Загрузка

Словарь собственных имен : иисус сын навин

а., Иисус сын Навин (Исх.17:9, 24:13, 15. Чис.13:9, 17, 14:30, 26:65, 27:18–23, 32:12, 34:17. Втор.1:38, 3:28. Нав.1:1, 10, 2:1 и пр. и пр. 1Пар.7:27. 3Цар.16:34. Неем.8:17. Сир.40:1 и др.). – Преемник Моисея, вождь израильский, введший евреев в землю обетованную. Он происходил из колена Ефремова, и назывался Осиею. Моисей переименовал его Иисусом, в предзнаменование спасения, какое доставит он израильтянам от врагов их (Чис.13:8, 17). В первый раз И. Навин упоминается в св. истории пред сражением израильтян с амаликитянами. Моисей повелел ему выбрать самых храбрых мужей и сразиться с амаликитянами, а сам возшедши на гору, простерши руки свои к небу, молился, и по его молитве одержана была решительная победа (Исх.17:9–16). При горе Синайской И. Навин сопровождал Моисея на гору, куда Моисей воззван был Богом для получение от Него скрижалей Закона (Исх.24:12–18, 31:18), и при возвращении с горы сопровождал его (Исх.32:17–18). Впоследствии он был в числе соглядатаев, посланных Моисеем для осмотра земли Ханаанской (Чис.13:17–18), и когда, по возвращении, десять из них распространяли худую молву в народе о земле той, Он с Халевом, напротив, отзывались о ней с великою похвалою и успокаивали народ надеждой на помощь Божию. Но народ не слушал их и хотел побить камнями. Тогда Господь осудил весь народ на сорокалетнее странствование в пустыне и виновники возмущение поражены смертью, и только И. Навин и Халев остались живы из соглядатаев, и им только обещано, что войдут в землю обетованную, а прочие все должны были погибнуть в пустыне, и дети уже их имели наследовать землю, им обещанную (гл. Чис.13, 14). В конце сорокалетнего странствования, так как и самому Моисею определено умереть вне земли обетованной, Иисус Навин назначен был Богом в преемника ему и Моисей в виду всего народа, поставив Иисуса пред первосвященником Елеазаром, возложил на него руки свои, и т. обр. передал ему свое звание (Чис.27:12 –23. Втор.3:21–28). По смерти Моисея, И. Навин подкреплен от Бога особенным наставлением и обещанием ему помощи Божией и получил повеление о вступлении в землю Ханаанскую. По чудесном переходе чрез Иордан и совершении обряда обрезания и празднования Пасхи (гл. Нав.3:4), первый взят был город Иерихон, которого укрепленные стены пали сами собою пред евреями и все в нем предано было огню и мечу (гл. Нав.6). Затем взят был город Гай (гл. Нав.8:1–29). Потом, после мирного союза с гаваонитянами (гл. Нав.9), одержана была знаменитая победа над союзным войском пяти царей ханаанских, напавших на гаваонитян, и в тоже время завоевана была вся южная сторона земли Ханаанской до Кадис-Варни (гл. Нав. 10). Тогда прочие цари ханаанские соединились против евреев на севере при озере Мером; но И. Навин быстро и неожиданно напал на них, разбил и преследовал их до Сидона, разрушил город Хацор и завладел прочими укрепленными городами их. Впрочем, войны продолжались шесть лет, и истреблены 31 царь, и наконец поражены енакимы на всей горе Израильской и города их разрушены, и т. обр. вся земля очищена для евреев – от пустыни Аравийской до Ливана (гл. Нав.11:12). Наконец, наступил седьмой год по вступлении в землю обетованную, и И. Навин разделил завоеванные земли девяти с половиной коленам по жребию; прочие получили уделы свои еще при Моисее; самому И. Навину дали израильтяне город Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, согласно его желанию; потом назначены были города для левитов и отведены города для убежища (гл. Нав.13–21), и что особенно замечательно, при разделе земли все колена получили свои участки, как задолго до сего предсказывал патриарх Иаков, благословляя детей своих (гл. Быт.49). Пред смертью своею И. Навин два раза собирал народ и, напомнив ему о благодеяниях к нему Божиих, увещевал его быть верным Богу, исполнять все заповеди Его и не уклоняться от Него к чуждым божествам, к идолам тех народов, которых истребил Господь Бог пред лицом его (гл. Нав.23:24). Наконец, скончался 110-ти лет и погребен в его уделе, в городе Фамнаф-Сараи, в колене Ефремовом. Сн. Библ. Ист. М. Филар; Библ. Слов. Яцк. и Благ, и Св. Ист. В. 3. Богосл. изд. 4. 1871 г. стр. 159 – 175.

Слово Иисус сын навин найдено в следующих словарях:
Словарь Никифорова :
(Нав 1:1) называемый в Исх 24:13 служителем Моисея, вследствие того что он помогал ему в деле служения. Первоначальное имя его было Осия (Чис 13:9). В первый раз мы находим И. Навина в то, время, когда Израильтяне готовились вступить в сражение с Амаликитянами при Рефедиме Моисей поручил ему тогда начальство над войском Израилевым (Исх 17:9). В то время Навин имел сорок четыре года от роду, хотя и называется юношею (Исх 33:11). Проницательный взгляд законодателя Еврейского народа скоро открыл в Навине качества необходимые для будущего главы всего народа. Вскоре после успешной битвы с Амаликитянами, он является в числе 12-ти соглядатаев, посланных Моисеем для обозрения земли Ханаанской (Чис 13:17-18), и одним из двух, давших об оной благоприятный для Израильтян отзыв (Чис 14:6). В конце сорокалетнего странствования Евреев по пустыне Навин, оставшийся в числе немногих Израильтян, переживших означенное время, по повелению Божию был назначен Моисеем начальником народа (Чис 28:18) и торжественно введен в это звание (Втор 30:14-23). Восьмидесяти четырех лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля р. Иордан, совершив предварительно обряд обрезания и празднование Пасхи, и вступил в землю Обетованную. Засим начался ряд войн с Хаанеями, во время которых Навин и народ Израильский одерживали почти постоянные победы. Первый город, по переходе Евреев через Иордан — Иерихон, был взят ими без боя, — чудом пали стены Иерихона, и все в нем было предано огню и мечу; затем был взят город Гай, и был начертан и прочитан закон на г. Гевал, в присутствии всего Израиля. Потом после мирного союза с Гаваонитянами (Нав 9), Евреи одержали знаменитую победу над союзным войском пяти царей Ханаанских, напавших на Гаваонитян, и в то же время завоевали всю южную сторону земли Ханаанской, до Кадис-Варни (Нав 10). В высшей степени замечательна эта кровавая битва под Гаваоном. в долине Аиалонской. Стремглав бегущий по скату горы Веферонской, поражаемый на голову Израильтянами и избиваемый чудесным, как большие камни, градом с неба, многочисленный неприятель все таки не был истреблен совершенно, а день склонялся уже к вечеру. «Стой, солнце над, Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою, воскликнул И. Навин. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не cue ли написано в книге Праведного, замечает по сему случаю писатель книги Иисуса Навина: стояло солнце среди неба и неспешило к западу почти целый день» (Нав 10:12,13). Подобное же чудесное удлинение дня упоминается также в истории царя Езекии (Ис 38:8). После сего осмелится ли кто отрицать, что Всемогущий Творец и Царь всей твари может творить все, что угодно Его святой воле, повелевать всею природою, изменять законы естества оной, ради премудрых целей Своего Божественного домостроительства? Покорив половину Ханаана, Навин возвратился в Галгал. Затем он направился к Меромскому, озеру, поразил союзных князей севера Ханаана, под предводительством Иавина, царя Асорского, и доходил до врат Сидона и горы Ермон. В течение шести лет шесть Ханаанских племен с тридцать одним царем, в том числе и Енакимы, страшилище прежних Израильтян, были побеждены Навином и почти везде уничтожены за исключением Филистии; и таким образом была очищена вся земля для Евреев от пустыни Аравийской до Ливана (гл. 11-12). После сего Навин, достигший уже преклонного возраста, при содействии первосвященника Елеазара и начальников колен Израилевых, приступил к разделу Обетованной земли, причем все колена получили свои участки именно в том виде, как задолго до сего предсказывал патр. Иаков, благословляя детей своих (Быт 49). Сам Навин получил от народа в удел Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. В Силоме была поставлена Скиния, назначены шесть городов убежища, сорок восемь городов назначены левитам, и воины, участвовавшие в походах, были отпущены в места их прежнего жительства. Через несколько времени после сего Навин созвал весь народ, увещевал его в точности исполнять закон Божий, быть верными Богу, не сообщаться с язычниками, оставшимися среди них, не вступать с ними ни в какое родство, под опасением больших бедствий. Наконец заставив народ возобновить в Сихеме завет с Богом, И. Навин мирно скончался на 110 году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи. Имя его упоминается в Деян 7:45 и в послании к Евр 4:8.