21; 1Пар 26:2, 1Пар 26:14) — аналог. Авда, б;

д) (1Пар 9:37) — аналог. Авдон, г (в 1Пар 8:31 назван Зехер);

е) (1Пар 15:18, 1Пар 15:20; 1Пар 16:5) — аналог. Азария, а;

ж) (1Пар 15:24) — аналог. Амасай, в;

з) (1Пар 24:25) — левит из рода Каафа, потомок Ишшии, бросавший жребий на служение;

и) (1Пар 26:11) — левит из рода Мерари, один из сыновей (потомков) Хосы, привратник у западных ворот храма;

к) (1Пар 27:21) — отец (предок) Иддо;

л) (2Пар 17:7) — один из князей при царе Иосафате, посланных им учить народ закону Господню;

м) (2Пар 20:14) — отец (предок) Иозиила;

н) (2Пар 21:2) — один из братьев Иорама, царя иудейского, убитых им;

о) (2Пар 24:20; Мф 23:35; Лк 11:51) — священник, сын Иодая, первосвященник при царе иудейском Иоасе, побитый камнями по его приказу (в Мф 23:35 назван сыном Варахииным);

п) (2Пар 26:5) — мудрый и благочестивый советник царя Озии (возможно, упомянутый в пункте б или гг);

р) (2Пар 29:13) — аналог. Азария, р;

с) (2Пар 34:12) — один из левитов, поставленных царем Иосией для присмотра за работами в храме;

т) (2Пар 35:8) — один из начальствовавших в доме Божием при царе Иосии (возможно, сын Иодая, см. Иодай, о);

у) (Езд 5:1; Езд 6:14; Зах 1:1, Зах 1:7; Зах 7:1) — сын (потомок) Адды (Иддо, см. Иддо, г), один из малых пророков, современник пророка Аггея, начавший пророчествовать через два месяца после него (ср Агг 1:1 и Зах 1:1) во второй год Дария, то есть в 520 г. до РХ. Упоминание в Зах 9:13 Греции (Ионии) заставляет предположить, что пророк дожил по крайней мере до 490 г., когда в связи с началом греко-персидских войн эта страна стала широко известна;

ф) (Езд 7:4) — аналог. Авиуд, б (в 1Пар 6:6, 1Пар 6:51 назван Зерахия);

х) (Езд 8:3) — аналог. Евед, б;

ц) (Езд 8:11) — аналог. Евед, б;

ч) (Езд 8:16) — аналог. Ариэл (возможно, один из двух предыдущих);

ш) (Езд 10:26) — аналог. Авдий, г;

щ) (Неем 8:4) — один из глав народа или священников, стоявших рядом с Ездрою во время чтения закона;

э) (Неем 11:4) — аналог. Амария, ж;

ю) (Неем 11:5) — аналог. Адаия, ж;

я) (Неем 11:12) — аналог. Амций, б;

аа) (Неем 12:16) — аналог. Адна, в;

бб) (Неем 12:35) — аналог. Азариил, д;

вв) (Неем 12:41) — аналог. Езер, д (возможно, упомянутый в пункте аа);

гг) (Ис 8:2) — сын (потомок) Варахии, один из свидетелей пророка Исаии (см. пункт п выше);

дд) (Лк 1:5, Лк 1:12, Лк 1:18, Лк 1:21, Лк 1:59, Лк 1:67) — священник из рода Елеазара, отец Иоанна Крестителя.
Словарь Никифорова :
(Вспомянутый Господом) — имя многих лиц, упоминаемых в Библии, а именно: 1Пар 5:7 — один из вождей колена Рувимова, при отведении его в плен Феглафелласаром, царем Ассирийским. 1Пар 9:21 — сын Мешеламии, один из привратников у дверей Скинии собрания, во времена Давида. 1Пар 9:37 — один из сынов Иеиля, отца Гаваонитян, предка Саулова, из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне. 1Пар 15:20-24, 1Пар 15:15 — один из левитов и один из священников игравших на псалтирях тонким гласом и трубах при торжестве перенесения Ковчега Завета из дома Аведдара. 1Пар 24:25 — левит, сын Ишшии, из рода Озиила, сына Каафы. 1Пар 26:11 — левит, из рода Мерари, сын Хосы. 1Пар 27:21 — отец Иддо, вождь полуколена Манассиина, в Галааде, во времена Давида. 2Пар 17:7 — из князей, поставленных царем Иосафатом для наставления народа в законе Господнем. 2Пар 20:14 — отец Иозиила, левит из потомков Асафовых. 2Пар 21:2 — один из сынов Иосафата царя Иудейского. 2Пар 24:20-22 — сын Иодая, священника в царствование Иоаса царя Иудейского. Вдохновенный духом Божиим, он выступил на возвышение пред народом и грозно обличал царя и народ за то, что они отступили от Господа и предались идолопоклонству. Такое смелое порицание навлекло на Захарию сильный гнев Иоаса и его вельмож, и вот, по приказанию царя, которому отец Захарии, Иодай, оказал даже благодеяние, доставивши престол, он был побит камнями во дворе дома Господня. Последними словами Захарии были следующие: да видит Господь и да взыщет. 2Пар 26:5 — муж, живший в царствование Озии царя Иудейского; в кн. Пар о нем говорится, что он поучал страху Божию, и очевидно пользовался особенною доверенностью царя, потому что Озия, по словам той же книги, во дни Захарии прибегал к Господу Богу. 2Пар 29:1; отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии. 2Пар 29:13 — из сынов Асафовых, в царствование Езекии, помогавший в очищении храма Иерусалимского. 2Пар 34:12 — один из прозорливцев во дни царя Иосии, надзиравший над работами по исправлению дома Божия. 2Пар 35:8 — один из начальствующих в доме Божием, распределявших между священниками и народом все потребное для великой жертвы пасхальной во дни царя Иосии. Езд 8:11 — глава сынов Бевая, возвратившийся с Ездрою из Вавилона с 28 лицами мужеского пола. Езд 8:3 — глава сынов Пароша, при возвращении из плена. Езд 8:16 — один из главных в народе, с которыми советовался Ездра близ р. Агавы относительно возвращения второй части народа, священников и пр. из страны плена. Езд 10:26 — из сынов Елама, отпустивший по приказанию Ездры свою жену иноплеменницу, по возвращении из плена. Неем 8:4 — одно из лиц, стоявших по левую сторону Ездры, когда он объяснял народу закон Божий, и вероятно, тождественное с лицом, упомянутым в Езд 8:16. Неем 9:4 — предок Афаии, один из сынов Иудиных, живший по возвращении из плена в Иерусалиме. Неем 11:5 — предок Маасии, также подобно предыдущему лицу, оставшийся на жительство в Иерусалиме. Неем 11:12 —предок Адаии. Неем 12:16 — священник, бывший главою поколения Иддо, во времена Иоакима. Неем 12:35-41 — один из священников с трубами, присутствовавших при торжестве освящения стены Иерусалимской, по возвращении из плена. Ис 8:2 — сын Варахиин, сопровождавший пр. Исаию к пророчице при рождении от нее символического или таинственного сына: Магер-шелал-хаш-баз (т.е. спешит грабеж, ускоряет добыча). 2Езд 1:15 — здесь под Захариею разумеется известный певец Есман, во времена Давида, бывший в числе трех главных певцов. 4Цар 14:29, 4Цар 15:8-12 — сын Иеровоама II, царя Израильского. Точное время вступления его на престол Израильский неизвестно. Захария царствовал в смутное время и после шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа, составившим против него заговор и воцарившимся вместо него. Образ его жизни и царствования свящ. писатель характеризует следующими общими, но в то же время нелестными словами: «Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех» (4Цар 15:9). Думают, что пророчество Ос 7:5-7 указывает на то, каким образом был приведен в исполнение заговор Селлума на низложение и жизнь Захарии. Лк 1:5; Захария — отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей, и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения. ему явился Архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечею Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие. Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие. Обещанный сын родился и когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом — как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн — имя ему, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого, и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле. Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу (Лк 1:68-79), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений. Захария, сын Варахиин, упоминаемый Спасителем в Евангелии в грозно-обличительной речи против книжников и фарисеев (Мф 23:35, Лк 11:51). «Да придет на вас вся кровь праведная пролитая на земле, говорил Спаситель, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.» Много было различных объяснений относительно упоминаемого здесь лица. Некоторые думали, что здесь разумеется Захария — отец Иоанна Крестителя, будто бы убитый по приказанию Ирода, другие полагают, что это был Захария Варахиин, один из 12-ти меньших пророков; но с большею вероятностью полагают, что здесь упоминается Захария, сын Иодая, по повелению царя Иоаса побитый камнями во дворе дома Господня (2Пар 24:20-22). Так как второю книгою Паралипоменон, в которой повествуется об умерщвлении Захарии, заключается Еврейский канон, то это убийство было последним убийством праведных людей, о котором говорится в Библии, подобно тому как убийство Авеля было первое из них. Правда, Захария книгою Парал. называется сыном Иодая, а не Варахии, но это может быть было другое имя Иодая, или же Иодай был дед, а Варахия — отец. 1Мак 5:18 — отец Иосифа, военачальника в 1-й год Маккавейской войны. Зах 1:1 — один из 12-ти меньших пророков, живших после Вавилонского плена. Он именуется сыном Варахииным, сыном Аддовым; но Ездра просто называет его сыном Адды (Езд 5:1). Под этим наименованием впрочем должно разуметь слово: внук или потомок, как и в других подобных случаях. Он был, вероятно, священнического рода и родился во время плена. Его общественная деятельность началась во второй год царствования Дария, он сотрудничал вместе с пророком Аггеем в Иудее или Иерусалиме, по возвращении из плена. Оба они особенно возбуждали Иудеев к окончанию построения храма Иерусалимского, и по их убеждениям чрез три с половиною года со времени возобновления работ храм был окончен и освящен (Зах 6:14-16). О времени смерти Захарии из Свящ. Писания ничего неизвестно. По преданию, он умер в глубокой старости и погребен близ Иерусалима, подле пророка, Аггея. По преданию Иудейскому, он был членом великой синагоги. У LXX толковников, в Вульгате, Италийском и Сирийском (пешито) переводах пророкам Аггею и Захарии приписывают некоторые псалмы, но в Еврейском тексте подобных надписей нет.