Елеонская гора → Масличная (Елеонская) гора.
Словарь собственных имен : елеонская гора
Елеонская гора (מַצְלַהֵ הַזֵּיתִים ,הַר הַזֵּיתִים = гора, возвышенное место маслин; τὸ ὄρος τῶν ἐλαιῶν, ἀνάβασις τῶν ἐλαιῶν; clivus olivarum, mons olivarum, mons oliveti; гора Елеѡнская; L: Oehlberg): Зax.14:4. 2Цар.15:30. 4Цар.23:18. Мф.21:1, 24:3, 26:30. Mк.11:1, 13:3, 14:26. Лк.19:37, 21:37, 22:39. Ин.8:1, 18:1. Деян.1:12. – Гора Елеонская или Масличная есть одна из гор Иудейских, и называется так по множеству произраставших на ней масличных деревьев, кроме разных других дерев. Она лежит к востоку от Иерусалима (Иез.11: 28. Зах.14:4), отделяясь от него долиной Кедронской (Ин.18:1). Она выше других близлежащих гор, каковы, напр., Сион и Мориа, и с вершины ее открываются великолепные виды во все стороны: на восток – окрестности Иордана и северный конец Мертвого моря, коего поверхность можно видеть отсюда почти на всем протяжении его от севера к югу, и далее, ниспускаясь взором в долину Иорданскую, можно видеть отсюда покрытые зеленью берега Иордана до самой горы сорокадневной, а по ту сторону Иордана – горы восточные, представляются собой как бы один длинный, ровный горный хребет; – к северу от нее – дорога в Наблус и к Дамаску, и далее – широкая и открытая равнина Иорданская и пустые и голые утесы Самарийские – до Гевала и Гаризина; – к юго-востоку – лощина долины Кедронской до самого монастыря св. Саввы, и Мертвое море с возвышающейся пред ним возвышенностью Енгедди; к юго-западу – возвышенность Вифлеемская, и далее – горы Хевронские; на запад– особенно рисовался Иерусалим с его величественным Храмом и дворцами царскими, который весь виден был отсюда, как на картине. – Гора Масличная на вершине своей от севера к югу разветвляется на три холма или отрога, из коих средний – самый высокий, так что она представляет собой как бы одну голову с двумя плечами. На север от нее возвышается гора мужей Галииейских (Деян.1:10–12. Мф.26:32); здесь множество виноградных и других садов. Средняя вершина горы составляет, по преданию, то место, с которого Господь вознесся на небо (Деян.1:12. Лк.24:50. сн. Арх. Мих. на Деян.1:12–14). На западном склоне этой горы находится Гефсимания и сад, называемый Гефсиманскнм, куда часто Господь ходил с учениками своими и где молился в последнюю ночь и предан был Иудой. Здесь поблизости – гробница св. Девы и гробницы Иосифа, Иоакима и Анны, масличная роща, место предания Господа, место плача Господа над Иерусалимом (Лк.19:41), гробницы пророков (Мф.28:29), место, где Господь беседовал о разрушении Иерусалима, кончине века и страшном суде (Мф.24:3), и другие замечательные места. На юго-восточном склоне – селения: Виффания и Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход свой в Иерусалим (Мф.21:1. Лк.19:29). Здесь: дом Лазаря, его гробница, камень, на котором сидел Господь, когда к нему пришли Марфа и Мария, и пр. На самом юге – гора соблазна, называемая так по причине построенных здесь Соломоном капищ идольских (3Цар.11:7. 4Цар.28:13). Внешний вид этого возвышения, бесплоден и обнажен. – О горе Масличной упоминается неоднократно и в Ветхом Завете. Напр., во время бегства Давида от Соломона, говорится, что Давид, перешедши поток Кедрон, пошел по дороге к пустыне, и потом пошел на гору Елеонскую и взошел на самую вершину горы, где он обыкновенно поклонялся Богу, и, спустясь оттуда, оставался некоторое время на равнине в пустыне и после отправился за Иордан в Маханаим (2Цар. 15, 16, 17). Еще упоминается в пророчестве Захарии о пришествии Господа на землю (Зах.14:4...). Еще говорится, что Соломон, во время отступления своего от Господа, построил капище идольное на горе пред Иерусалимом, где под горой согласно разумеют гору Масличную (3Цар.11:7), и что он устроил высоты пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, божествам языческим (4Цар.28:13). Упоминается еще в видении Иезекииля о горе на восток от Иерусалима, над которой остановилась слава Господня, где под горой также, очевидно, надобно разуметь ту же Масличную гору (Иез.11:23). В книге Неемии также говорится, что, по случаю праздника кущей, велено было народу идти на гору для собрания масличных ветвей и ветвей других дерев для устроения кущей, где под горой также, вероятно, надобно разуметь Масличную гору (Неем.8:15). Но особенно часто упоминается о ней в Новом Завете. Господь во время земной жизни своей, часто ходил на эту гору с учениками своими (Ин.8:1, 18:2). В последнее время горой Масличной предпринял Он торжественный вход в Иерусалим (Мф.21:1. Мк.11:1. Лк.19:29, 37). На гору Масличную удалялся Он потом на ночь, дни проводя в учении в Храме (Лк.21:37. сн. Ин.8:1). Здесь на горе, в виду Иерусалима и Храма, сидел Он с учениками своими, когда беседовал о разрушении Иерусалима и о втором пришествии своем (Мф.24:3. Мк.13:3). Сюда в сад Гефсиманский пошел Он с учениками своими после Тайной вечери (Мф.26:30. Мк.14:26. Лк.22:39). Здесь Он молился об удалении от себя чаши страданий и здесь предан был Иудой (Мф.26:36–50. Mк.14:32–46. Лк.22:39, 38). Отсюда, с горы Масличной, в сороковой день по воскресении своем, вознесся на небо (Лк.24:50. Деян.1:9–12). Здесь после, во время осады Иерусалима Титом, стояли передовые войска римские (Флав. о войн. Иуд. VI. 2, 8). Здесь, в 4-м веке, св. Елена воздвигла великолепный храм, но который после турками обращен был в мечеть. – Ныне столь замечательная гора со всеми ее окрестностями, представляет самый печальный вид. Ныне почти вовсе нет здесь той растительности, того изобилия различных дерев, масличных, виноградных, пальмовых, фиговых, миндальных, которыми покрывалась она прежде; и все это – следствие дикости и деспотизма нынешних обладателей этих мест – турок и арабов. У арабов гора эта называется Джебель-ез-Зайтун, или обыкновеннее Джебель Тур Заита, т. е. гора олив или маслин. Ges. р. 299–300. Арх. Мих. Толк. от Мф. стр. 375–376. Нор. изд. 3. 1854 г. Т. 3. стр. 111–120. 163–164. Herz. X. p. 549–551. Zell. 2. p. 208–210. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 649–655.
Об Елеон-ской горе в первый раз упоминается в трогательном Библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима, по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, от шел босой... (2Цар 15:30 и след.) Кроме сего, она прямо называется горою Елеонскою еще один раз в В.З., именно в книге прор. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку (Зах 14:4). Впрочем есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом (3Цар 11:7), то она называется масличною горою (4Цар 23:13), то горою которая на восток от города (Иез 11:23). Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. Книгах Нового Завета: и пришли в Виффагию к горе Елеонской (Мф 21:1) и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую (Мф 26:30), Иисус же пошел на гору Елеонскую (Ин 8:1), тогда они (т.е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян 1:12) и др. Настоящее название горы: Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селенце Тур, с церковью Вознесения. С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 англ. футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток — иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницею, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близь которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темною линиею тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию. — Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни нашего Господа соединено с этою горою для каждого христианина! Ни одно наименование в Свящ. Писании не возбуждает в нас с ранних лет детства столько трогательных и умилительных чувств, как гора Елеонская. Эта гора так тесно связана с частною земною жизнью Спасителя, что мы не можем ни читать о ней, ни смотреть на нее без чувств самого глубокого благоговения и любви. На эту гору Господь часто ходил со Своими учениками в ночное время (Ин 8:1, Ин 8:2) для молитвы и телесного успокоения; здесь, в виду Иерусалима, Он скорбел о несчастной, грядущей судьбе его; беседовал с учениками о чудесных будущих событиях, о конце видимого мира, разрушении св. града, о страданиях, гонениях и наконец о полном торжестве и победе Своих последователей (Мф 24). Здесь изрек Он две чудные свои притчи: о десяти девах и о пяти талантах (Мф 25). Сюда, в сад Гефсиманский пошел Он с учениками Своими после Тайной вечери и молился здесь об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39). И когда смерть и ад крестною смертью были побеждены. Он вывел их (т.е. учеников) из города до Вифании, и благословил их, вознесся на небо с горы Елеонской (Лк 24:50,51, Деян 1:12). В 1885 или 1886 году Православное Палестинское Общество, состоявшее под председательством Великого Князя Сергия Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской Русский Православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной Государыни Императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры.
С минарета (башенки у мечети), находящегося рядом, открывается один из самых красивых видов во всем мире. На востоке местность постепенно спускается до самой Иорданской долины и далее к югу до Мертвого моря, которое лежит приблизительно на 392 м ниже уровня моря, и до Моавитских гор на другой стороне моря, по направлению к пустыне. На севере открывается вид на обширные равнины до самых Самаринских гор, близ Вефиля. На северо-западном горизонте виден контур «Неби-Самуила», древней Мицпы. По направлению к югу виден греческий монастырь св. Илии, Вифлеемское плоскогорье и высоты Хеврона. На западе взору открывается роскошная панорама Иерусалима с храмами, минаретами, стенами и куполами. Такая картина никогда не забывается. Не удивительно, что уже давно это место было избрано для поклонения Богу (2Цар 15:32). Поблизости показывают место, где, по преданию, Иисус научил учеников молитве «Отче наш». Одна французская верующая построила здесь часовню так наз. капеллу «Патерностер», на стенах которой можно прочесть на больших досках эту молитву более, чем на 30 языках. В ста шагах от вершины на восточной стороне показывают место, где, по предположению, некогда была расположена Виффагия; спускаясь ниже, приходим в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Здесь же, по Писанию, находится место, где Иисус вознесся на небо (Лк 24:50, Деян 1:9, Деян 1:12). У подножия западного склона расположена Гефсимания. Вдоль средней возвышенности пролегает большая дорога из Иерусалима мимо Вифании в Иерихон. По дивному пророчеству Зах 14:1, некогда Господь ополчится против врагов Иерусалима «и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, и раздвоится гора от востока к западу весьма большою долиною... для спасения народа, ибо они побегут по этой долине от врагов своих; и потекут живые воды из святого города по этой долине к Средиземному морю на западе и к Соленому морю на востоке... и Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:9)... и все будет святынею Господа и... даже на конских уборах будет начертано: «святыня Господу... и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа» (Зах 14:20, Зах 14:21).