: h моисей
Моисей (מֹשֶה = из воды извлеченный или спасенный; Μωϋσῆς; Moyses; Мѡѵсе́й; L: Mose): Исх.2:10, 6:20, Чис.26:59. Нав.24:5. 1Цар.12:6. 3Цар.8:53. 4Цар.18:4, 21:8, 23:25. 1Пар.6:3, 23:13–15. 2Пар.1:3, 5:10, 23:18, 24:6, 30:16, 33:8, 34:14. Пс.89:1, 98:6. Сир.45:1. Иер.15:1. Мих. 6:4. Мал.4:4. 1Ездр.3:2, 6:18. Неем.1:7, 8:1, 14, 10:29, 13:1. 2Ездр.1:6, 5, 48, 7:6, 9:39. Мф.8:4, 17:3, 22:24, 23:2. Мк.9:4. Ин.1:17, 45, 3:14, 5:45–46, 7:23, 8:5, 9:29. Деян.7:20, 35, 37. Евр.3:2, 3, 5, 11:23. 24. и друг. – Сын Амрама, сына Каафа, сына Левия, сына патриарха Иакова (Исх.2:1, 6:16–20), вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Родился в Египте за 1574 года или за 1576 лет до Р. Хр. (Сн. Герц. X. р. 34 и дал. и Богосл. со Св. Ист. Летосч. р. 3–4). Евреи прожили уже в Египте около 400 лет. Приближалось время исполнения обетования Божия Аврааму об избавлении их от рабства египетского (Быт.15:13–16). Около этого времени цари египетские, опасаясь размножения их, стали угнетать и изнурять их тяжкими работами, и дано было наконец сперва тайное приказание повивальным бабкам, а потом – открытое всем египтянам – убивать младенцев еврейских мужеского пола и бросать их в реку (Исх.1:6–22). Мать Моисея, Иохаведа, долго скрывая сына своего, и не могши более скрывать его, положила его в осмоленной корзинке при береге Нила в тростник. Здесь нашла его дочь фараона, вышедшая на реку мыться, и решилась сохранить жизнь его; он отдан был ею на воспитание своей матери; после представлен дочери фараоновой, взят ею вместо сына, наименован Моисеем и воспитан во всей мудрости египетской (Исх.2:1–10. Деян.7:19–22). Флавий рассказывает, что с течением времени ему поручено было начальство над войском против эфиоплян, и Моисей блистательно отразил притеснителей, осадил их столицу и заключил весьма выгодный договор (Древн. к. 2. гл. 10). Такие или подобные славные качества и действия могли открывать ему путь к престолу; но он, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение и обладать богатствами египтян (Евр.11:24–26). С молоком матери воспринявший в себя семена истинной веры и благочестивых преданий, он, в 40 лет от рождения, не мог, конечно, не знать о своем происхождении, и не мог не сочувствовать страданиям своего народа, о которых не мог не слышать. Однажды он вышел навестить своих братьев-израильтян, и увидел, что один египтянин жестоко бил еврея; он убил мучителя и скрыл труп его в песке (Исх.2:11–12). Поступок этот показывал в нем не только любовь к справедливости, но и тайное предчувствие о своем назначении. Он думал, что поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли (Деян.7:25). На другой день он опять вышел и увидал: дерутся два еврея. Он начал унимать их и говорил обидчику: «Вы братья; зачем же ты бьешь его?» Но тот оттолкнул его и сказал: «Кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил египтянина?» Моисей испугался; он не думал, чтобы вчерашний случай мог сделаться известным. А между тем слух об убийстве им египтянина дошел уже до двора, и фараон стал искать, чтобы предать его смертной казни. Тогда Моисей, оставив двор, удалился в землю Мадиамскую и нашел себе пристанище в доме мадиамского священника Иофора, вступил в супружество с его дочерью Сепфорою, и провел здесь 40 лет, пася стада тестя своего (Исх.2:13–21. Деян.7:26–30). И в это-то время, когда он находился однажды со стадами своими при горе Хориве, он призван был Богом к избавлению народа, своего от рабства египетского. Он увидел здесь необыкновенное явление: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Он стал подходить ближе, чтобы рассмотреть, но услышал голос от Господа из среды куста: «Моисей, Моисей! Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Терновый куст этот, объятый пламенем и не сгорающий, изображал собой судьбу народа еврейского в Египте, который страдал в огне бед, но не умалялся от гонений. Моисей поспешно׳ снял обувь, и от страха закрыл лицо свое. Господь сказал ему: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Я вижу страдание народа Моего в Египте; слышу вопль и стенания его от приставников египетских. Итак, иди и выведи народ Мой из Египта». Моисей отрекался от сего, страшась своего недостоинства и представляя разные затруднения; но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своею помощью, открыл ему Свое имя и вооружил его чудесами, обещал ему отверсть уста его и в помощь ему указал ему брата его Аарона. Тогда Моисей, возвратившись к тестю своему, возвестил ему о своем намерении посетить своих братьев в Египте, и с миром им отпущенный, отправился, и с семейством своим, но потом семейство возвратил к тестю своему (Исх.18:2), и встреченный братом своим Аароном, пересказал ему все слова Господа и все знамения, какие Он ему заповедал. Прибывши в Египет, они прежде всего собрали старейшин Израилевых, возвестили им волю Божию, сотворили пред ними чудеса, и народ, уверовав в них, предался их водительству (гл. Исх.8, 4). Тогда Моисей и Аарон предстали пред фараона, царя Египетского, и от имени׳ Иеговы, Бога Израилева, просили его отпустить евреев из Египта на три дня для совершения богослужения в пустыне. Но фараон с гордостью отвечал: «Кто такой Иегова, чтобы слушать Его? Я Его не знаю, и израильтян не отпущу», и еще более велел угнетать евреев. Тогда Бог поразил египтян страшными казнями. Последняя из них – избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских, победила, наконец упорство фараона, и евреи, совершив в последнюю ночь по повелению Божию Пасху, вышли наконец из Египта в числе 600,000 мужей, со всем своим имуществом, и множество иноплеменных людей вышло с ними (гл. Исх.5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12). Как ни поспешно было исшествие, но Моисей взял кости Иосифовы, как завещано было самим Иосифом и взяты были кости и некоторых других патриархов (Исх.13:19. Нав.24:32. Деян.7:15–16). Куда направлять им путь свой, сам Бог показывал им. Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь им (Исх.13:21–22). Он не повел их в землю обетованную кратчайшим путем, чрез филистимскую землю; потому что, увидевши опасности войны, они по малодушию могли бы возвратиться в Египет; а повел чрез пустыню, по направлению к Чермному морю, на юг (Исх.13:17–18). Но вскоре фараон и египтяне раскаялись, что отпустили евреев, и узнав, что они идут неправильным путем, почли это заблуждением, и пустились с войском догонять их, чтобы снова возвратить их себе, и уже приближались к их стану у Чермного моря. Тогда израильтяне, видя пред собою море, позади – войско египетское и по обе стороны – горы, в ужасе начали роптать на Моисея. Моисей успокаивал их надеждой на Бога, и между тем в душе своей слезно молился Богу о спасении. Тогда Господь сказал ему: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтобы продолжали путь; а ты возьми жезл свой и раздели им море, и сыны Израилевы пройдут среди моря по суше; египтяне вступят за ними; но Я покажу славу Мою над фараоном и над всею силою его, и они узнают, что Я Иегова». Тогда облачный столп, шедший пред ополчением израильтян, стал позади них, и израильтянам освещал путь, а египтян оставлял во мраке. Между тем Моисей простер руку свою на море, и Господь сильным восточным ветром в продолжение целой ночи разогнал море и осушил дно; сыны Израилевы пошли среди моря сушею, воды же были им стеною с правой и стеною с левой стороны. Египтяне вошли за ними в средину моря; но пред утром Бог привел их в смятение; они почувствовали, что рука Божие отяготела над ними, и хотели бежать назад. Но Моисей, когда народ израильский вышел уже на противоположный берег, снова простер руку свою на море, и воды возвратились в место свое, и покрыли фараона со всем войском его, и колесницы, и всадников его; не осталось ни одного из них, некому было воротиться и возвестить в Египте об этой страшной погибели. Тогда Израиль видел чудное спасение свое, и Моисей и весь народ торжественно воспели на берегу моря благодарственную победную песнь Богу: «Поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Тогда Мариам, сестра Моисея, и вслед за нею вышли все женщины с тимпанами и ликованием, и ударяя в тимпаны, пели: «Будем петь Господу; ибо Он высоко превознесся, коня и всадника ввергнул в море» (Исх.14:5–31, 15:1–21). Заметим здесь, что торжественная песнь эта в Православной Церкви нашей занимает первое место в числе 9-ти священных песней, служащих, основанием известных песенных канонов Церкви, ежедневно воспеваемых ею во славу Бога и ׳Святых Его. Избавивши так. обр. евреев от рабства египетского, Моисей повел их в землю обетованную пустыней Аравийской. Три дня шли они пустынею Сур, и не находили воды кроме горькой (от чего это место и названо Мерра, т. е. горечь). Бог усладил эту воду, повелев Моисею положить в нее некое дерево, от чего вода сделалась сладкой. В пустыне Син, когда народ роптал на недостаток в пропитании, желал мясной пищи и сожалел об оставленном Египте, Бог снизошел к их детским желаниям, послав им множество крастелей, и для отвращения нужды с сего времени во все последующее время посылал с неба манну, которой питались они сорок лет, пока не вошли в пределы земли обетованной. В Рефидиме, по случаю недостатка воды и ропота народа, Моисей, по по велению Божию, извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее жезлом своим. Место это названо Масса и Мерива. Здесь амаликитяне сделали нападение на евреев, но побеждены были храбрым войском под начальством Иисуса, при молитве Моисея, который во все продолжение сражения молился на горе, воздевши руки свои к Богу (Исх.15:22–27. и гл. Исх.16, 17). При горе Хориве, где Моисей расположился станом со своим народом, пришел к нему тесть его Иофор и представил ему его семейство. Моисей рассказал ему обо всем, что сделал Господь с фараоном и египтянами за Израиля и обо всех трудностях на пути, и как избавил их Господь, и Иофор радовался о всех благодеяниях Божиих и прославлял Бога, и, видя тягостный труд Моисея в разбирательстве дел народа, дал ему совет, чтобы он выбрал из народа людей способных, богобоязненных, правдивых и бескорыстных, и поставил бы их тысяченачальниками, стоначальниками, пятьдесятоначальниками и десятоначальниками; так чтобы всякое дело у народа судили они, а ему доносили только о важных и трудных делах. Моисей принял благоразумный совет этот; и вскоре они простились, и Иофор возвратился в свою землю (гл. Исх.18). В третий месяц по исходе из Египта, в самый день новолуния, евреи подошли наконец к Синаю и расположились станом своим против горы. Тогда Господь немедленно повелевает Моисею объявить народу, что Он намерен торжественно вступить с ними в завет, дабы образовать из ·него Себе избранный народ и священное царство, и когда народ изъявил свое согласие и готовность исполнять все повеление Божии, Господь повелел ему приготовиться, и на третий день народ поставлен был около горы в некотором расстоянии, со строгим запрещением не приступать к ней ближе известной черты. С утра третьего дня раздались удары грома, стали сверкать молнии и густая туча обложила гору, и раздавался трубный звук, который становился все сильнее и сильнее, гора вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее, и дым восходил от нее, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это-то время Господь в слух всего народа изрек Свои заповеди: «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии разве Мене», и пр. Народ в благоговейном трепете внимал словам Божиим, и после говорил Моисею: «Говори ты с нами и передавай нам, что скажет тебе Бог, и мы будем слушать и исполнять, но нам невозможно непосредственно получать от Бога повеление Его, чтобы не умереть». Моисей ободрил их трепет, и вступив паки во мрак Божий, принял от Бога разные законы касательно церковного и гражданского благоустройства, и сошедши с горы, сообщил все это народу, и все написал в книгу. На другой день народ, со своей стороны, торжественно вступает в завет с Богом. Моисей поставляет под горою жертвенник и около него 12 камней, по числу колен Израилевых, приносит жертвы, читает вслух книгу Завета, и народ дает обещание исполнять все, что повелит им Господь. Тогда Моисей кропит народ кровью и говорит: это кровь Завета, в который вы вступили с Богом. После сего Моисей снова восходит на гору, проводит там 40 дней, получает наставление от Бога о сооружении Скинии и в заключение всего две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (гл. Исх.19, 20, 24, 31:18). Так дан был Богом закон на горе Синае! Дополненный и объясненный потом другими откровениями Божиими Моисею, он составлял основание всего Ветхозаветного уложения. – Между тем, как Моисей долго оставался на горе, народ, почитая его уже погибшим, приступил к Аарону и требовал, чтобы он сделал им Бога, который бы шел пред ними. Аарон не имел столько твердости, чтобы противостоять такому возмутительному требованию; он потребовал золота и слил им из него тельца, учрежден праздник, и народ стал покланяться тельцу, как Богу. Моисей от самого Бога узнал об этом преступлении народа своего, и сошед с горы, застал бесчиние праздника языческого. Тогда в жару негодование он бросил скрижали из рук своих и разбил их; потом взял золотого тельца, сжег в огне, и, обратив в прах, высыпал в источник и заставил израильтян пить эту воду; затем сделал строгий выговор Аарону, и вызвав к себе из стана верных Богу, велел избить главнейших виновников преступления и до трех тысяч человек пало от меча их. После сего поспешил опять на гору, провел там 40 дней без пищи, и молился с такою ревностью, что лучше желал сам изглажден быть из книги жизни, нежели, чтобы народ оставлен был Господом. Господь преклонился на милость, но велел объявить народу, что Он сам не будет сопутствовать им. Угроза эта имела свое действие; народ облекся во вретище и принес чистое раскаяние; тогда Моисей усугубил свои молитвы, – и Господь возвратил им Свое благоволение, снова обещав им Свое присутствие. Возбужденный такою милостью, Моисей возымел еще большее дерзновение: для торжественного восстановления завета, просил Бога новым, высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот еще раз велено ему было явиться на горе с приготовленными скрижалями; снова провел он там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил пред ним Своею славою; Моисей в благоговении пал на землю, видел сзади проходящего Господа со славою, слышал слова Его, возвещающие милость и правду Божию, получил подтверждение Завета и новое божественное изваяние десятословие на скрижалях, им устроенных. Отсвет славы Божией отразился на лице Моисея, и когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него; тогда он носил покрывало на лице своем, которое снимал с себя, когда являлся пред Господа. Так торжественно восстановлен был завет с Богом! (гл. Исх.32, 33, 34). После сего, здесь же при Синае Моисей приступил к сооружению Скинии. Полгода строилась она указанными Богом художниками, и когда была готова, освящена была священным елеем помазания со всеми ее принадлежностями. Тогда облако – знамение присутствия славы Божией – покрыло Скинию, так что на этот раз сам Моисей не мог войти в нее. Для служения в Скинии, по повелению Божию, назначен и освящен был Аарон с его сыновьями. Вскоре, в помощь Аарону и сыновьям его, отделено было на служение при Скинии все колено Левиино (Исх.35:4–35. гл. Исх.36–40. гл. Лев.8:9). После Скиния обновлена была принесением богатых жертв и даров народом. В тоже время совершена по повелению Божию Пасха (гл.Чис.7, 9:1–5). Наконец, когда все было устроено и сделаны были распоряжение касательно дальнейшего пути, в 20-й день второго месяца второго года, облако поднялось от Скинии, и евреи двинулись в путь, пробыв около года при Синае (Чис.9:5, 10:11–12). Дальнейшее это шествие их сопровождалось многочисленными искушениями, беспорядками, малодушием, ропотом и гибелью народа, но оно представляет вместе непрерывный ряд великих чудес, милостей и благодеяний Божиих. В пустыне Фаран произошел ропот народа на невыгоды странствования; в наказание за это часть стана истреблена была посланным от Бога огнем; но это так мало вразумило прочих, что они, по возбуждению особенно иноземцев, стали пренебрегать манною, плакали о роскоши египетской и требовали себе мясной пищи; ропот распространился по всему стану; и Моисей сильно возмущен был этим, и жаловался Богу, что на него возложено такое бремя. Для облегчения тяжкого бремени Моисея Бог повелел избрать 70 мужей и излил на них дух пророческий, и в тоже время, снисходя желанию народа мясной пищи, в избытке обещал удовлетворить сему желанию; но эта прихоть и пресыщение были причиной смерти многих из них. Место, где это происходило, названо «Гробами похотения» (Чис.10:12 и гл. Чис.11). В следующем стане Моисей испытал неприятность от самых родных своих; но Бог превознес его пред всеми, как верного во всем дому Его, с которым Он устами к устам беседует, и явно, а не во сне и не в гаданиях (Чис.12 гл.). Продолжая далее путь свой, евреи приблизились к земле обетованной, и скоро могли бы овладеть ею, если бы неверие и малодушие не воспрепятствовали тому. В пустыне Фаран, в Кадесе, избравши из среды себя 12 соглядатаев, они отправили их осмотреть эту землю, и по возвращении их, услышав от них о великой силе, великом росте и многочисленности ее жителей и укрепленных городах ее, произвели самый возмутительный ропот; советовались избрать вождя для возвращение в Египет, и самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев хотели побить камнями за то, что они осмелились напомнить им о воле и помощи Божией. Тогда Бог осудил их за это на сорокалетнее странствование, так что все они, свыше 20-ти лет, должны были умереть в пустыне, кроме И. Навина и Халева (гл. Чис.13, 14). Около этого же времени открылось новое возмущение, произведенное Кореем, Дафаном и Авироном против самого Моисея и Аарона. За это Господь наказал возмутителей страшными казнями. и священство снова утверждено за домом Аарона (гл. Чис.16, 17:1–11). Долго, целые 37 лет, евреи странствовали по пустыне, и почти все, вышедшие из Египта, в пустыне померли (Чис.33:18–36. Сн. Втор.1:46, 2:14–15). Наконец, когда они долго ходили вокруг горы Сеира, Господь повелел им обратиться к северу и мимо селений сынов Исавовых идти в землю обетованную, и вот, с наступлением 40-го года от выхода из Египта, они являются в Кадесе, на границе земли Идумейской. Здесь Мариам скончалась; и Моисей и Аарон осуждены умереть вне земли обетованной – за то, что, по случаю недостатка воды, они обнаружили со своей стороны недостаток веры пред народом, тогда как имели от Бога повеление извести ее из камня Втор.2:1–8. Чис.20:1–13. В дальнейшем пути на горе Ор скончался Аарон, передав первосвященство сыну своему Елеазару (Чис.20:22–29). Далее Господь предал в руки евреям жителей города Арада, и они истребили их (Чис.21:1–3, 33:40). Но потом народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на них ядовитых змей, и, когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медное изображение змия на древе для их уврачевания (Чис.21:4–9. сн. Ин.3:14–15). В дальнейшем пути, обошед земли моавитян и аммонитян, евреи приблизились к пределам аморрейским, и Господь предал им Сиона, царя Аморрейского, и потом Ога, царя Васанского, и они, заняв их земли, поставили стан свой у Иордана, против Иерихона (Чис.21:21–35, 22:1. Втор.2:9, 18–19, 24–37, 3:1–11. Суд.11:17–22). В это время моавитяне и мадианитяне, опасаясь оружия евреев, искали средств, как бы унизить их, для этого призывали известного волхва Валаама, чтобы проклял их; тот вместо проклятия трижды произносил благословение, но после, увлеченный корыстолюбием, научил их посредством притворной дружбы вовлекать израильтян в любодеяние и идолопоклонство, и евреи сильно были унижены. За это преступление 24,000 человек погибли у них от язвы и частью были повешены по повелению Божию. В это время особенным ревнителем благочестия был Финеес, сын первосвященника Елеазара, и наконец незадолго до кончины Моисея, Бог повелел отомстить мадианитянам за губительный соблазн их, и они все были истреблены и с царями их и с Валаамом (гл. Чис.22–25, 31). Наконец, поскольку и сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен войти в землю обетованную, то он просил Господа, чтобы указал ему достойного преемника, и Господь указал ему его в лице Иисуса Навина. Тогда Моисей передает ему пред всем Израилем свое звание, потом делает распоряжение о владении и разделении земли обетованной, далее созывает народ и торжественно повторяет ему данные Богом в разные времена законы и внушает свято хранить их; трогательно напоминает им при этом о благодеяниях им Божиих в течение сорокалетнего их странствования; пророчествует о великом Пророке и судьбе народа; угрожает проклятием нарушителям закона и возвещает благословение верным, завещая произносить проклятие на горе Гевал, а на горе Гаризин – благословения; далее все свои увещания, весь повторенный закон и окончательные свои распоряжения вписывает· в книгу и, отдав ее священникам для хранение при ковчеге Завета, вменяет им в обязанность каждый седьмой год всенародно прочитывать ее в праздник кущей. В последний раз будучи призван пред Скинией вместе с преемником своим, получает откровение о будущей неблагодарности народа и передает ему об этом в обличительной и поучительной песне. Наконец воззванный на гору Навав и издали видев землю обетованную, там умирает 120 лет. Тело его погребено в долине близ Беф-Фегора. Место погребения осталось неизвестным. Народ почтил память его тридцатидневным плачем (Чис.27:12–23. гл. Чис.32, 33, 50–56, гл. Чис.34, 35, 36 и вся кн. Втор.). Сн. Церк. Библ. Ист. М. Филар. Пер. 4-й. Свящ. Ист. В. 3. Богосл.: Времена Моисея. Zell. 2. р. 14–147.