Загрузка

Словарь собственных имен : агарь

Агарь – (הָגָר – от גּוּר, может быть, значит бегство, странствование, временное пребыванье где-либо, (Быт.12:10, 19:9. Исх.6:4. Лев.17:12, 18:26, 19:34), отсюда = пришлая, странствующая, временно приютившаяся; Ἀγαρ; Agar; Агарь; Hagar): Быт.16:1, 3–4, 15–16, 21:9, 14–21, 25:12–16. Вар.3:28. Гал.4:25. – Служанка Сарры, египтянка. Ее бездетная и неплодная Сарра дала в жены Аврааму, чтобы иметь от него обещанное ему Богом потомство. Но Агарь стала после сего с презрением смотреть на госпожу свою, и потом, считая себя обижаемой от Сарры, бежала от дома их. Но ангел Господень, явившись ей на пути, повелел возвратиться и покориться госпоже своей, предсказав ей, что она родит сына Измаила и от него произойдете большое потомство. Агарь возвратилась, и Авраам рожденного от нее сына назвал Измаилом (Быт.16). После сама Сарра родила сына Исаака, и видя, что Измаил с презрением насмехался над ним, требовала от Авраама, чтобы Агарь с Измаилом удалены были, и по повелению Божию Агарь с сыном своим отпущены были Авраамом. Она отправилась с Измаилом по пути к Египту, но, заблудившись в пустыне Вирсавийской, и видя истаивающим от жажди сына своего, оставила его под одним кустом, и отошедши от него, чтобы не видеть его смерти, сидела и плакала. Здесь Ангел Божий явился ей и повелел ей взять сына, обещая произвести от него великий народ; и в это время Агарь увидела поблизости колодезь с живой водой; утоливши жажду свою, и наполнивши мех свой водой, они продолжали потом путь свой далее, и поселились в пустыне Фаран (Быт.21:1–21). Ап. Павел применяет историю Агари к показанию различия духа закона синайского и религии христианской. Как родившийся у Авраама от Агари сын, посредством естественного рождения, не был собственно его наследником, но рабом, и потому наследство дано ему единственно по милости: так от Синая как бы родившийся Богу народ есть народ Его только по внешности, по плоти, а не по духу, и потому он не наследник обетования. Не закон, а только Евангелие производит свободных чад и наследников. Посему как Агарь, по повелению Божию, должна была быть удалена из дома Авраамова: так и иудеи, которые хотят оставаться под игом закона, не могут участвовать в благословениях царства Мессии. Сн. Слов. Яцк. и Благ. 1 стр. 36. Zell 1. р. 543. Herz. V. р. 469–470.

Слово Агарь найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Агарь [еврейское Хагар], египтянка, рабыня Сарры, возможно, одна из тех, кого фараон подарил Аврааму (Быт 12:16). Бездетная Сарра отдала А. в наложницы своему мужу, чтобы исполнилось Божье обетование о сыне и наследнике Авраама. Ожидая ребёнка, А. возгордилась и стала с непокорством и презрением относиться к своей госпоже. Это вызвало недовольство Сарры, и она «стала притеснять» А. (Быт 16:6). Не выдержав сурового обращения и боясь наказания, А. бежала. Но Бог через ангела повелел А. вернуться, дав ей обетование о том, что у нее родится сын, от которого произойдет большое потомство. А. вернулась к Аврааму. Но Измаил, которого она родила Аврааму (Быт 16), не наследовал Божьего обетования (Быт 17:19); наследником стал сын Сарры Исаак (Быт 21:2). Когда Сарра отнимала от груди Исаака, она потребовала удалить рабыню А. вместе с сыном. Авраам подчинился этому желанию Сарры, лишь когда его подтвердил Бог. В пустыне, продвигаясь на юг, А. и Измаил заблудились и едва не умерли от жажды, но Господь указал им колодец. После этого мать и сын не пошли в Египет, который, казалось, был целью их путешествия, а поселились в пустыне Фаран. Позже А. сосватала Измаилу египтянку (Быт 21:8–21). В Гал 4:22–31 ап. Павел, говоря об отношениях между Церковью Христовой и иуд. народом, сравнивает их с отношениями А. и Сарры.

Толковый словарь Даля :
АГАРЬ? м. болотный кулик; клянча, авдотька, нетигель?
Словарь Вихлицкого :
(Быт 16:1, Быт 16:3, Быт 16:4, Быт 16:8, Быт 16:13, Быт 16:15, Быт 16:16; Быт 21:9, Быт 21:14, Быт 21:17; Быт 25:12; Гал 4:24, Гал 4:25) — служанка египтянка в доме Аврама, которая по желанию Сары, стала его наложницей, забеременела и возгордилась. В пустыне, куда она бежала от негодования Сары, ее встретил Ангел и убедил смириться и вернуться. После рождения Исаака она должна была оставить дом Авраама совсем.
Словарь Никифорова :
(Бегство; Быт 16:1) — египтянка, жившая в семействе Аврама, как служанка, или как раба или жена. Так как Сара была бездетна, то она предложила Авраму взять Агарь в жены; когда же Агарь оказалась беременною от Аврама, то сильно возгордилась и стала непочтительно обращаться с Сарою. Раздраженная поведением своей служанки, Сара начала теснить ее, и та была вынуждена бежать из дома. Она направила свой путь в Египет — свою отечественную страну, через пустыню Сур. И нашел ев Ангел Господень у источника воды в пустыне (гл Быт 26:7), замечает свящ. бытописатель, и повелел ей возвратиться к госпоже своей и покориться ей; при этом предсказал ей, что она родит сына и назовет его Измаилом; что он будет между людьми как дикий осел, руки его на всех, и руки всех на него (12), и несмотря на все это, он будет жить пред лицом всех братьев своих, и что потомство его будет великое. Означенное чудесное видение Ангела Агари произошло у источника воды в пустыне, на ю. от Иудеи, который по сему случаю и назван был Беер-Лахай-рои (источник живого, видящего меня). Вскоре после сего Агарь возвратилась к Авраму и родила ему сына, названного Измаилом. История, или состояние Агари употребляется аллегорически в Новом Завете, чтобы нагляднее пояснить свойство домостроительства Божия от горы Синая. Так ап. Павел в послании к Галатам (Гал 4:25) иносказательно проводит параллель между состоянием Иудеев под законом и Христиан под Евангелием. Не закон, а только Евангелие делает чад свободными и наследниками царствия Божия. Посему как Агарь по повелению Божию должна быть удалена из дома Авраамова, так и Иудеи, которые хотят оставаться только под игом закона, не могут участвовать в наследии царства Мессии. Арабы называют гору Синай именем Агари.
Словарь Нюстрема :
Xaгар. Агарь, служанка из египтянок у Авраама; по желанию Сарры, сделалась его наложницей. Она стала непокорна своей госпоже и убежала от Авраама из страха наказания. В пустыне ее нашел ангел Господень, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о многочисленном от него потомстве. Она призвала имя Господа, назвав Его: «Ты Бог, видящий меня». После этого она возвратилась к Аврааму и от нее родился Измаил. Приблизительно, 14 лет спустя со своим сыном должна была покинуть дом Авраама; дорогой она заблудилась и перенесла большое горе, видя своего сына умирающим от жажды, но ангел Господень утешил ее и Бог показал ей источник для утоления жажды (Быт 16:1, Быт 17:21). В Гал 4:24 и дал. имя Агарь, которое по еврейски переводится словом чужеземец, а по арабски — скала, является символическим изображением пребывания под законом.

Слово агарь в симфонии
В Библии слово "агарь" упоминается в 10 стихах.
Другие формы слова : агарь, агари.

Быт 16 : 1
Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
Быт 16 : 3
И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
Быт 16 : 8
И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
Быт 16 : 13
И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
Быт 16 : 15
Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.
Быт 16 : 16
Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.
Быт 21 : 17
и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;
Быт 25 : 12
Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина;
Гал 4 : 24
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
Гал 4 : 25
ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;