Загрузка

Словарь собственных имен : купина

Купина (סְנֶח от סָנָה = терновый куст, терновник; βάτος; rubus; Купина; L: Busch): Исх.3:2, 4. Втор.33:16. – Терновый куст близ горы Хорива, в котором Бог явился Моисею, призывая его к избавлению народа израильского от рабства египетского. Моисей видел, что куст этот горит огнем, но не сгорает (Исх.3:2). И. Флавий присоединяет, что огонь нимало не вредил его зелени и цветов и не попалил ветвей его с висящими на них плодами (Древн. к. 2. гл. 12. § 1). Видение это изображало состояние народа еврейского в Египте, где он в пламени гонение казался тленным и слабым тернием, но не долженствовал истребиться по силе заветов и обетований Божиих Аврааму, Исааку и Иакову (Библ. Ист. Фил. Пер. 4. Приз. Моис. Keil и Del. на Исх. р. 337. сн. 338). У отцов Церкви и в песнях церковных видению этому дается таинственное значение. Горящая, но не сгорающая купина – это матерь Божия, Дева, Богородица, пребывшая нетленною и по воплощении и рождении от нее Сына Божия. С другой стороны, по изъяснению Григория Великого и Кирилла Александрийского, этим изображалось нераздельное и неслиянное соединение Божества с человечеством во Христе, так что и божество не поглотило и не потребило человечества, и человечество не преложилось в божество (Прав. Соб. 1861 г. ч. 1. стран. 230–231).

Слово Купина найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
КУПИНА и пр. см. купа.
Словарь Вихлицкого :
(От купа — груда, группа) (Мк 12:26; Лк 20:37) — терновый куст, горящий и не сгоравший, в котором Господь явился Моисею на горе Хорив. (см. терн)
Словарь Никифорова :
(Исх 3:2-4, Втор 33:16). Так называется терновый куст, бывший близ г. Хорива, который горел, но не сгорал и в котором Иегова явился Моисею, призывая его к избавлению народа Израильского от рабства Египетского. По учению отцов Церкви и по церковным песнопениям, горящая, но несгораемая купина в особенности прообразовала Матерь Божию, Деву Богородицу, пребывшую нетленною и по воплощении и по рождении от нее Сына Божия. По мнению большинства толкователей Св. Писания, означенный терновый куст принадлежал к одному из видов мимозы или акации, в обилии растущих в местах пустынных. Нынешние монахи Синайского монастыря св. Екатерины указывают означенный куст на в. от большой монастырской церкви.