Гелвуй (возможно, «пенящийся источник»), гора (вые. 518 м) и возвышенность юго-вост. Из-рееля (1Цар 28:4; 2Цар 1:21; 2Цар 21:12). По-араб. гора Г. евр. Гчлбоа называется Джебель-Фу-куа. Расстояние от Г. до Циклага (Секелага) составляет 140 км, а до Гивы Сауловой — 80 км. На Гедвуйской возвышенности в битве с филистимлянами вместе с тремя сыновьями погиб Саул (1Цар 31).
Словарь собственных имен : гелвуй
Гелвуй (גִּלְבֹּעַ от גַּל родник и בּוּעַ или נְבוֹעַ – струиться, пениться, волноваться, бить ключом = пенящийся родник, бьющий ключ; Фюрст производит от גָּלַב оголять, с придаточным ע, отсюда гелвуй – голая гора; Гελβουέ; Gelboё; Гелвуе; L: Gilboa): 1Цар.28:4, 31:1. 2Цар.1:6, 21:12. 1Пар.10:1, 8. – Гора, представляющая целую цепь горных возвышенностей, на границе колена Иссахарова и Манассиина, на юго-восточной стороне долины Ездрилонской, по Евсевию в 6-ти римских милях на запад от Вефсана. Здесь, при этой горе, во время последней войны Саула с филистимлянами, расположено было войско израильское, а филистимляне занимали северную сторону равнины Изреельской. Здесь обращены были израильтяне в бегство, убиты три сына Саула, и сам Саул, покрытый ранами, боясь попасть в руки неприятелей, пал на свой меч и умер (1Цар.31:1–6. 1Пар.10:1–6). Давид, в плачевной песне своей об этом событии, между прочим, сказал: «Горы Гелвуйские! да не сойдет ни роса ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами» (2Цар.1:21). Из этих слов видно, что горы Гелвуйские представляли тогда богатую растительностью местность. Во времена И. Навина места эти покрыты были густыми и непроходимыми лесами (Нав.17:11–18). Растительность видна здесь и в настоящее время; но ныне немного здесь покрытых зеленью мест, мало лесов и возделанных полей, а более только голые, пустые и необитаемые пространства и отлогости, покрытые слоями извести и мела. Есть селения и с фруктовыми садами и возделанными полями. Таково на западной стороне горы селение Фукуа, от которого вся эта местность ныне называется Жебель-Фукуа; таково да южной стороне горы селеиие Желбон, в котором признают селение Евсевия Gelbus (Γελβουέ), в 6-ти римских милях от Вефсаyа или Скифоgоля, называемое у Евссвия grandis vicus; есть и другие селения, но весьма бедные. И вообще почва земли здесь богатая, но она лежит в пренебрежении и запустении; горы и холмы, усеянные прежде террасами и садами, теперь совершенно обнажены или покрыты дикой травой и тернием; обширные пространства равнины Саровской и Ездрилонской, столь известные естественным богатством почвы, усыпаны только палатками бедуинов; встречающиеся кое-где селения суть ни что иное, как жалкие следы существовавших некогда здесь цветущих и многолюдных городов и селений (сн. Кейт. Док. Ист. Хр. Веры, 1870 г. стр. 117. 121. 165. 167–168. 178. 207. 217–218). Если основательное этимологическое объяснение названия горы «бьющий ключ или источник», то, вероятно, имя это получила она от источника Изреельского (1Цар.29:1), протекающего у подошвы ее с северной стороны. Источник этот, называемый крестоносцами «Тубания», а нынешними арабами «источник Голиафа», вытекая из-под стены скалы, образующей подошву горы, имеет превосходную воду, и между расселинами скалы, из которых вытекает, образует прекрасный широкий пруд, полный мелкой рыбы. Несколько далее идет другой источник, текущий на восток, к Вефсану. Это, вероятно, упоминаемый в Св. Писании источник Харод (Суд.7:1). По обилию вод и по своему положению близ проходящей здесь большой дороги, местность эта имеет важное значение и в стратегическом отношении представляя здесь удобное место для расположения войск (сн. Суд.7:1. 1Цар.29:1). Fürst 1. р. 259. Zell. 1. р. 505. Herz V. р. 161–162.