Авиафар (אֶבְיָתָר) – от יָתָר – отец преизбытка, превосходства; преимущества, т. е. славный, знаменитый; Aßάφαρ; Abiathal; Авіа́ѳа́ръ; Abiathar): 1Цар.22:20... 23:6, 30:7. 2Цар.8:17, 15:24, 17:15, 20:25.3Цар.1:7, 19, 25, 2:2, 26, 4:4. 1Пар. 15:11, 18:16, 27:34. Мк.2:26. – Известный во дни Саула, Давида и Соломона первосвященник иудейский. Он сын Ахимелеха, сына Ахитува, сына Финееса, сына Илия – Судии и первосвященника Израильского (1Цар.14:3), из рода и потомства Ифамара, сына ааронова (1Пар.24:3, 6). Как отец его, Ахимелех (1Цар.21:1, 22:9, 20), назывался иначе Авиафаром (2Цар.8:17. 1Пар.18:16. Мк.2:26), так и Авиафар, будучи сыном Ахимелеха (1Цар.23:6), назывался и Ахимелехом (1Пар.24:3, 6. 2Цар.8:17). Когда Саул, преследуя Давида, и узнав, что он прянят был первосвященником Ахимелехом в Номве, приказал истребить Номву со всеми ее жителями, тогда Авиафар, сын Ахимелеха, спасаясь от преследования, присоединился к Давиду, и Давид оставил его при себе (1Цар.22:20–23). С этого времени Авиафар верно служил Давиду, вместе с Садоком первосвященником, во все время его царствования. Он не оставлял его и во время возмущения Авессалома (2Цар.15:24–36 18:15–16). Но в последнее время он изменил ему, приняв сторону Адонии, и потому со вступлением на престол Соломона, он удален был от священства, и только, по вниманию к прежним его заслугам, ему оставлена жизнь; он жил после сего в отечественном своем городе Анафофе (3Цар.2:26–27, 35). Так исполнилось пророчество над домом Илия, и первосвященство от дома Илия и Ифамара снова перешло к роду Елеазара (1Цар.2:30–35). Объяснение слов евангелиста Марка об Авиафаре см. Толк. Ев. Арх. Мих. Кн. 2. стр. 33–34. Об Авиаф. см. Zell. 1. р. 17. Слов. Яцк. и Благов. 1. р. 27–29. Herz. 1. р. 66.
Слово Авиафар найдено в следующих
словарях:
Большой библейский словарь :
«Отец изобилия» (abiathar) Один из двух первосвященников во время правления царя Давида. Другим первосвященником был Садок, очевидно, назначенный на должность Давидом после покорения Иерусалима. Только Авиафару удалось спастись, когда царь Саул умертвил всех священников в Номве. Священники Номвы дали Давиду еды и меч Голиафа, когда он скрывался от гнева царя Саула, поэтому Саул разгневался на них (1Цар 21-22).
Когда Авиафар присоединился к Давиду, он принес с собой ефод, который Давид потом использовал, чтобы узнать волю Бога (1Цар 23:6, 1Цар 23:9-11; 1Цар 30:7-8).
Авиафар был одним из первых представителей администрации Саула, поддержавших Давида. Его поддержка была очень важна, так как он являлся представителем священства из древнего рода Илия. В последние дни правления Давида его сыновья боролись за престол. Двумя основными соперниками были Адония и Соломон. Первосвященник Авиафар поддерживал притязания Адонии, возможно, потому, что он был старшим из наследников Давида, а также потому, что Адонию поддерживал военачальник Иоав (3Цар 1:5-7).
Садок поддерживал Соломона, который и стал преемником Давида. Лишившись расположения нового царя, Авиафар был сослан в свое имение в Анафоф (3Цар 2:26-27), селение примерно в четырех милях (6,4 км) к северо-востоку от Иерусалима. Отношения Авиафара и Ахимелеха не вполне понятны. Вероятно, Ахимелехом звали как отца Авиафара (1Цар 22:20; 1Цар 23:6), так и его сына (2Цар 8:17; 1Пар 18:16; 1Пар 24:6).
Если речь идет о том же самом Ахимелехе, то в более поздних отрывках имена были переставлены местами. В НЗ Авиафар упоминается как первосвященник, к которому Давид пришел в Номву за пищей и оружием (Мк 2:26).
В ВЗ сказано, что Авиафар в тот период был просто священником (1Цар 21:1-2).
Несоответствие можно объяснить ошибкой переписчика или же тем, что Авиафар как первосвященник гораздо более известен, чем Ахимелех.
Словарь Вихлицкого :
(Отец изобилия)
а) (1Цар 22:20-22; 1Цар 23:6, 1Цар 23:9; 1Цар 30:7; 2Цар 8:17; 2Цар 15:24, 2Цар 15:27, 2Цар 15:29, 2Цар 15:35, 2Цар 15:36; 2Цар 20:25; 3Цар 1:7, 3Цар 1:42; 3Цар 2:22, 3Цар 2:26, 3Цар 2:27; 3Цар 4:4; 1Пар 15:11; 1Пар 18:16; 1Пар 24:6; 1Пар 27:34) — сын Ахимелеха, священник из рода Ифамара, первосвященник при Давиде и Соломоне. Единственный, спасшийся из Номвы. Встал на сторону Адонии, сына Давида, и был отстранен Соломоном от первосвященнической должности (по пророческому слову о доме Илия — 3Цар 2:27). На нем закончилась в первосвященстве линия Ифамара. Во 2Цар 8:17; 1Пар 18:16; 1Пар 24:6 имена сына и отца переставлены местами, причем, в 1Пар 18:16 вместо Ахимелех поставлено Авимелех. В Мк 2:26 назван вместо отца; (см. Ахимелех, а, имя)
б) (1Пар 24:3; Мк 2:26) — см. Ахимелех, а.