1. Македонский завоеватель, Александр Великий (356-323 до Р.Х.), оказавший громадное влияние на историю и культуру, которое продолжается на протяжении более двух тысячелетий, вплоть до нынешнего момента. Он был прекрасным организатором и военным стратегом, но его самым большим достижением оказалась эллинизация завоеванных им территорий. Греческое культурное влияние стало связующим элементом, объединившим разные народы. То, что греческий язык стал официальным языком всей империи, имело далеко идущие последствия.
ВЗ был переведен на греческий язык в Александрии (Египет), а книги НЗ были написаны на этом языке. Первые христиане-миссионеры владели двумя языками, так что имели возможность нести Благую Весть «во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим 1:16).
Александр был сыном знаменитого Филиппа II Македонского. Еще в подростковом возрасте он получил богатый опыт командования войсками, а в 20 лет, когда отец его был убит, унаследовал трон. Подавив мятежи, вспыхнувшие после смерти его отца, Александр пересек Дарданеллы и покорил Малую Азию. В 332 г. до Р.Х. он нанес поражение персидской армии Дария III при Иссе. Это сражение имело огромное историческое значение. Продвигаясь вдоль Средиземноморского побережья, Александр захватил Сидон, Тир и Газу, он достиг Египта, и оракул Амона в Фивах приветствовал его как обожествленного фараона. Он основал Александрию, в числе прочих 60 с лишним городов, им основанных и носящих это название, после чего стал продвигаться на восток. При Гавгамела-Арбелах (331 до Р.Х.) он снова разгромил персов. Дойдя до Персии, он захватил Сузы, Персеполис и Экбатаны. Он продвигался на восток, пока не достиг реки Инд, после чего повернул обратно на запад, так как войска его устали и возникла угроза мятежа. Он умер в Вавилоне в 323 г. до Р.Х., пав жертвой лихорадки, упадка сил и беспутного образа жизни, — властелин державы, простиравшейся от Дуная до Инда и египетской реки Нил на юге.
Смотрите также: Александрия; Греция; еллинисты; ИУДАИЗМ; эллинизм.
2. Брат Руфа, сын Симона Киринеянина, который проходил мимо, когда Иисуса вели на Голгофу, и которого римские солдаты заставили нести крест (Мк 15:21).
3. Член рода первосвященников, наряду с Каиафой, первосвященником Анной и Иоанном (Деян 4:6).
Именно эти люди призвали к себе Петра и Иоанна, чтобы те рассказали об исцелении хромого у Красных ворот храма (Деян 3).
4. Ефесянин, которого иудеи уполномочили говорить от своего имени, когда серебряник Димитрий подстрекал народ к мятежу (Деян 19:33).
Проповедь Благой Вести Павлом и его товарищами привела к обращению многих людей, которые отказались от поклонения богине Артемиде (Диане), в результате чего доходы серебряников, изготавливавших фигурки богини, сократились (Деян 19:23-41).
5. человек, упомянутый вместе с Именеем и «потерпевший кораблекрушение в вере» из-за того, что он отверг добрую совесть (1Тим 1:20).
Павел утверждает, что этих двоих он «предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».
6. Медник (2Тим 4:14).
Павел предупреждает Тимофея остерегаться этого человека, потому что он причинил Павлу много зла и выступал против благовестия. Некоторые ученые считают, что это тот же самый Александр, что и в 1Тим 1:20 (см. выше, №5).