Загрузка

Словарь собственных имен : екклезиаст

Екклезиаст (קֹהֶלֶת = проповедник; Εκκλησιαστής; Ecclesiastes; Екклесіастъ, проповѣдникъ; L: Prediger): Еккл.1:1, 2, 12. 12:8–10. – Так называется книга, известная под этим именем в составе свящ. книг В. Зав. В еврейском тексте она называется Когелет. Слово это, отקָהָל – קוֹל , звать, созывать, собирать, собственно значит созывающий, собирающий, собиратель, и потом – публично говорящей в собрании, оратор, проповедник. Под этим названием разумеется здесь царь Соломон. Книга Екклезиаст издревле значилась в каноне св. книг В. 3., и издревле почиталась подлинным произведением царя Соломона. В новейшее только время, со времен Гроция, некоторые стали относить ее к позднейшему времени, находя и в содержании, и в языке ее признаки позднейшего происхождения (см. Zell., Herz., Keil и Del). Но, глубже вникая в содержание этой книги и язык ее, нельзя не видеть, что все в ней соответствует последним годам Соломона и самому Соломону, и никакому другому времени и лицу не может так приличествовать. Книга эта представляется как плод зрелого саморазмышления, мудрого наблюдения над жизнью и глубокого прозрения в дела человеческие и в судьбу их. Она изображает суету и ничтожество всего земного, которое само по себе не может доставлять умирения и успокоения духу нашему, потому что преходит и изменяется (Еккл.1, 2 и дал.), и потому долг человека возноситься выше земного, к вечному й неизменяемому, и среди земных превратностей в Боге искать для себя успокоения и счастья (Еккл.5:18. 8:12–13). Раскрывая эти понятия, Премудрый указывает корень зла в том, что люди потеряли истинную мудрость, удалились от Бога и пустились во многие помыслы (Еккл.7:29), и отсюда преобладаниё зла (Еккл.7:20, 28), превращение в делах человеческих, суетность земных предприятий, владычество неправд и злодеяний (Еккл.3:16, 4:1, 3, 4. 8:11, 9:3), непрочность и неблагонадежность земного, невозможность найти в чем-либо истинное умирение и успокоение для себя (гл. Еккл.1:2). Давая видеть суетность земных предприятий наших и тщетность наших забот и усилий в устроения земного нашего счастья, при той неизвестности, которая окружает нас, и при нашей зависимости во всем от разных обстоятельств и высших распоряжений (Еккл.6:12, 2, 8:7–8, 9:1, 11–12, 11:5), Премудрый указывает возможное здесь для нас счастье в тихой, домашней, или семейной жизни, в делании добра и в богобоязненном наслаждении плодами трудов своих (Еккл.3:12–13, 5:17–18, 9:7–9, 11:9–10), и здесь везде присоединяет, что и это Божий дар, что Вышний распоряжает судьбами нашей жизни, что все зависит от Него, все в Его руке, все делается по Его воле, и что пути Его премудры, непреложны и непостижимы для нас (Еккл.2:24–25, 3:11–14, 7:10, 13–14, 8:16–17, 9:1, 11:5). Отсюда наш долг не предаваться излишним заботам, не мечтать о себе и о делах своих, не прилепляться к земному и не полагать в нем своего счастья, а покорствовать воле Божией, соблюдать заповеди (Еккл.8:5, 12:13), избегать греха (Еккл.7:17), поучаться мудрости жизни (Еккл.2:13, 4:13, 7:4–5, 11–12, 19, 8:1, 5, 9:15, 16, 18, 10:2, 12, 12:9–11), помнить своего Создателя, бояться Его, благоговеть пред Ним (Еккл.3:14, 5:6, 8:12, 12:1, 13), нелицемерно служить и благоугождать Ему (Еккл.4:17, 5:3–4); не судить преждевременно (Еккл.5:1–2, 5–7); не возмущаться превратностями жизни, не роптать, видя страдания праведных и благоденствие нечестивых, а глубже проникать в пути Божии (Еккл.7:10, 13–16); здесь не место и не время воздаяния, а время деятельности, за которым одна участь ожидает всех – смерть и затем нет более части человеку в земном и самая память о нем здесь погинает (Еккл.2:14, 16, 9:1–3, 5–6); но есть другая жизнь; все мы должны предстать некогда пред Судию небесного и дать отчет Ему во всем; всех приведет Он некогда на суд, добрых и злых (Еккл.3:17, 11:9, 12:14). Там всем будет воздано по делам их, там праведное воздаяние (Еккл.3:17, 8:11–13). Книга заключается словами: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13–14). Сн. Труд. Киев. Д. Ак. 1874 г. окт. и 1875 г. апр. и май. Сн. Zell. 2. р. 275–278. Herz. ХII. р. 92... и Keil. на Еккл.

Слово Екклезиаст найдено в следующих словарях:
Словарь Никифорова :
(Проповедник, по-еврейски когелет; Еккл 1:1-12 и др.) — название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических В.З. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. Состоит из 12 глав, и в ней с одной стороны изображается суета и ничтожество всего земного, которое само по себе не может доставить умирения и успокоения человеческой душе, потому что непостоянно и изменяется, как это и доказывает Соломон на основании собственного разнообразного опыта (1-6), а с другой стороны, указывается на отношение мудрого к миру. Возноситься выше земного к вечному и неизменяемому, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге, — вот истинная задача земной жизни мудрого (7-12). «Слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме (Еккл 1:1), — так начинается свящ. книга. Видел я все дело, какие делаются под солнцем, продолжает проповедник, и вот, все суета и томление духа (ст. 14). Я предпринял большие дела, говорит он далее, построил себе, домы, насадил себе виноградники... приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня... собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей, завел себе певцов и певиц... Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им... И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!... И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать.мудростью все, что делается под небом... И приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания... но узнал, что и это — томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл 1:1-18). В последней 12 главе, в прекрасной поэтической форме излагается описание постепенного приближения старости в жизни человека и за тем его смерти. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, так говорит Екклезиаст в заключение своей возвышенной книги, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить, нет мне удовольствия в них!... В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы (ноги и руки — старческая согбенность) и перестанут молоть мелющие (зубы), потому что их не много осталось; и помрачатся смотрящие в окно (глаза); и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха (старческая бессонница) и замолкнут дщери пения (глухота)... и зацветет миндаль (старческие седины) и отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс (общий старческий упадок сил). Ибо отходит человек в вечный дом свой (гроб) и готовы окружить его по улице плакальщицы (скорбь об умершем). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его. Суета сует, все суета». В чем же истинное, возможное здесь на земле для человека довольство и счастье? Выслушаем сущность всего, так отвечает свящ. писатель на этот вопрос: «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное-хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12:1-14).