Македония, Македонский, Македоняне (Μακεδόνια, Μακεδών; Macedo, Macedonia; L: Macedonien): Ecф.8:12. 1Мак.1:1, 6:2. 2Мак.8:20. Деян.16:9–12, 18:5, 19:21–22, 20:1–3. Рим.15:26. 1Кор.16:5. 2Кор.1:16, 7:5, 8:1, 9:2, 4, 11:9, 1Фес.1:7–8, 4:10. 1Тим.1:3. – Замечательная в древности область на север от Греции. В древнейшие времена принадлежала к Фракии, и под именем Емафии ограничивалась небольшой полосой гористой земли от Олимпа до устья реки Лидиас. Границы ее были: на север – Дардание и Пеония, на запад – Иллирия, на юг – Фессалия и Епир, на восток – Фракия. Важнейшие из гор: Олимп и Леон. Превосходнейшие реки: Галиакмон, Акциос и Стримон. Древнейшие обитатели Македонии были не греческого, но частью фракийского и частью иллирийского происхождения; но на Македонском берегу Архипелага много было и греческих колоний, от которых распространились в этой стране греческие обычаи. Сначала македоняне долго оставались незначительным и необразованным народом, но из истории Есфири, Мардохея и Македонянина Амана при Артаксерксе Лонгимане можно видеть, что за 400 лет до Р. Хр. они стали уже приходить в силу, ибо Аман замышлял македонянам передать царство Персидское (Ecф.8:12). Сын Пердикки Архелай (413–400 г. до Р. Хр.), первый замечательный государь Maкедонии, усилил царскую власть, распространил пределы царства и много содействовал его благосостоянию и возвышению. После него еще более содействовал соединению разных племен его, расширению пределов и распространению греческого образования, Филипп 1-ый (361–330). При сыне Филиппа, Александре Великом (333–323), Македония сделалась обладательницей целого полусвета (1Мак.1:1–7). Но по смерти Александра она быстро стала приходить в упадок; вела частые войны с римлянами, в которые вмешались римляне, как союзники греков, и наконец лишилась своей самостоятельности. Филипп II-й в 197 г. до Р. Хр. был разбит римлянами; Персей в 168 г. при Пинде побежден Павлом Емилием, и после (в 148 г) Македония наконец сделалась римской провинцией (Илов. Рук. к Всеоб. Ист. Древ. мир, изд. 3. 1869 г. стран. 150... Haupt и Толл.: Макед.). Таковой она оставалась и во времена апостольские. Македонские города, упоминаемые в Библии, суть: Филиппы, Амфиполь, Неаполь, Аполлония, Фессалоника, Берия. Ап. Павел призван был в Македонию во время второго апостольского своего путешествие в 51-м году по Р. Хр. Прибыв сюда из Троады, он с успехом проповедовал здесь Евангелие в Филиппах, Фессалонике и Берии, хотя, преследуемый врагами Евангелия, должен был удалиться отсюда в Грецию – в Афины и Коринф (Деян.16, 17 гл.). Во время третьего своего путешествие (в 54–58 г) он снова посетил Македонию (Деян.19:21, 20:1), и отсюда писал второе послание к коринфянам (2Кор.2:13). Чрез три месяца пребывания своего в Коринфе, он опять чрез Македонию предпринял обратный путь свой в Иерусалим (Деян.20:3–6). Таким образом, в Македонии он был три раза, и последние два – только мимоходом; но из его посланий видно, какой внутренний союз соединял основанные им там христианские общества. Первые послания, какие писал апостол, были к фессалоникийцам, и вскоре потом два к коринфянам; церкви македонские апостол представляет в образец коринфянам (2Кор.8:1, 11:9), и особенно филиппийцев (сн. Флп.4:15...), к которым написал особое послание, самое обильное сердечными чувствованиями. Таким образом македоняне были первые из народов Европы, которые уверовали во Христа. Zell. 2. р. 73. Herz. VIII. р. 635–638.
Слово Македония найдено в следующих
словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Македония, рим. провинция на Балканском полуо-ве, граничившая на юге с Ахаией, на востоке с Фракией и на севере с Далматией. Ап. Павел через видение был призван проповедовать в М. (Деян 16:9,10). Он основал там христианские церкви в Филиппах, Фессалониках и Верии. Македонские общины славились своей щедростью, радушием и усердием в помощи бедным (Рим 15:26; 2Кор 8:1,2).
Словарь Вихлицкого :
(Деян 16:9, Деян 16:10, Деян 16:12; Деян 18:5; Деян 19:21, Деян 19:22; Деян 20:1, Деян 20:3; Рим 15:26; 2Кор 8:1; 2Кор 9:2, 2Кор 9:4; 2Кор 11:9; Флп 4:15; 1Фес 4:10) — обширная гористая страна на север от Греции, населенная преимущественно греками, в которой впервые в Европе была провозглашена Евангельская проповедь. Следующие ее города упомянуты в Священном Писании: Амфиполь, Аполлония, Верия, Неаполь, Самофракия, Фессалоники и Филиппы. Македония окончательно сформировалась как самостоятельное царство при Филиппе (359-336 гг до РХ), а его сын Александр Великий (336-323 гг до РХ), метеором пролетевший над народами, завоевал и покорил себе царства от Египта до Индии и весьма способствовал распространению греческой культуры. Об этих выдающихся событиях имеются пророчества в книге пророка Даниила (2.39; 7.6; 8.5,8), хотя там прямо не названа Македония. В 168 г. до РХ она была сама завоевана римлянами и вскоре стала одной из римских провинций. (см. Афины, Ахаия, Греция)
Словарь Никифорова :
(Деян 16:9) — замечательная в древности область на с. от Греции, с Фракиею и Эгейским морем на в., Адриатическим морем и Иллириею на з., Дарданиею и Пеопиею на с. Границы области, как и естественно, менялись в различные времена. Ранняя история Македонии покрыта мраком неизвестности и легенд. Первым царем Македонии, как утверждают, был Пердикка (814 г. до Р.Х.); ею управлял также Филипп и Александр Великий. Последний царь Македонии был разбит Римлянами при Пидне (168 г. до Р.Х.). Сим последним событием закончилась монархия в Македонии, и страна в качестве провинции подпала под власть Римлян, разделивших ее на четыре части, Македония особенно замечательна как первая европейская страна, в которой ап. Павел проповедовал Евангелие. Некоторые из городов ее упоминаются в Н. Завете, как-то: Амфиполь, Аполлония, Берея, Неаполь, Филиппы и Солунь. Непосредственным поводом к посещению Македонии ап. Павлом с еванг. проповедью послужило ночное видение: предстал ему некий муж Македонянин с просьбою: «приди в Македонию и помоги нам!» Ап. Павел находился тогда в Троаде. Повинуясь Божественному призванию, он тотчас же отправился в Македонию, где его евангельские труды и проповедь увенчались полным успехом (Деян 16:9-12). Сподвижниками его в этом святом деле были Сила и Тимофей (Деян 18:5) и Ераст (Деян 19:22). После этого первого путешествия ап. Павел нередко посещал Македонию (Деян 19:21 Деян 20:1-6). Цветущие церкви и ревностные проповедники еванг. истины быстро развились в Македонии, как то мы можем видеть из неоднократных указаний в кн. Деяний и Посланий ап. Павла. Три из его посланий были написаны к церквам, находившимся в Македонии, именно два к Фессалоникийцам и одно к Филипийцам. Первое послание к Фессалоникийцам считается первым посланием, написанным св. апостолов по Бож. вдохновению. Церкви Македонские апостол представляет в образец Коринфянам (2Кор 8:1, 2Кор 11:9).
Словарь Нюстрема :
Дикая гористая страна с плодоносными приморскими областями; она расположена на север от Греции, между Фессалией на юге и Мэзией и Фракией на севере; в древние времена была населена различными и многочисленными племенами, которые Филиппу удалось соединить в одно целое. Благодаря его сыну, Александру Великому, Македония стала мировой державой. Александр основал огромное Греко-Македонское царство от Адриатического моря до Индии (334 г. до Р.Хр.) Предполагают, что у пророка Даниила заключаются пророчества относительно этого всемирного царства, которое распространило греческую культуру по всей восточной Азии и проложило дорогу для распространения Евангелия (Дан 2:33, Дан 2:40, Дан 7:7, Дан 7:19, Дан 8:5, Дан 11:2 и дал.). После смерти Александра (323 г. до Р.Хр.) Македония очень быстро пришла в упадок и вместе с Грецией (148 г. до Р.Хр.) сделалась римской провинцией. В 27 г. до Р.Хр. она разделилась на две провинции: Македонию и Ахаю (бывшая Греция — Деян 19:21, Рим 15:26). Главными городами страны были Амфиполис и Фессалоники. Вместе с ними в Новом Завете упоминаются Филиппы, Верия и Неаполь. Македония принадлежала римлянам лет 600, а затем подпала под власть Турции. Македония была той частью Европы, которая первая приняла Евангелие. Когда Павел во время второго миссионерского путешествия был в Троаде, он видел в видении мужа македонянина, который просил его: «Прийди в Македонию и помоги нам» (Деян 16:9). Павел поехал туда и проповедовал Евангелие в Филиппах, где Лидия и тюремный сторож уверовали в Господа; затем он благовествовал в Фессалониках и Верии (Деян 17:1, Деян 17:10). Впоследствии он посещал вновь образовавшиеся общины (Деян 20:1), которые доставляли ему много радости своею любовью и пожертвованиями (2Кор 8.1, 2Кор 9.1, 2Кор 11.9, Флп 4:15). Еще об одном посещении упоминается по-видимому в 1Тим 1:3, Флп 2:24. Сила и Тимофей также работали в Македонских общинах (Деян 17:14, Деян 18:5).