Загрузка

Словарь собственных имен : мардохей

Мардохей (מַרְדְּכָי – может быть, чтитель Марса или Марсу посвященный; Μαρδοχᾶιος; V. Mardochaï, Mardocháus; L: Mardochai; Мардохе́й):

Слово Мардохей найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Мардохей (аккад. слово, происходит от имени верховного вавил. божества Мардука):

1) знатный израильтянин, возвратившийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7). Согласно иуд. преданию, то же лицо, что и → Мардохей (2);

2) вениамитянин, который в период изгнания жил в перситской столице Сузах при царе → Артаксерксе (в Библии под этим именем подразумевается Ксеркс). Он удочерил осиротевшую Гадассу (она же → Есфирь) (Есф 2:5–7). После того как Есфирь стала царицей, ей вместе с М. удалось расстроить планы фаворита Артаксеркса Амана, задумавшего истребить всех иудеев, живших в Персидском царстве. После низвержения Амана М. стал вместо него главным вельможей в государстве — «вторым по царе Артаксерксе» (Есф 8:2; Есф 10:3).

Люди в Библии :

МАРДОХЕЙ — имя двух лиц:

а)  Есф. 2:5 — пленный Иудей, из колена Вениаминова, сын Иаира, живший в Сузах при дворе Артаксеркса, родственник и воспитатель Есфири, ставшей впоследствии царицей Персии.

б)  Езд. 2:2 — один из начальников народа Иудейского, возвратившихся с Зоровавелем из плена.

Известные люди с именемМардохейМордехай (IV век) — вавилонский амора.Мордехай бен-Гиллель (ок. 1250 — 1298) — немецкий раввин-галахист, автор труда его имени.Мордехай бен-Иосиф из Авиньона (Mordecai ben Joseph of Avignon; XIII в.) — провансальский талмудист.Мордехай бен-Нисан[en] (XVII—XVIII вв.) — караимский учёный.Мордехай га-Коген из Сафеда (1523—1598) — палестинский каббалист.
Словарь Вихлицкого :
А) (Езд 2:2; Неем 7:7) — аналог. Билшан;

б) (Есф 2:5, Есф 2:7, Есф 2:10, Есф 2:11, Есф 2:15; Есф 2:19; Есф 3:2; Есф 4:1; Есф 4:5, Есф 4:9, Есф 4:10, Есф 4:12, Есф 4:13, Есф 4:15, Есф 4:17; Есф 5:9, Есф 5:13, Есф 5:14; Есф 6:2; Есф 6:10; Есф 7:10; Есф 8:1, Есф 8:2, Есф 8:7, Есф 8:9, Есф 8:15; Есф 9:4, Есф 9:20, Есф 9:23, Есф 9:29, Есф 9:31; Есф 10:2, Есф 10:3) — сын (потомок) Иаира из колена Вениаминова, воспитатель Есфири, своей двоюродной сестры.
Словарь Никифорова :
(Происхождение и значение слова неизвестны, но очевидно имеет такое же значение как и Мородах, и если так, то оно Персидского происхождения) — именно следующих лиц: Есф 2:2 — пленный Иудей, из колена Вениаминова, сын Иаира, живший в Сузах при дворе Артаксеркса, родственник и воспитатель Есфири, сделавшейся впоследствии царицею Персии. Мардохей впал в немилость Амана, главного вельможи царского, человека весьма честолюбивого и гордого. Чтобы отметить презренному Иудею, Аман составил план поголовного истребления всех Иудеев в царстве. Преступный замысел его однако не осуществился, благодаря ходатайству царицы Есфири перед царем Артаксерксом; сам Аман погиб на виселице, а Мардохей занял его высокое место при дворе. Место гробницы Мардохея и Есфири одни полагают в центре г. Гамадана, другие же в г. Сузах. Езд 2:11 — из начальников народа Иудейского, возвратившихся с Зоровавелем из Вавилонского плена.
Словарь Нюстрема :
Сын Иаира, из колена Вениаминова (Есф 2:5), прадед которого Кис был переселен в Вавилон вместе с Иехонинею. Мардохей удочерил не имевшую отца Есфирь и достиг высокого положения при дворе персидского царя Артаксеркса, будучи чудесным образом спасен от гибели. Посредством его Бог спас Свой народ, в память чего был установлен праздник избавления (Пурим). (Есф 8-10).