Загрузка

Словарь собственных имен : кесария филиппова

Кесария Филиппова (Καισαρεία ἡ Φιλίππου; V. и L: Caesarea Philippi): Мф.16, 13. Мк.8:27. – Город Северной Палестины, лежащий у подошвы Ермона, при восточном истоке Иордана, на северной границе колена Неффалимова, называвшийся в древности Панеас (Plin. Η. N. 5, 15) – от Панион (Πάνιον, Πάνειων), местечка и пещеры при подошве южного склона Ливана. Здесь поблизости в древности находилось капище Ваала, и город назывался Ваал-Гад. Греки отождествили культ Ваал-Гада с культом Пана, от которого место это и получило название Паниас или Баниас. Здесь Флавий полагает главные истоки Иордана (Древ. XV. 10, 3), которые составляют особенную достопримечательность этой местности. «Главный источник ее, Нар – Баниас, некоторые полагали, выходит подземным путем из озера Фиал, лежащего в двух часах пути от него к востоку (Флав. о Войн. Иуд. III. 10, 7). Но такое мнение новейшие отвергают. Для такого громадного источника, как Нар-Баниас, и на один день недостало бы маленького озера Фиал. С другой стороны, свежая, чистая вода источника не имеет ничего общего с грязной слизистой водою Фиала (Св. Земл. Олес. Т. 2. стр. 486). Источник Нар-Баниас берет началосвое в углу гор, образуемом Ермоном и горами идущими по восточной стороне озера и долины Ель-Гуле, и вытекает из-под высокой скалы, выровненной человеческими руками. Место выхода источника некогда представляло большой грот и было украшено колоннами и статуями. Но в позднейшее время землетрясение повредили грот, а обломки скалы, упавшие сверху, а также остатки бывших здесь построек, камни и колонны, образовали такие баррикады кругом входа, что ближайшее рассмотрение внутренней части грота стало невозможно. Здесь-το под массой камней и обломков скалы, закрывающих вход в пещеру, пробивается тот большой и чрезвычайно энергический источник чистой, холодной и вкусной воды – который служит главнейшим из истоков Иордана. Небольшая часть его каналом проводилась в город, а главная часть, окружая город с северной и западной стороны, направлялась на юг, где в соединении с другими источниками образовала Иордан. Здесь ханаанское служение Ваалу в древности получило особенный отпечаток в специальном культе Ваал-Гада, т. е. бога счастия. Шумные воды, освежающие этот уголок, могущественная растительность, свежий, чуждый вредных болотистых испарений Кадеса воздух, упрочили за ним название места счастия (Св. Земл. Олесн). Место это указывается у Навина границей обетованной земли на севере (Нав.11:17, 13:5). Впоследствии времени, когда Иудея находилась уже под властью римлян, Кесарь Август отдал этот город с его областью Ироду, и Ирод построил здесь на месте Паниум или Баниас великолепный храм из белого мрамора, и посвятил его Кесарю (Древн. 15. 10, 3). После, по разделе владений Ирода между детьми его, Тетрарх Филипп, получивший в свое владение Гавлонитиду, распространил и украсил этот город, и назвал Кесарией, в честь Римского Кесаря Тивериа, а в отличие от Палестинской или Стратоновой, – Филипповой (Древн. ХVIII. 2, 1). Так. обр. при источнике Баниас мало-помалу возник целый город с крепостью, обнесенный массивными стенами с круглыми башнями по углам, который служил ограждением и защитой этого важного места, посвященного богу Пану, жившему, по народному верованию, здесь в гроте и источавшему из него живые струи Иордана. Но этот город с крепостью и другими своими строениями составлял только нижнюю часть Кесарии Филипповой. Вторая, верхняя часть ее (Калаат Баниас, Калаат Зубейбе) отделялась от первой промежутком на полчаса пути, и лежала на вершине отрасли Ермона на 400 метров выше нижней части, имея своим назначением защищать от вражеских набегов не только источник, но и всю местность. Крепость этой части у арабов называется Зубейбе. Гора этой крепости есть отрасль Ермона, отрезанная от него лесистой долиной, и почти со всех сторон не доступна для восхождевия. Крепость также обнесена стеной постройки времени Ирода и его преемников, Филиппа или Агриппы. Флавий не упоминает об этой части; но никто не усомнится считать крепость Зубейбе памятником древнееврейского искусства последнего периода. Само собой разумеется, что, после своей первоначальной постройки, она не раз была переделываема. Последняя переделка, как видно из арабской надписи, найденной на развалинах ее, сделана в 1227 году по Р. Хр. Судя по важности пункта, занимаемого этой крепостью, можно полагать, что на этом месте было и более древнее сооружение, укрепленное еще царями 10-ти колен, для ограждения дороги в Израильское царство со стороны Дамаска, но которое с падением сего царства должно было совершенно рушиться, и уже в период Иродова времени местность эта снова стала обстраиваться и укрепляться. По преданию иудейскому, здесь было место откровения Божия Аврааму об умножении его потомства подобно звездам небесным (Быт.15 гл.). В эту отдаленную часть земли иудейской, в эту тихую, лесистую страну уединялся иногда Господь во время земной Своей жизни, и здесь, незадолго пред Своим преображением, после уединенной молитвы, спрашивал учеников Своих, за кого они принимают Его, и по исповедании ими Его Сыном Божиим, тайно предсказал им о Своих страданиях и воскресении, и потом всенародно проповедовал о ношении Креста и о Своем пришествии во славе (Мф.16:13–28. Мк.8:27–38. Лк.9:18–27). Здесь, говорят, жила та женщина, которая 12 лет страдала кровотечением и получила исцеление от своей болезни чрез прикосновение к одежде Спасителя (Мф.9:20–23. Мк.5:25–34. Лк.8:43–48). Евсевий об этом пишет: «Здесь и теперь еще указывают дом ее и сохраняют славные памятники благодеяния, оказанного ей Спасителем. Именно, пред дверями ее дома лежит высокий камень и на нем поставлена медное изваяние женщины, с преклоненными коленами и с простертыми вперед руками, представляющей подобие молящейся. Против нее стоит из того же металла прямая фигура мужчины, красиво облеченного в двойную мантию и простирающго руку к женщине... Тут же у ног представляется растущая незнакомая какая-то трава, служащая символом исцеление всякого рода болезней. Эта статуя, говорили, представляет образ Иисуса. Она сохранилась до нашего времени, и мы собственными глазами видели ее в бытность нашу в этом городе» (Евс. Церк. Ист. к. VII. гл. 18). Впоследствии времени царь Агриппа назвал этот город, в честь Нерона, Нерониас, Веспасиан и Тит были в этом городе. Здесь Тит праздновал свою победу над Иерусалимом. Блаж. Иероним отождествлял Баниас с Даном, северным городом Израильского царства, где подобно как в Вефиле, южном городе, учреждено было Иеровоамом поклонение золотому тельцу. Но Дан, по свидетельству древних, представляется особенным городом, отдельным от Кесарии или Баниаса. Новейшие Даном согласно признают нынешний Тель-ель-Кади (что, подобно евр. слову дан, с арабского значит судия), лежащий на час пути на запад от Баниаса, замечательный своим богатым источником, который считается вторым из истоков Иордана. В 4-м веке Кесария Филиппова в церковном отношении находилась в зависимости от патриарха Антиохийского, и у Евс. и Иерон. известна более под прежним именем Паней, а со времен владычества магометан доселе носит у арабов название Баниас, а у писателей арабских и Зубейбе. Во времена Крестовых походов она попеременно была в руках то христиан, то магометан. После Крестовых походов о ней не упоминается. Теперь этот цветущий некогда город находится в развалинах, и на месте его возвышается небольшая деревенька Баниас, и здесь не более 20 домов турок, греков, друзов и назареев. Сн. Олесн. Св. Земл. т. 2. стр. 484–194. Свящ. Геогр. Полян. стр. 56–57. Herz. T. 2. p. 487–488.

Слово Кесария филиппова найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Кесария Филиппова лежит у истоков Нахр-Баньяс, одной из трех рек, слияние которых образует Иордан. Грот, из которого вытекает вода, греки посвятили богу источников Пану (отсюда название Панеас, араб. Баньяс). В 20 г. до Р.Х. Ирод Великий получил эту область и построил там город в честь Августа. Рядом с алтарем Пана он воздвиг мраморный храм со статуей императора. Четвертовластник (тетрарх) Филипп, много сделавший для украшения города, в 3 г. до Р.Х. назвал его Кесарией. Добавление «Филиппова» отличает ее от одноим. города на побережье. Здесь, в К.Ф., где почитали природную силу Пана и воздавали божеств. почести гос. власти в лице имп., группы иудеев ожидали наступления конца света. Здесь Христос спрашивал Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» И Петр исповедал: «Ты — Христос» (Мк 8:27–30). С богосл. т.зр., это событие — поворотный пункт в Ев. от Марка. В первой части книги делается акцент на чудеса Христовы, во второй — на Его наставления ученикам. С этого момента постепенно начинает раскрываться тайна личности Иисуса, и на первый план выходит тайна Его страданий. В Ев. от Марка К.Ф. — это и геогр. поворотный пункт. Достигнута крайняя сев. точка странствований Иисуса, и отсюда Его путь лежит на юг, в Иерусалим, навстречу страданиям и смерти (см. A. Pohl. Das Evange-lium des Markus, Wuppertaler Studienbibel, Er-gaenzungsband, 33 и след.).

Словарь Вихлицкого :
(Мф 16:13; Мк 8:27) — город на севере Палестины у горы Ермон в районе истока Иордана, построенный на месте древнего поселения Ваал-Гад (или Ваал-Ермон) Иродом Филиппом (см. Филипп, г). Теперь на его месте находится селение Баниас с остатками древних стен. (см. Ваал-Гад)
Словарь Никифорова :
(Мф 16:13. Мк 8:27) — город в Палестине, лежащий вблизи г. Ермон, при восточном истоке Иордана. Он назывался в древности Папеас. Хотя исторических указаний на означенный факт и не имеется, но по всей вероятности означенное место некогда было посвящено богу Пану. На одной из древних надписей, уцелевших на развалинах, начертано, что здесь некогда существовал храм, посвященный этому божеству. В позднейший период времени этот город принадлежал тетрархии Филиппа, который значительно расширил оный и назвал его Кесариею Филипповою, с тем чтобы отличить оный от Кесарии Палестинской, Ирод Агриппа также улучшил означенный город и назвал его Нерониас, в честь императора Нерона, но он не долго удержал за собою это наименование. Город Кесарию Филиппову, по Евангелию, только однажды посетил Господь И. Христос. По словам еванг. Мф (Мф 16:13). Он пришел в страну Кесарии Филипповой, и по словам Мк 8:27, в селения Кесарии Фиипповой. Здесь ап. Петр исповедал Христа Сыном Бога живого: Ты Христос, Сын Бога живого (Мф 16:16), так засвидетельствовал он свою веру в Его божество. Вблизи этого же города, на горе Фавор, преобразился Господь Иисус перед тремя Своими учениками (Мф 17:1). По свидетельству Евсевия, женщина, исцелившаяся от кровотечения, через прикосновение к одежде Иисуса, была урожденною из Кесарии. Он говорит, что в его время здесь стояли литые медные изображения Спасителя и чудесно исцеленной им женщины (Eccles. Histor. VII, 18). Тит, по взятии Иерусалима, оставался довольно долгое время в этом городе, давая народу различные зрелища. Множество из Иудеев, новообращенных в Христианство, подверглись в означенное время ужасным мучениям и смерти: одни например были бросаемы на съедение зверям, другие гибли в смертельном единоборстве друг с другом. В IV в. по Р.Х. Кесария Филиппова была епископскою кафедрою для Финикии, но во времена Крестоносцев, переходя от одного победителя к другому, она в 1219 г. окончательно пала. Теперь это бедная, незначительная деревушка Баниас; но наружные стены древней крепости в полуразрушенном виде существуют даже доселе, как памятник бывшего древнего величия, значения и славы.
Словарь Нюстрема :
Город близ северной границы Палестины, недалеко от истока Иордана, в хорошо орошаемой стране, на южном склоне Гермона; может быть, этот город был построен на том же месте, где находится древний Ваал-Ермон (Суд 3:3). Теперь на этом месте находится маленькое селение, называемое Баниас, от древнегреческого слова Панеас, названия находившейся здесь пещеры Пана, бога пастухов. Здесь между беспорядочно наваленными грудами камней течет прозрачная, как кристалл, река Нахр Баниас, которая ниже сливается с другой рекой Леджан и вместе они образуют Иордан. Город получил свое название по имени тетрарха Филиппа, который расширил и украсил его. В этой Кесарии и в Кесарии Палестинской рим. полководец Tит отпраздновал разрушение Иерусалима кровавыми пиршествами, во время которых пленные евреи отдавались на съедение диким зверям. В этой мало известной стране Иисус, после уединенной молитвы (Лк 9:18), в первый раз спросил Своих учеников, за кого они Его почитают, и соединил свидетельство о Своем божестве с предсказанием о крестных страданиях (Мф 16:13 и дал.; Мк 8:27 и дал.).