Моисеевы законы, которые мы здесь приводим для сравнительного обзора, касались нравственности, гражданской жизни и левитского богослужения (Смотри «Законы»). Общий обзор разделения книг Моисея на Паршиот и Кафтарот в том порядке, в каком они читаются каждую субботу в иудейских синагогах в течение всего года.
(По комментарию А. Кларкеса.)
Паршиот или часть (отдел) закона.
Кафтарот или часть (отдел) пророков.
Порядок чтения Паршиот и Кафтарот
Когда спрашивают о ядре закона Моисеева, то, обыкновенно, указывают на десять заповедей или десять слов, которые Сам Господь написал и передал Моисею на Синае. Срав. Исх 31:18, Исх 34:1, Исх 34:28, Втор 4:13. Многие полагают, что закон относительно левитских обрядов был добавлен впоследствии к первоначальному ядру, потому что народ не мог понять высокого содержания закона и сейчас же по получении десяти заповедей вернулся к египетскому идолослужению, сделав золотого тельца. При виде этого Моисей в негодовании разбил скрижали и хотел оставить начатое дело (Исх 32:19, Исх 32:32). Он обратился к Богу и, получив от Него новое откровение, начал снова свое служение (Исх 33:18, Исх 34:18, Исх 34:29, Втор 10:1). После этого Моисей, по отношению к народу, стал более сдержанным (Книга Исх 34:32). Тогда выступили левиты (Исх 32:26, Втор 10:8 и дал.) и, как предполагают, наложили на народ тяжелое иго обрядов (Деян 15:10, Гал 4:3, Гал 4:9, Евр 7:18). С той точки зрения объясняют, напр., Иер 7:22 и дал., где сказано, что Бог, после того, как вывел израильтян из Египта, не заповедал относительно жертв всесожжения или других, но только, чтобы они слушались гласа Его; то же говорится у Иез 20:11, Иез 20:25, где в 11 стихе Господь говорит, что Он дал Израилю заповеди и постановления, исполняя которые человек будет жив, но в 25 ст. Он «попустил учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы».
»В словах завета (Исх 19:3-6) и в десяти заповедях не говорится ни слова относительно жертвоприношения» (Мелин). — «Закон о жертвоприношениях не стоял на первом месте, но десять заповедей занимали первое место. Не желавшие исполнять 10 заповедей не были способны принести жертвы, так как закон о жертвах не существовал для непослушных» (?) (Фьельстедт). «Народ израильский отпадением от Бога и желанием иметь видимый знак постоянного присутствия Божия показал, что ему нужно было такое богослужение, которое могло производить глубокое впечатление на внешние чувства. В скинии израильтяне получили нечто совершенно отличное от золотого тельца, которого они желали» (Фьельстедт). Срав. «Жертвы».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЗАКОНОВ МОИСЕЯ
(По комментарию А. Кларкеса.)
Паршиот или часть (отдел) закона.
Кафтарот или часть (отдел) пророков.
Порядок чтения Паршиот и Кафтарот
Когда спрашивают о ядре закона Моисеева, то, обыкновенно, указывают на десять заповедей или десять слов, которые Сам Господь написал и передал Моисею на Синае. Срав. Исх 31:18, Исх 34:1, Исх 34:28, Втор 4:13. Многие полагают, что закон относительно левитских обрядов был добавлен впоследствии к первоначальному ядру, потому что народ не мог понять высокого содержания закона и сейчас же по получении десяти заповедей вернулся к египетскому идолослужению, сделав золотого тельца. При виде этого Моисей в негодовании разбил скрижали и хотел оставить начатое дело (Исх 32:19, Исх 32:32). Он обратился к Богу и, получив от Него новое откровение, начал снова свое служение (Исх 33:18, Исх 34:18, Исх 34:29, Втор 10:1). После этого Моисей, по отношению к народу, стал более сдержанным (Книга Исх 34:32). Тогда выступили левиты (Исх 32:26, Втор 10:8 и дал.) и, как предполагают, наложили на народ тяжелое иго обрядов (Деян 15:10, Гал 4:3, Гал 4:9, Евр 7:18). С той точки зрения объясняют, напр., Иер 7:22 и дал., где сказано, что Бог, после того, как вывел израильтян из Египта, не заповедал относительно жертв всесожжения или других, но только, чтобы они слушались гласа Его; то же говорится у Иез 20:11, Иез 20:25, где в 11 стихе Господь говорит, что Он дал Израилю заповеди и постановления, исполняя которые человек будет жив, но в 25 ст. Он «попустил учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы».
»В словах завета (Исх 19:3-6) и в десяти заповедях не говорится ни слова относительно жертвоприношения» (Мелин). — «Закон о жертвоприношениях не стоял на первом месте, но десять заповедей занимали первое место. Не желавшие исполнять 10 заповедей не были способны принести жертвы, так как закон о жертвах не существовал для непослушных» (?) (Фьельстедт). «Народ израильский отпадением от Бога и желанием иметь видимый знак постоянного присутствия Божия показал, что ему нужно было такое богослужение, которое могло производить глубокое впечатление на внешние чувства. В скинии израильтяне получили нечто совершенно отличное от золотого тельца, которого они желали» (Фьельстедт). Срав. «Жертвы».
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЗАКОНОВ МОИСЕЯ