1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис 17:1), при разделе земли между коленами и родами (Чис 26:55, Деян 13:19), поэтому участки земли в Палестине, полученные через метание жребия, названы словом «жребий» (Нав 15:1, Суд 1:3); далее, для обнаружения преступников (Нав 7:14, 1Цар 14:41 и т.д., Срав. Иона 1:7); также при распределении службы в храме и служебных поручений (1Пар 24:5, Неем 10:34, Лк 1:9); жребий употребляли при служебных и частных спорах относительно собственности (Притч 16:33, Притч 18:18, Пс 21.19, Мф 27:35). О способе бросания жребия израильтянами мы ничего определенного не знаем. Предполагали, что они употребляли маленькие камешки (слово «гораль» — жребий — обозначает также маленькие камешки) различных цветов или с различными надписями, которые выбрасывали из урны на землю или в полу одежды. (см. Притч 16:33, Лев 16:8). Некоторые предполагают, что урим и туммим были также камни, которыми пользовались для бросания жребия. Срав. 1Цар 14:36 и дал.
2) У языческих народов жребий был очень распространен при принятии тех или других решений (Наум 3:10, Есф 3:7, Авд 1:11). Особенный род жеребьевки мы встречаем у вавилонян: они употребляли стрелы, на которых писали имена городов, клали в колчан, перемешивали их, и вынутая стрела показывала им тот город, на какой они должны были напасть (Иез 21:21). Что-то подобное подразумевается, вероятно, у Ос 4:12 под словами: «народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ».
Употребление жребия в христианской церкви имеет только один достойный внимания пример: Апостолы при избрании Матфея в число двенадцати на место Иуды Искариота бросили жребий (Деян 1:26). Существует особая Братская община, которая приняла этот способ. Для права пользования жребием они поставили некоторые условия, а именно:
1) невозможность иным путем узнать волю Божию;
2) разбирать дело с молитвой и благоговением;
3) полнейшее послушание будущему решению.