Загрузка

Словарь собственных имен : афины

Афины, Афинянин, Афиняне (Ἀθῆναι, Ἀθηνᾶιος, Ἀθηνᾶιοι; Athenae, Athenienses; Аѳины, Аѳинеи; Athen, die Athener): 2Макк.6:1, 9, 15. Деян.17:15–16, 21–22. Фес.3:1. – Древняя столица Аттики и главное место греческой образованности, искусства, торговли, богатства и роскоши в цветущие времена Греции. Город этот лежит на западной стороне Аттики, между реками Кефиссом и Илиссом, вливающимся в Фалерский залив, и имел три гавани: Фелерон, Мунихию и Пирей. Самый город составляли многие холмы, которые обнесены были стенами. Посреди города возвышался крутой, обрывистый холм, который окружен был особенной стеной и застроен храмами, памятниками и другими общественными зданиями. Это место называлось Акрополем. На северо-запад от него находился другой, меньшей величины, холм, называемый Ареопагом, т. е. Марсовым полем или Марсовым холмом. На юго-запад и к югу лежали другие холмы. Площадь «Агора», где был рынок и постоянно толпился народ, находилась между Акрополисом и на юго-запад лежащими от него холмами. Город Афины, по преданию, основан Кекропсом за 1500 лет до Р. Хр. Основателем могущества Афин почитается Тезей, один из знаменитейших героев мифологического периода древней Греции, сделавший Афины главным городом Аттики, до тех пор разделенной на разные, независимые области. Название Афин производят от богини Афины (Минервы), коей город этот был посвящен. Сначала Афины управлялись царями (до 1132 г. до Р. Хр.), потом архонтами, (до 510 г.); после было правление демократическое, с разными переменами, до покорения Греции римлянами в 146 г. до Р. Хр. С этого времени судьба Афин соединялась с судьбою Рима и Вязантии. Афины издревле славились науками, и особенно здесь процветала философия. Сократ, Платон, перипатетики, эпикурейцы, стоики, имели здесь свои школы. Сн. Илов. Рук. к всеобщ. Ист Ч. 1. изд. 3-е, 1869 г. стр. 188–143. Но во времена апостольские только тень оставалась уже здесь древней мудрости – только любознательность, только склонность слушать новости, дух же истинной философии давно исчез. Равным образом набожность оставалась здесь, может быть, от прежней здравой философии, и город наполнен был храмами и капищами, и даже были капища, посвященные неизвестным богам. Но религия для здешних философов была частью гражданского законоположения, и потому, несмотря на все свои нелепости, должна была оставаться неприкосновенной. Более образованная часть народа разделяла с философами свое равнодушие к религии; менее образованная погружена была в самое грубое суеверие. Прибывши сюда во второе свое путешествие из македонского города Верии, апостол Павел хотел было сначала отложить проповедание до прибытия своих спутников, Тимофея и Силы, из Верии. Но сердце его раздиралось от жалости при виде множества истуканов, и он начал проповедовать, сперва в синагоге, потом на площади Агора, всем жителям без разбора. Между слушателями были стоики и эпикурейцы. Они привели его в Ареопаг, и просили его повторить им его проповедь. Апостол начал свою проповедь пред ними с естественных и самых близких сердцу человеческому истин о Боге и человеке, чтобы дать видеть им всю нелепость идолослужения и возбудить в сердцах их дух сокрушения и раскаяния, и коснулся судьбы, ожидающей человека по смерти. Но так глубоко омрачены были умы ложными понятиями, что самые высокие и утешительные истины здравого смысла человеческого для самых членов Ареопага казались смешными или не стоящими внимания, и апостол должен был умолкнуть, и вскоре потом и вовсе оставить Афины. Только Дионисий Ареопагит и только Дамарь с немногими другими уверовали во Христа; и не видно, чтобы здесь образовалось христианское общество, и чтобы апостол заходил когда-нибудь сюда впоследствии, или чтобы посылал когда-нибудь сюда послания. Впрочем, нельзя никак думать, чтобы столь известный Дионисий Ареопагит не имел своего влияния на других, и предание говорит, что впоследствии он был здесь первым епископом. Сн. Пост. Ап. кн. 7. гл. 46. Евсевий «Церковная история» К. 3, гл. 4. Слов. Яцк. и Благ. 1. стр. 157. Жизнь ап. Павла Иннок. стран. 118–126. Zell. 1, р. 104–105. Толля: Афины и Греции. Илов. Рук. к Всеоб. Ист. Ч. 1. стр. 77 и далее.

Слово Афины найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
(ATHENS) Столица современной Греции, главный город провинции Аттика на протяжении столетий. Визитная карточка Афин — знаменитый Акрополь — крутой холм с плоской вершиной, который возвышается примерно на 200 футов (61 м) над окружающей равниной и на которой находится несколько архитектурных памятников. Стены, относящиеся к 1100 г. до Р.Х., свидетельствуют о высоком для того периода уровне мастерства. Известность пришла к Афинам в VI веке до Р.Х., сначала при Солоне (умер в 559 г. до Р.Х.), учредившем демократическую форму правления, а потом — во времена Перикла (умер в 429 г. до Р.Х.), когда были воздвигнуты величественные здания Акрополя. В золотой век своего существования Афины были центром развития философии, искусства, архитектуры и театра. К тому моменту, когда Павел принес в Афины Благую Весть (Деян 17:15-34), город в значительной степени утратил былую славу и престиж. Римские императоры продолжали покровительствовать городу, строя в нем новые здания и восстанавливая рыночную площадь (агора). Афинский университет по-прежнему был наиболее выдающимся в греческом мире. В городе жили знаменитые представители эпикурейской и стоической философии. Христианская Благая Весть была принесена в Афины апостолом Павлом во время его второго миссионерского путешествия, примерно в 50 г. по Р.Х. Он упоминает Афины только в 1Фес 3:1, где говорит, что они с Тимофеем прибыли в этот город вместе, но вскоре он отправил Тимофея обратно в Фессалоники и остался в Афинах один. Лука более подробно рассказывает о служении Павла в этом городе (Деян 17:16-34). Вид этого города, изобилующего статуями различных богов как никакой другой город, вызвал его возмущение. Воспитанный в строгой монотеистической вере иудаизма, Павел, очевидно, посчитал Афины средоточием греха, и даже культурное великолепие города не смогло преодолеть это впечатление. В Афинах, как почти во всех городах того времени, была иудейская община, и Павел, как он обычно это делал, прежде всего выступил перед своими сородичами. Потом он отправился на рыночную площадь, рассказывая об Иисусе всем, кто его слушал, в том числе нескольким философам, которые отнеслись к нему пренебрежительно как к проповеднику «чего-то странного». Проповедь Павла об Иисусе и воскресении звучала для них как провозглашение нового божества, поэтому его призвали предстать перед ареопагом, гражданским органом, управляющим моральной и религиозной жизнью Афин. Каждое новое божество должно было получить одобрение этого совета. Название «ареопаг» происходит от названия небольшого холма возле Акрополя, на котором обычно собирался совет. Во времена Павла собрания обычно проводились в портике по одну из сторон рыночной площади. Лука передает речь Павла, обращенную к ареопагу, в которой апостол упоминает многих богов и даже «неведомого Бога». Павел утверждает, что несет афинянам знание о Боге, Который им неведом. Он завершает свое обращение призывом к покаянию. Его упоминание о воскресении вызвало несогласие, но некоторые захотели узнать больше. Лука утверждает, что лишь несколько человек последовало за Павлом, в том числе член ареопага Дионисий и женщина по имени Дамарь. Кажется, Афины оказались одним из немногих мест, где Павлу не удалось создать церковь, вот почему в раннехристианской истории этот город не играет важной роли.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Афины, столица Аттики в Др. Греции, названная по имени богини Афины, один из известнейших центров науки и иск-ва древнего мира. Когда ап. Павел прибыл в А. (Деян 17 и след.), апогей славы этого города остался позади: главным торг. центром стал Коринф, а столицей науки — Александрия. С 146 г. до Р.Х. А. имели статус свободного города, но не оказывали заметного полит. влияния. Тем не менее, город сохранял репутацию духовного центра всего эллинистич. мира. Во времена Павла в А. развивались четыре философских школы: платоники (академич. школа), последователи Аристотеля (перипатетики), стоики и эпикурейцы. Две последние упомянуты в Деян 17:18.

Над городом возвышается холм Акрополь (156 м), заселенный еще в III тысячел. до Р.Х. (каменный век). В период ок. 1500 г. до Р.Х. на Акрополе была построена крепость, остатки которой сохранились до наших дней. Ок. 600 г. до Р.Х. там появляются первые каменные храмы, а позднее одно языч. святилище теснит другое. Среди них наиб. известны храмы Гекатомпедон, Парфенон, Эрехтейон, посвящен. Афине, Артемиде и другим богам и богиням, а также стоящая на открытой площади колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос в шлеме с позолоч. гребнем и с копьем в руке. К этим храмовым сооружениям вели Пропилеи — парадный ход на Акрополь. В нижнем городе были расположены храмы, ярмарочные площади, гимнасии и школы, в которых преподавали философы.

К Акрополю примыкали: с юга — театр, с запада — → Ареопаг, с севера — Агора — рыночная площадь, обрамленная колоннадами, храмами и правительств. зданиями, на которой собирались жители А. и где можно было открыто выступать с речами. Первоначально именно здесь проповедовал ап. Павел, оказавшийся в А. во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 17:17).

Писатели древности сообщают об огромном стр.-ве статуй богов в А. Согласно Плинию, их было около 3 тыс. Павсаний сообщает об алтаре, который был посвящен «неизвестному богу» и находился на пути, ведущем из порта в Фалерской бухте к городу. Подобная надпись была обнаружена и в Пергаме. В А. находилась синагога, где Павел, перед тем как выступить перед афинянами, обратился к иудеям (Деян 17:17). В А. оказалось лишь несколько человек, уверовавших в Христа. Среди них были Дионисий Ареопагит, женщина по имени Дамарь и «другие с ними» (Деян 17:34).

Словарь Вихлицкого :
(Название дано в честь Афины Паллады — греческой богини войны, знаний, искусств, ремесел) (Деян 17:15, Деян 17:16, Деян 17:21, Деян 17:22; Деян 18:1; 1Фес 3:1) — главный город древней Аттики и знаменитая столица Греции, колыбель европейской цивилизации. Первым великим царем Афин был Кекропс, египтянин, поэтому вначале Афины назывались Кекропия. Тезей (13 в. до РХ) объединил двенадцать общин Аттики и сделал Афины их столицей. Другими известными правителями Афин были орхонты Дракон (621 г. до РХ), известный своей жестокостью, и Солон (594 г. до РХ), известный своей мудростью и изданным им сводом законов. Становление Афин и Греции как мировой силы началось еще во времена падения Израиля и пленения Иуды, но после Пелопонесской войны (431-404 гг. до РХ) значительно возвысилась Спарта, а затем Македония, царь которой Александр Великий (336-323 гг. до РХ) объединил не только эти части, но покорил Греции и греческому влиянию почти весь известный тогда мир. Афины уже тогда были красивейшим городом с множеством величественных храмов, жертвенников, дворцов. Акрополь являлся военным центром Афин, а ареопаг — его верховным судилищем. Афины являются мастерской, кузницей новейшей культуры, искусства, истории, литературы, науки и философии. С этим городом связаны имена: Перикла, время правления которого (444-429 гг. до РХ) вошло в историю под названием золотой век; философов Сократа, Платона, Аристотеля, Анаксагора, Демосфена и др.; историка Геродота; поэтов Эсхила, Софокла, Еврипида и др. Здесь зародились целые философские школы: платоников, перипатетиков, эпикурейцев и стоиков. Упоминание об Афинах всегда вызывает чувство интеллектуального долга всех образованных людей перед этим городом. Свет греческой культуры пронизал века и охватил в период ее расцвета почти весь мир. В 146 г. до РХ Афины были покорены Римом — новой мировой державой, но дух эллинизма, считающий все негреческое (то есть нецивилизованное) диким и варварским, сохранился до наших дней. Все греческие колонии стали римскими с их железным порядком, но греческий язык и влияние остались преобладающими. И вот пред этими гордыми афинянами ап. Павел произнес в ареопаге около 52 г. до РХ свою знаменитую проповедь (Деян 17:22-31), но он к ним больше никогда не вернулся (Деян 17:33). (см. Греция)
Словарь Никифорова :
(Город Минеры; Деян 17:15) — древняя столица Аттики, в Греции, расположенная при заливе Саронском, в 46-ти английских милях к в. от Коринфа, в 5 англ. милях от берега. Город славился не только в политическом отношении и своим военным могуществом, но и своим красноречием, литературою и образованностью своих жителей. Город Афины, по преданию, основан Кекропсом за 1500 лет до Р.Х. Ап. Павел посетил Афины около 52 года по Р.Х. и нашел народонаселение погруженным в идолопоклонство и праздность. Он проповедовал здесь и обличал их суеверия, за что и был привлечен к суду ареопага. В книге Деяний Апостолов Афиняне описываются людьми, любящими всего охотнее проводить время в том, чтобы говорить или слушать что либо новое (Деян 17:21). В новейших Афинах, столице Греции, народонаселение до 25 тысяч человек. Там ныне университет, прекрасная публичная библиотека, королевский дворец, два собора и много других прекрасных общественных зданий. Местность внутри древних городских стен вся покрыта остатками древности, среди которых встречаются замечательнейшие в мире, как например акрополь, ареопаг, храм, Тезея, Парфенон, развалины храма Юпитера Олимпийского и многие другие, наглядно свидетельствующие о прежнем блеске и величии древней столицы Греции. Кратко сказать, каждая улица в Афинах вызывает собою какое либо воспоминание. Павзаний говорит, что Афиняне превосходили все народы в любви и привязанности к своим богам, и что от этого весь город был загроможден храмами, алтарями и другими священными зданиями. По церковному преданию, первым епископом в Афинах был св. Дионисий Ареопагит (память его 3-го октября), обращенный в христианство проповедью ап. Павла. (см. Дионисий Ареопагит.)
Словарь Нюстрема :
Главный город Аттики в Греции, известный всему миру, как колыбель греческой образованности и искусства; расположен на берегу Саронского залива, в расстоянии полумили от берега, между реками Илиссом и Кефиссом. Город был расположен на нескольких холмах, из которых самый высокий был Акрополь (крепость). Акрополь был доступен только с запада, через Пропилеи: мраморные лестницы между храмами и художественными изваяниями вели до самой вершины холма, где с левой стороны возвышался храм Афины Паллады, а с правой Парфенон, образец греческого архитектурного искусства, из белого блестящего мрамора, развалины которого и теперь еще вызывают удивление. На этом же холме на высоком пьедестале было поставлено бронзовое изображение богини Афины, покровительницы города; ее блестящий шлем виден был мореплавателям на расстоянии нескольких миль от города. Известно было также изображение Афины, сделанное скульптором Фидием из золота и слоновой кости и поставленное в Парфеноне. На юго-западном склоне Акрополя был построен обширный театр Дионисия, а около него Одеон; на другой стороне был Пританей, где заслуженные граждане получали бесплатный стол. Близ Акрополя в северо-западном направлении, возвышался холм Ареопаг, где суд, известный под тем же названием, собирался ночью и решал дела. Ареопаг должен был особенно наблюдать за нравственностью и религиозной жизнью граждан и препятствовать введению богослужений, запрещенных законом. Близ него находился холм Пникс, где происходили народные собрания. По соседству была площадь (agora), открытое место, окруженное роскошными строениями. Город во времена расцвета (по Факидилу) занимал пространство в 43 стадии или 2/3 кв. мили с народонаселением около 150 000 чел.

Когда Павел во время своего первого европейского миссионерского путешествия прибыл в Афины, то «возмутился духом при виде города сего, полного идолов» (Деян 17:16) и, в ожидании Силы и Тимофея, за которыми он послал, стал свидетельствовать о Христе как в синагогах, так и на площади, где афиняне искали случая удовлетворить свое, известное всему миру, любопытство. Некоторые из философов привели Павла в ареопаг (Деян 17:19) и там он, начав с упоминания о жертвеннике, который он видел в городе, с надписью «неведомому богу», сказал афинянам свою знаменитую речь о Боге, Господе неба и земли, произведшем все человечество от одной крови; о спасении и суде через Воскресшего. Город Афины с 1834 г. стал резиденцией греческих королей.

Слово афины в симфонии
В Библии слово "афины" упоминается в 1 стихах.
Другие формы слова : афин, афинах, афины.

Деян 18 : 1
После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;