Словарь Нюстрема : закваска
Закваска
I. При выпечке хлеба в тесто добавляли немного старого, кислого теста, оставленного от предыдущего замеса и сохраняемого в воде. От этой добавки вновь замешиваемое тесто заквашивалось. Такое воздействие З. стало символом незаметного, но действенного влияния — как в плохом (Мф 16:6,11; Мк 8:15; Лк 12:1; Гал 5:9), так и в хорошем смысле (Мф 13:33; Лк 13:21).
II. 1) израильтянам было запрещено добавлять З. во все хлебные приношения, которые сжигались на жертвеннике (Лев 2:11), но квасной хлеб входил в состав мирной жертвы (Лев 7:13) и приносился в числе первых плодов (Лев 23:17);
2) при → исходе из Египта у израильтян не было времени, необходимого для того, чтобы тесто закисло (Исх 12:39); в воспоминание об этом они не должны в праздник Опресноков употреблять З. в пищу и держать ее в доме (Исх 12:17–20; Втор 16:3);
3) для Павла З. означает связь со старой, греховной сущностью дохрист. существования, опресноки же символизируют совершенное, новое начало, даров. Иисусом (1Кор 5:6–8; см. 2Кор 5:17).
Для печения хлебов. Ос 7:4.
Ея способность распространяться. 1Кор 5:6.
Запрещалась:
На празднике Пасхи. Исх 12:15−20.
Вместе с кровью принесение ее в жертву. Исх 34:25.
Принесение в жертву с мясом, которое сжигалось. Лев 2:11, Лев 10:12.
Вместе с жертвами благодарения. Лев 7:13. Ам 4:5.
Начатки плодов приносились вместе с закваской Лев 23:17.
В переносном смысле:
О быстром распространении Евангелия. Мф 13:33. Лк 13:21.
Об учении фарисеев. Мф 16:6, 12.
О безбожных учениях. 1Кор 5:6−7.
О лжеучителях. Гал 5:8−9.
О хитрости и нечестии. 1Кор 5:8.