(значение имени смотри Иоанан).
1) Один из рода первосвященнического, принимавший участие в суде над апостолами Петром и Иоанном (Деян 4:6).
2) Тот же, что и Марк (Деян 12:12).
3) Иоанн Креститель, последний из пророков Ветхого Завета, о котором Исайя предсказал, как о «гласе вопиющего в пустыне для приготовления пути Господу» (Ис 40:3; Срав. Мф 3:3), а Малахия, как — об Ангеле Господнем, который должен приготовить Ему путь (Мал 3:1 срав. Мф 11:10) и как об Илие (Мал 4:5 срав. Мф 11:14). По свидетельству Иисуса, Иоанн — самый великий из всех рожденных женами в Ветхом Завете (Мф 11:11). Иоанн родился, согласно предсказанию ангела, от престарелых Захарии и Елисаветы, которые происходили из священнического рода, и посвящен с самого начала своей жизни на служение Богу (Лк 1:15). Уже в утробе матери он возрадовался Мессии, Который родился 6 месяцев спустя после его рождения (Лк 1:23, Лк 1:44). Когда его обрезали, то, по повелению ангела, нарекли ему имя Иоанн — Иегова милосерд ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лк 1:63). Он рос в пустынях до дня явления своего Израилю, в 15-й год царствования Тиверия, приблизительно в 29 г. по Р.Хр. (Лк 1:80; Лк 3:1). В Иудейской пустыне он начал собирать вокруг себя толпы людей, действуя на них своей строгой и аскетической жизнью и, особенно, своей проповедью покаяния в духе и силе Илии. Он без снисхождения обличал грехи каждого (Лк 3:7 и дал.), проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк 1:4) и направляя людей к Крестящему Духом Святым — Христу (Лк 3:16). Иоанн указывал на Него, как на Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (Ин 1:29), Которого он узнал через откровение, во время крещения (Ин 1:33) Иоанн продолжал свою деятельность недолгое время после выступления Иисуса Христа (Ин 3:23; Ин 4:1). Он учил своих учеников поститься (Мф 9:14) и молиться (Лк 11:1) и пользовался всеобщим почтением (Лк 3:15); синедрион посылал к нему посольство (Ин 1:19 и дал.); Ирод с удовольствием слушал его и многое делал, по его совету (Мк 6:20). Но Иоанн все положил к ногам Иисуса Мессии, Которому должно было расти, а ему (Иоанну) умаляться. Как радуется друг жениха, когда подводит невесту к жениху, так радовался и Иоанн, когда видел всех уходящих от него к Иисусу (Ин 3:23). Ирод Антипа посадил Иоанна в тюрьму за то, что тот обличал его (Лк 3:20), а потом велел отрубить ему голову по настоянию дочери Иродиады (Мф 14:3 и дал.).
О посольстве, которое Иоанн отправил из тюрьмы к Иисусу с вопросом: «Ты ли тот, Которому должно прийти, или ожидать нам другого?» Многие думают, что оно было послано по причине сомнения у Иоанновых учеников; но другие считают (что вероятнее), что сомнение самого Иоанна понудило его послать это посольство. Пока он находился там во тьме и ничего не слышал о том царстве, которое должен был основать Мессия, сомнение начало омрачать его, и он обратился к Иисусу, чтобы Тот рассеял его сомнения. При всем своем светлом понятии о новозаветных истинах он все-таки находился в рамках Ветхого Завета, и поэтому пережил ту же внутреннюю борьбу, что и близкие ученики Иисуса (Мф 20:20; Лк 24:21; Деян 1:6). Возможно, он также хотел воспользоваться этим случаем, чтобы, розрешив свои сомнения, посылать от себя к Иисусу тех из учеников, которые еще оставались при нем.
4) Иоанн, евангелист, «ученик, которого любил Иисус» (Ин 21:7, Ин 21:20), сын рыболова Зеведея и Соломин, брат Иакова. Думают, что он был один из тех двух учеников Иоанна Крестителя, который последовал за Иисусом (Ин 1:37 и дал.). После этого первого знакомства он был призван Господом при море Галилейском и поставлен апостолом. Иоанн стал одним из трех самых близких учеников Иисуса Христа. Вместе с Иаковом и Петром он был свидетелем воскресения дочери Иаира, видел преображенного Наставника на горе, и был с Ним в Гефсимании; на вечери Господней он лежал у груди Спасителя. Вместе с Марией он стоял около креста; Мать Наставника была поручена ему. Все то, что он сам наблюдал и слышал, о том и свидетельствует нам. Вместе с Петром (отречение которого и слезы раскаяния он слышал и видел, и восстановление которого он так прекрасно описал) мы видим его у гроба Воскресшего, затем на Геннисаретском озере, во время первого гонения христиан в Иерусалиме и при первых успехах проповеди в Самарии. После сошествия Святого Духа и рассеяния верующих из Иерусалима, Иоанн — как говорит предание — пошел в Малую Азию и поселился в Ефесе. Тан он пас те церкви, которые основал Павел; там же он написал свое Евангелие. Император Домициан сослал его на Патмос, где он получил открове ние для утешения гонимой церкви. На Патмосе или в Ефесе он также написал свои послания для подкрепления своих духовных детей. Во время царствования императора Нерона он возвратился в Ефес, где и умер в глубокой старости в царствование императора Траяна, около 100 г. по Р. Хр. Иероним рассказывает про Иоанна, что тот в своей старости не мог много говорить, но постоянно повторял одни и те же слова: «Возлюбленные дети, любите друг друга». Когда спрашивали его, почему он так часто повторяет это, он отвечал: «Потому что это заповедь Господа, и если она исполняется, то и достаточно». Характер Иоанна не был таким мягким и женственным, как это иногда приписывается ему. Он был один из двух «сыновей громовых» (Мк 3:17). см. Иак 1:1. Характер Иоанна, который побуждал его запрещать другим действовать именем Христа, потому лишь что они не ходили вместе с Иисусом, или свести с неба огонь для истребления самарян, не принявших Спасителя, или получить для себя самое лучшее место в царстве Мессии (см. Мк 9:38; Лк 9:54; Мф 20:20 и дал.) не изменился сразу, но смягчился и постепенно силою благодати сделался святым. С неустрашимостью он свидетельствовал о Воскресшем Спасителе (Деян 4:13) и ревностно писал против лжеучителей (1Ин 2:4; 2Ин 1:10). Апостол любви знал также и о «святом гневе» (Ин 3:36).