Загрузка

Словарь собственных имен : десятиградие

Десятиградие (Δεκάποκις; Decapolis; Декаполь): Мф.4:25. Мк.5:20, 7:31. – Область или округ по ту сторону Иордана, простиравшаяся на севере до Дамаска, на юге до Филадельфии, на западе – до Скифополя, и на востоке – до Канафы. Здесь лежали десять городов, которые, впрочем, исчисляются географами различно. Города эти населены были преимущественно язычниками, но много было там и иудеев. Имена их Плиний (Hist. Nat. V, 16) представляет в следующем порядке: Дамаск, Филадельфия – прежде Рабба Аммонитская (Втор.3:11. 2Цар.11:1), Рафана, иначе Рафон(1Мак.5:37), Скифополь, иначе Вефсан – главный город десятиградия (1Цар.31:10–12. 2Цар.21:12), Гадара – против Скифополя, главный город Переи (Мф.8:28. Мк.5:1. Лк.8:37), Иппон – к юго-востоку от озера Геннисаретского, Дион – к востоку от Скифополя, Пелла – к юго-востоку от того же Скифополя, Гераза с Филадельфией составляющая восточную границу Переи, и Кавафа или Кенаф – самый восточный город Десятиградия (1Пар.2:23. Числ.32:42). Эти же большей частью города исчисляются и у других писателей, наприм. И. Флавия, Епифания, Стефана Византийского, Птоломея, с немногими изменениям. За исключением Скифополя, все они лежат по ту сторону Иордана. Города эти составляли своего рода союз, подобно, может быть, Ганзейским городам, и пользовались особенными правами. Во времена римлян, состоя под непосредственным их владычеством, они, по Иосифу Флавию, пользовались особенными некоторыми льготами (Древ. XIV. 4, 4. ХVII. 11, 4. О Войне Иуд. 1. 7, 7. 8, 4. и др.). Союз их был, вероятно, не столько политический, сколько торговый, как то можно заключить и из самого пути от Скифополя до Дамаска. Так как по Плинию, кроме исчисленных городов, к Десятиградию причислились и другие города, то можно отсюда заключать, что союз этот принимался в теснейшем и обширнейшем смысле, или, может быть, после он увеличивался числом городов, не изменяя прежнего своего названия. Когда возник этот союз, неизвестно. Только после разрушения Иерусалима о нем не говорится более. Может быть, во времена И. Христа он находился в самом цветущем состоянии. Господь не раз посещал страну эту, и отсюда, равно как из других мест, множество народа следовало за Ним (Мф.4:24–25. Мк.3:8, 5:20. Лк.8:26). В древности страна эта была самая многолюдная и богатая. Но ныне здесь всюду разрушение и запустение. Большая часть городов Десятиградия, со всеми их селами и деревнями, совершенно разрушены, другие представляют собой груды развалин. Гадара, Скифополь, Гераза, Канава, Рабба или Филадельфия – все в развалинах. Один Дамаск доселе остается многолюдным и цветущим городом. Нор. Пут. изд. 3, 1854 г. Ч. 2. стр. 246–247. Herz. 3. р. 325–326. Ах. Мих. Толк. Ев. Мф.стр. 64. Кейта Доказ. Ист. Хр. В. 1870 г. стр. 124–144. и 261–262. И д.

Слово Десятиградие найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Десятиградие [греческое декаполис]. Города на вост. берегу Иордана, со времен Александра Македонского населенные преимущ. или исключит. неевреями. Они, по примеру других греч. колоний, объединились в союз городов. В эпоху рим. владычества города Д. подчинялись непосредств. наместнику провинции Сирия. Первоначально этих городов было 10 Скифополь (→ Беф-Сан), Гиппос (Фик), → Дамаск, Гадара (Умм-Кейс), Рафана (Эр-Рафе), Канафа (→ Кенаф), → Пелла, Дион (Телль-Ашари или, возможно, Айдун, в 5 км юж. Ирбида), Гераса (Джераш), Филадельфия (→ Равва); позднее называют 14 или 18 городов, среди них Авила (Телль-Абил). Целью союза городов была защита торг. путей в своей области от набегов бедуинов аравийских пустынь и жителей Аврана, поэтому особое значение приобретало положение городов Канафы на востоке и Филадельфии на юге, как форпостов на границе пустынь. Скифополь на западе, как единств. город на зап. берегу Иордана, обеспечивал связь Д. с Акко и другими средиземноморскими портами. Когда Иисус начал Свою проповедь, многие жители Д. последовали за Ним (Мф 4:25); Он проповедовал преимущ. в той части тер. этого союза городов, которая примыкала к вост. берегу Геннисаретского озера (Мк 5 и след.; ср. Мк 5:20; Мк 7:31).

Словарь Вихлицкого :
(Мф 4:25; Мк 5:20; Мк 7:31) — союз десяти городов в северо-восточной части Палестины с преобладающим греческим населением, получивший в 62 г. до РХ особые привилегии, находясь под непосредственной властью римского наместника в Сирии. Главным городом этой области, расположенной в основном на восток от Геннисаретского озера, был Скифополь (бывший Беф-Сан), единственный, расположенный к западу от Иордана. Остальные города были — Пелла, Гадара, Филадельфия (Равва), Дион, Канафа (?), Гераса (?), Рафан (?), Дамаск (?).
Словарь Никифорова :
(Декаполь; Мф 4:25, Мк 5:20) — обыкновенно описывается, как область полколена Манассиина, на в. от Иордана. Географы вообще согласны в том, что Скифополь был главным из 10 городов означенной области, и только он один лежал на з. от Иордана; что Иппон, Гадара, Дион, Пелея, или Пелла, Гераза, или Гергес, Филадельфия и Рафана или Рофон составляли семь городов из остающихся девяти, а остальные два были Канафа и Дамаск. Города эти составляли своего рода союз, подобно, быть может, бывшим Ганзейским городам и пользовались особенными правами. Во время земной жизни Господа они были населены преимущественно чужестранцами (Греками). Сим объясняется то обстоятельство, что Гергесинцы имели большие стада свиней (Мф 7:30-33), каковое занятие воспрещалось Еврейским законодательством. Из всех сих городов, теперь находящихся в запустении, один только Дамаск, подобно оазису в пустыне, остается доселе многолюдным и цветущим городом. Слово: десятиградие встречается в Свящ. Писании и именно в Н.З. только три раза: Мф 4:25, Мк 5:20, Мк 7:31.
Словарь Нюстрема :
(Мф 4:25, Мк 5:20, Мк 7:31). Так назывался с 62 года до Р. Хр. союз 10 городов в северной Палестине с преобладающим греческим населением, пользовавшихся особыми привилегиями и находившимся непосредственно под властью римского наместника, жившего в Сирии. Все эти города, кроме одного, были расположены на восток от Иордана. Какие именно это были города — не вполне выяснено. Достоверно известно, что к ним принадлежали Скифополь (т.е. Бейсан), к зап. от Иордана, Гиппос, Пелла, куда бежали христиане во время разрушения Иерусалима (сравни Мф 24:16), Радара, Филадельфия (Равва-Аммонская) и Дион; наверное также — Канафа (Кенаф, см. «Новах») и Гераза или Герчеса. Неизвестно, следует ли причислить к ним Рафан и Дамаск. Что касается Абила, то, согласно одной древней надписи, он вероятно принадлежал к Десятиградию.