Загрузка

Словарь собственных имен : иоанн

Иоанн (Ἰωάννης – с Евр. благодать Божия; Ioannes; L: Iohannes):

Слово Иоанн найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Иоанн (греч. ф-ма [Иоаннес] евр. имени Иоханан, «Яхве милостив»):

1) отец Симона Петра (Ин 1:42; Ин 21:15–17, в Синодальном переводе везде — Иона); иногда встречается краткая формаего имени: Иона (Мф 16:17);

2) член первосвященнич. рода, современник апостолов (Деян 4:6);

3) Иоанн Марк (→ Марк);

4) → Иоанн Креститель;

5) → Апостол Иоанн.

Люди в Библии :

ИОАНН (благодать Божия):

а)  Деян. 12:12 — Иоанн, называемый Марком, апостол из семидесяти учеников Господа и евангелист, см. МАРК;

б)  Деян. 4:6 — родственник первосвященника Анны и один из судей, пред лицо которого были приведены апостолы Пётр и Иоанн после исцеления хромого при так называемых красных дверях храма.

ИОАНН ПРЕДТЕЧА и КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДЕНЬ — сын Захарии, престарелого священника и его жены Елисаветы; родился за шесть месяцев до рождения Господа, последний из пророков Ветхого Завета (Матф. 3:1; Марк. 1:4; Лук. 1:60-63; Иоан. 1:6).

ИОАНН-АПОСТОЛ и ЕВАНГЕЛИСТ — один из двенадцати избранных учеников Господа, писатель четвёртого Евангелия, трёх посланий и Откровения, сын Зеведея, рыбака из Галилеи, брат ап. Иакова (Матф. 4:21).

Иреней, епископ Лиона (177 г. по Р.Х.) резюмирует свидетельство ранней церкви: «Иоанн, ученик Господа, лежавший у Его груди, написал своё евангелие в Ефесе». (Цитируется по Евангелию от Иоанна, RVG Tasker, 1960, с. 17). Традиционные исследования говорят о том, что последние годы жизни Иоанн провёл в Ефесе, много времени уделяя молитве, чтению и составлению посланий. Во время царствования римского императора Домициана он, по неизвестной причине, был сослан на остров Патмос.

Иоанн был одним из первых учеников Иисуса (Иоан. 1:35, 39).Иоанн и Иаков вместе со своим отцом занимались рыболовным ремеслом (Лук. 5:10).Иоанн и Иаков оставили всё и последовали за Иисусом (Матф. 4:21-22).Иоанн был одним из трёх апостолов, составляющих внутренний круг учеников, которые были с Иисусом во всех особенных случаях. Другие два ученика были Пётр и Иаков (Ср. Преображение Матф. 17:1; Гефсимания Матф. 26:36) (Ср. 5:37-43).Иоанн назван любимым учеником, так как, судя по всему, был особенно близок к Иисусу, и все его послания ориентированы на любовь. Также он был близок с Петром (Ср. Лук. 5:10; Иоан. 19:26; 21:20, 23; Деян. 4:13).Именно Иоанну Иисус поручил заботу о своей матери (Иоан. 19:26-27).Павел говорит об Иоанне, как об одном из трёх столпов церкви (Гал. 2:9).
Словарь Вихлицкого :
(Иегова милостив)

а) сын престарелых Захарии и Елисаветы (Лк 1:5-25; Лк 1:57, Лк 1:80), принадлежавших к священническому роду из Авиевой, то есть восьмой чреды (1Пар 24:10) сынов Елеазара. Иоанн называется Крестителем, ибо он проповедовал крещение покаяния (Мк 1:4) и явился Крестителем Самого Господа Иисуса Христа. Он был Его Предтечей — посвященным от рождения и посланным пред Его лицом в полном соответствии с пророчествами о нем (Ис 40:3-5; Мал 3:1.1а). Рождение Иоанна Крестителя было на шесть месяцев раньше рождения Иисуса Христа (Лк 1:26, Лк 1:36), а в пятнадцатый год правления Тиверия (Лк 3:1), то есть в 29 г. по РХ, он вышел на служение. Тогда ему было, очевидно, около 31 года (Лк 3:23). Он смело, в духе Илии, обличал всех людей в грехах и призывал покаяться, приготовить путь Господу. Увидев Христа, идущего к нему, он сказал: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Вскоре после этого Ирод (см. Ирод, в), который хоть и любил слушать Иоанна, все же взял его за его обличения и посадил в темницу, а позже и обезглавил;

б) сын Зеведея, брат Иакова старшего, один из двенадцати Апостолов Христовых и евангелист, любимый ученик Христа (Ин 19:26; Ин 21:7, Ин 21:20, Ин 21:24). Он был с Иоанном Крестителем, но услышав о Христе, решительно пошел за Ним (Ин 1:35-40). Он, по-видимому, на некоторое время вернулся к своему прежнему занятию — рыбной ловле, но, когда Христос призвал его от сетей (Мф 4:21-22), он сразу же оставил их. В числе трех ближайших учеников Господа он был с Ним при воскрешении дочери Иаира (Лк 8:51), при Преображении (Мф 17:1-2) и в Гефсиманском саду (Мф 26:37). Он бесстрашно последовал за Спасителем во двор первосвященника, в преторию, а у Креста принял последнее Его распоряжение. После вознесения Иисуса Христа он снова вернулся на Галилейское озеро, но при явлении Господа первым узнал Его (Ин 21:1, Ин 21:7). Он был участником устройства общины верующих в Иерусалиме, первого Апостольского собора, посещения верующих в Самарии. Как рассказывает предание, он перед самым разрушением Иерусалима в 70 г. переехал в Ефес и до конца своих дней проповедовал в этом городе. Отсюда, в правление Домициана (81-96 гг) — в период массовых гонений на христиан, он был сослан на остров Патмос (в Эгейском море, напротив Ефеса), где ему явился Христос. В этот же период (между 90 и 100 гг) были написаны им Евангелие, Откровение и три Послания;

в) (Деян 4:6) — из рода первосвященнического, как полагают, родственник Анны, член суда старейшин, перед которым были поставлены Апостолы Петр и Иоанн за свою проповедь в храме;

г) (Деян 12:12, Деян 12:25; Деян 13:5, Деян 13:13; Деян 15:37) — первоначальное имя евангелиста Марка.
Словарь Никифорова :
(Благодать Божия) — имя различных лиц, упоминаемых в Свящ. Писании Ветх. и Нов. Завета, именно:
а) 2Езд 8:38 — сын Акатана, один из Израильтян, во дни Ездры. В 1Езд (Езд 8:12) читается: Иоханан.
б) 2Езд 9:29 — Израильтянин во дни Ездры. В 1Езд (Езд 10:28) стоит также: Иоханан.
в) 1Мак 2:1 — отец Маттафии и дед братьев Маккавеев.
г) 1Мак 2:2 — старший сын Маттафии, прозванный Гаддис (счастливый), убитый сыновьями Иамврия из Мидавы. В 2Мак 8:22 он называется Иосиф.
д) 1Мак 8:17 — отец Евполема, один из послов Иуды Маккавея в Рим.
е) 1Мак 13:53, 1Мак 16:1 — сын Симона, брата Иуды Маккавея, «храбрый муж,» впоследствии с успехом поддержавший славу дома Маккавеев, под именем Иоанна Гиркана.
ж) 2Мак 11:17 — один из посланников Иудейских к Лисито наместнику Сирийского царя Антиоха Евпатора.
з) Иоанн, называемый Марком, апостол из 70 учеников Господа и евангелист. см. Деян 4:6 — родственник первосвящ. Анны и один из судей, пред лице которых были приведены апостолы Петр и Иоанн после исцеления хромого, при так называемых красных дверях храма.
Словарь Нюстрема :
(значение имени смотри Иоанан).

1) Один из рода первосвященнического, принимавший участие в суде над апостолами Петром и Иоанном (Деян 4:6).

2) Тот же, что и Марк (Деян 12:12).

3) Иоанн Креститель, последний из пророков Ветхого Завета, о котором Исайя предсказал, как о «гласе вопиющего в пустыне для приготовления пути Господу» (Ис 40:3; Срав. Мф 3:3), а Малахия, как — об Ангеле Господнем, который должен приготовить Ему путь (Мал 3:1 срав. Мф 11:10) и как об Илие (Мал 4:5 срав. Мф 11:14). По свидетельству Иисуса, Иоанн — самый великий из всех рожденных женами в Ветхом Завете (Мф 11:11). Иоанн родился, согласно предсказанию ангела, от престарелых Захарии и Елисаветы, которые происходили из священнического рода, и посвящен с самого начала своей жизни на служение Богу (Лк 1:15). Уже в утробе матери он возрадовался Мессии, Который родился 6 месяцев спустя после его рождения (Лк 1:23, Лк 1:44). Когда его обрезали, то, по повелению ангела, нарекли ему имя Иоанн — Иегова милосерд ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лк 1:63). Он рос в пустынях до дня явления своего Израилю, в 15-й год царствования Тиверия, приблизительно в 29 г. по Р.Хр. (Лк 1:80; Лк 3:1). В Иудейской пустыне он начал собирать вокруг себя толпы людей, действуя на них своей строгой и аскетической жизнью и, особенно, своей проповедью покаяния в духе и силе Илии. Он без снисхождения обличал грехи каждого (Лк 3:7 и дал.), проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк 1:4) и направляя людей к Крестящему Духом Святым — Христу (Лк 3:16). Иоанн указывал на Него, как на Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (Ин 1:29), Которого он узнал через откровение, во время крещения (Ин 1:33) Иоанн продолжал свою деятельность недолгое время после выступления Иисуса Христа (Ин 3:23; Ин 4:1). Он учил своих учеников поститься (Мф 9:14) и молиться (Лк 11:1) и пользовался всеобщим почтением (Лк 3:15); синедрион посылал к нему посольство (Ин 1:19 и дал.); Ирод с удовольствием слушал его и многое делал, по его совету (Мк 6:20). Но Иоанн все положил к ногам Иисуса Мессии, Которому должно было расти, а ему (Иоанну) умаляться. Как радуется друг жениха, когда подводит невесту к жениху, так радовался и Иоанн, когда видел всех уходящих от него к Иисусу (Ин 3:23). Ирод Антипа посадил Иоанна в тюрьму за то, что тот обличал его (Лк 3:20), а потом велел отрубить ему голову по настоянию дочери Иродиады (Мф 14:3 и дал.).

О посольстве, которое Иоанн отправил из тюрьмы к Иисусу с вопросом: «Ты ли тот, Которому должно прийти, или ожидать нам другого?» Многие думают, что оно было послано по причине сомнения у Иоанновых учеников; но другие считают (что вероятнее), что сомнение самого Иоанна понудило его послать это посольство. Пока он находился там во тьме и ничего не слышал о том царстве, которое должен был основать Мессия, сомнение начало омрачать его, и он обратился к Иисусу, чтобы Тот рассеял его сомнения. При всем своем светлом понятии о новозаветных истинах он все-таки находился в рамках Ветхого Завета, и поэтому пережил ту же внутреннюю борьбу, что и близкие ученики Иисуса (Мф 20:20; Лк 24:21; Деян 1:6). Возможно, он также хотел воспользоваться этим случаем, чтобы, розрешив свои сомнения, посылать от себя к Иисусу тех из учеников, которые еще оставались при нем.

4) Иоанн, евангелист, «ученик, которого любил Иисус» (Ин 21:7, Ин 21:20), сын рыболова Зеведея и Соломин, брат Иакова. Думают, что он был один из тех двух учеников Иоанна Крестителя, который последовал за Иисусом (Ин 1:37 и дал.). После этого первого знакомства он был призван Господом при море Галилейском и поставлен апостолом. Иоанн стал одним из трех самых близких учеников Иисуса Христа. Вместе с Иаковом и Петром он был свидетелем воскресения дочери Иаира, видел преображенного Наставника на горе, и был с Ним в Гефсимании; на вечери Господней он лежал у груди Спасителя. Вместе с Марией он стоял около креста; Мать Наставника была поручена ему. Все то, что он сам наблюдал и слышал, о том и свидетельствует нам. Вместе с Петром (отречение которого и слезы раскаяния он слышал и видел, и восстановление которого он так прекрасно описал) мы видим его у гроба Воскресшего, затем на Геннисаретском озере, во время первого гонения христиан в Иерусалиме и при первых успехах проповеди в Самарии. После сошествия Святого Духа и рассеяния верующих из Иерусалима, Иоанн — как говорит предание — пошел в Малую Азию и поселился в Ефесе. Тан он пас те церкви, которые основал Павел; там же он написал свое Евангелие. Император Домициан сослал его на Патмос, где он получил открове ние для утешения гонимой церкви. На Патмосе или в Ефесе он также написал свои послания для подкрепления своих духовных детей. Во время царствования императора Нерона он возвратился в Ефес, где и умер в глубокой старости в царствование императора Траяна, около 100 г. по Р. Хр. Иероним рассказывает про Иоанна, что тот в своей старости не мог много говорить, но постоянно повторял одни и те же слова: «Возлюбленные дети, любите друг друга». Когда спрашивали его, почему он так часто повторяет это, он отвечал: «Потому что это заповедь Господа, и если она исполняется, то и достаточно». Характер Иоанна не был таким мягким и женственным, как это иногда приписывается ему. Он был один из двух «сыновей громовых» (Мк 3:17). см. Иак 1:1. Характер Иоанна, который побуждал его запрещать другим действовать именем Христа, потому лишь что они не ходили вместе с Иисусом, или свести с неба огонь для истребления самарян, не принявших Спасителя, или получить для себя самое лучшее место в царстве Мессии (см. Мк 9:38; Лк 9:54; Мф 20:20 и дал.) не изменился сразу, но смягчился и постепенно силою благодати сделался святым. С неустрашимостью он свидетельствовал о Воскресшем Спасителе (Деян 4:13) и ревностно писал против лжеучителей (1Ин 2:4; 2Ин 1:10). Апостол любви знал также и о «святом гневе» (Ин 3:36).

Слово иоанн в симфонии
В Библии слово "иоанн" упоминается в 72 стихах.
Другие формы слова : иоанн, иоанна, иоанне, иоанну, иоанном.

2Езд 8 : 38
из сынов Астафа - Иоанн, сын Акатана, и с ним сто десять человек;
2Езд 9 : 29
и из сынов Виваия - Иоанн и Анания и Иозавад и Амафия;
1Макк 2 : 2
У него было пять сыновей: Иоанн, прозываемый Гаддис,
1Макк 13 : 53
И увидел Симон, что сын его Иоанн возмужал, и поставил его начальником над всеми войсками, и поселился в Газаре.
1Макк 16 : 1
И возвратился Иоанн из Газары и рассказал Симону, отцу своему, о том, что делал Кендевей.
1Макк 16 : 9
Тогда был ранен Иуда, брат Иоанна; но Иоанн преследовал их, доколе не пришел в Кедрон, который он построил.
1Макк 16 : 22
Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших погубить его, убил их, ибо узнал, что они искали погубить его.
2Макк 11 : 17
Иоанн и Авессалом, вами посланные, передав подписанный ответ, ходатайствовали о том, что было означено в нем.
Мф 3 : 1
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
Мф 3 : 4
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Мф 3 : 7
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Мф 3 : 14
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Мф 3 : 15
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
Мф 3 : 16
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, -- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
Мф 4 : 12
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
Мф 10 : 2
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
Мф 11 : 2
Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
Мф 11 : 18
Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
Мф 14 : 2
и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
Мф 14 : 4
потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.