Загрузка

Словарь собственных имен : мид

Мид, Мидия, Мидяне, Мидийский (מָדַי – еврейское это слово совершенно соответствует слову Мад, Мада клинообразных надписей, и от санскритского Madhia означает средину, «землю средины», так как занимает среднюю Азию, и по мнению других почитается срединой земли; Μαδοί, Μαδαΐμ, Μαδαΐ, Μαδαὶ, Μηδία, Μηδεία, ὁ Μῆδος, Μῆδοι; Мадай, Мидія, Мидянинъ, Мидскій, Мидяны; V: Madaï, Medus, Medi, Media; L: Madai, Meden, Meder): Быт.10:2. 1Пар.1:5. 4Цар.17:6. 18:11. Ис.13:17, 21:2. Иер.25:25, 51:11, 28. Дан.5:28, 6:8, 12, 8:20, 9:1, 11:1. 1Ездр.6:2. 2Ездр.3:1, 6:23. 3Ездр.1:3. Ecф.1:3. Иудф.1:1, 16:10. Тов.1:14, 15, 14:4, 1Мак.1:1, 6:56, 8:8, 14:1. Деян.2:9. – Мидия составляет западную часть великой горной азийской страны Ирана, к югу от Каспийского моря. Границы ее были – к западу: Ассирия и великая Армения; к югу: Персия и Сузиана; к востоку: Гиркания, Парфия, Сагартие и Кармания; к северу: Каспийское море и Аракс, отделяющий Мидию от Армении. Мидяне ведут свое начало от Мадая, сына Иафета, и потому в Св. Писании по еврейскому тексту они везде встречаются под словом Мадай, и слово это везде означает мидян и их землю. Мидия – земля гористая, вся прорезана ветвями и отрогами Тавра и Антитавра и глубокими оврагами и долинами, и представляет удивительное разнообразие климата и почвы. Она делилась на две части: северо-западную или Малую Мидию, и южную или Великую Мидию. Западная, граничащая с Арменией, называвшаяся в древности Антропатена, ныне Асербейдшана или Адербейджана (т. е. огненная земля), называющаяся так от множества нефтяных источников, составляет суровую и вместе самую приятную горную страну на северо-западе Ирана. Она с севера граничит с Русским царством, с юго-запада – с Ассирией, и простирается от Каспийского моря на запад до большого соленого озера Спаута (Spauta), ныне Урмия: у римлян эта область, так как и самое озеро, называется Мациана или Марциана. Замкнутая громадными горными вершинами, страна эта в возвышенных местах своих имеет превосходные горные пастбища и зеленеющие луга с богатыми нефтяными источниками; в долинах же и равнинах разнообразные произведения. Снежные вершины, перемежаясь прелестными долинами, богатыми роскошной растительностью, придают дикой этой стране самый привлекательный вид и характер альпийской области. Суровая страна эта издревле населена была воинственными жителями, которые могли поставлять 10,000 всадников и 40,000 пехоты, и во времена Антропата, от которого земля эта имеет и свое название, большой частью счастливо защищали свою независимость против македонян, равно как после – против армян, парфян и римлян. В гористой этой стране, в широкой и плодоносной равнине, лежал главный город Газака, так как на север от него нынешний Тербис или Табрец, со 100,000 жителей. Из богатого горной смолой грунта земли часто по ночам, от ее воспламенения, появляются светящиеся огни; отсюда здесь искони господствует поклонение огню, и основатель или преобразователь этого культа – Зороастр, по сказаниям греков, здесь родился (Хрисанф. 1. р. 496–501), и отсюда прибыл к царю бактров Густаспу, где соединил свое учение с древним поклонением бактров светилам небесным и изложил в книгах Зенда (сн. в ист. Персии). Вторая часть Мидии – южная или юго-восточная, называется Великой Мидией, ныне Ирак ель-Аджеми, арабское имя ее ель-Джебаль, персидское Кугистан «горная земля». Высокая горная земля эта с частью Мезандерана простирается к югу от Каспийского моря до равнин Евфрата и Персидского моря. Главный город Великой Мидии – Екбатана (τὰ Ἐκβατάνα или Ἀγβάτανα), основанная первым известным Мидииским царем Дейоком; это нынешний Гамадан, библейский Ахмефа (אַחְמְתָא: 1Ездр.6:2. Сн. Фюрс. 1. р. 57), большой и великолепный город, лежащий в северной части земли, который, по привлекательному положению своему, служил летней резиденцией для персидских и парфянских царей. Еще больше и обширнее другой город великой Мидии Рага или Раги (Ράγα, Ράγαι: Тов. 1:14, 4:20, 5:5, 9:2). Он лежал к северо-востоку от Екбатаны, вероятно, разрушен был землетрясением и снова восстановлен Селевком Никатором и назван Европус (Ἐυρωπός); потом во время Парфянских войн был разорен и восстановлен Арсаком под именем Арсакие (Αρσακία); впрочем, прежнее имя оставалось господствующим, и в средние века он был одним из величайших городов Азии и резиденцией вождей магометанских. Ныне остаются здесь одни развалины, на несколько миль к югу от Тегерана. Великую Мидию древние писатели вообще прославляют за ее плодородие, отличные пастбища, богатство лошадьми и другими домашними животными. Высоты ее покрыты были великолепным горным лесом, а в защищенных долинах росли померанцы, лимоны, фиги, виноградные лозы в большом количестве; мед и благовонная сильфия были в изобилии. Особенно прелестный, очаровательный вид представляли окрестности горы Оронта, усеянные вечно юными и нежными деревьями, как бисером. В Низайских полях, близ Каспийских ворот, находился знаменитый конский завод, где еще Александр Великий нашел 50,000 благороднейших коней, которые превосходно откармливались на тамошних лугах. Труд. К. Д. Ак. 1875 г. Май, р. 430–431. Zell. 2. р. 104. Herz. 9. р. 232. Атл. Менке, Табл. 2. – Древняя история мидян, как она представляется у древних классиков, Геродота и Ктезия, довольно темна и запутанна; впрочем, эта темнота и запутанность ныне довольно ослаблена исследованиями Дункера (история ариев древних времен) и других ученых мужей. Мидяне, бактры и персы, обитавшие в обширных странах между Тигром и Индом, между Каспийским морем, Оксусом, Персидским заливом и Индийским морем, первоначально составляли один народ и назывались ариями (отличными, свободными, благородными). Так по Геродоту мидяне прежде называли самих себя (VII, 62). Их соединяли между собою и язык, и религия, и нравы, и древние предания. Первоначально они распространялись на востоке по горной стране Ирана. Древние исторические предание Зендавесты указывают их здесь между Оксусом и Иаксартом, как древний жреческий народ, коего несложная религия основывалась на поклонении светилам небесным – звездам. Первоначальной родиной их здесь была страна Памер, которая и называлась Арианой-Веджой (Атл. Менке № 1). Долго ли занимали они эту область, неизвестно; только потом, вследствие ли неблагоприятных климатических условий, или вследствие племенных несогласий и междоусобий, или по другим каким-либо причинам, они стали переселяться в другие места. Часть их направилась на юго-восток, к странам Инда и Ганга; другая часть переселилась на юго-запад и заняла те земли, которые в древности носили название Бактрианы, Согдианы, Гиркании, Арахозии и друг. Первые стали называться индусами, вторые – иранцами. И те и другие равно усвояли себе имя ариев, соединяясь между собой единством языка, религии и нравов. Когда и как совершилось такое передвижение Ариев и занятие ими земель Ирана, определить нельзя; но само собою понятно, что оно не могло совершиться вдруг, а было делом целых столетий, и не могло обойтись без войн и междоусобий, так как частью и говорится об этом в Зенд-Авесте. Но это времена мифов и баснословных преданий. Исторические временам Мидии начинаются не ранее 13-го века до Р. Хр. В это время, по рассказу Ктезия, независимые и самостоятельные дотоле мидяне покорены были ассириянами. Может быть, в рассказе Ктезия о походе Семирамиды в Бактрию и победе над Мидийским царем Фарнесом есть своя доля исторической правды, и, может быть, в это время значительная часть Ирана действительно подпала под власть ассириян. Ассирийские надписи свидетельствуют, что владычество царей Ассирийских над жителями Ирана продолжалось до конца 8-го века до Р. Хр., и след., с лишком 500 лет, и что побежденные не раз покушались свергнуть с себя ненавистное это иго. Наконец последняя попытка их увенчалась совершенным успехом в конце 8-го и начале 7-го века до Р. Хр. Поводом к освобождению от ассирийского владычества, думают, послужил несчастный поход Сеннахирима против Сирии и Иудеи в 715 г. до Р. Хр. Пользуясь этим, храбрые мидяне сбросили с себя подчиненность. Диодор, согласно с Ктезием, до Дейока, которого он называет Артеем, приводит еще пять других мидийских царей, и первому из них, Арбаку, приписывает освобождение мидян от ассирийского владычества; но эти пять царей были только ассирийские наместники, и Ктезий ошибочно первого из них принимает за освободителя мидян. Herz. 9. р. 233. Мидяне находились еще в зависимости от ассириян, когда около 720 года Салманассар мог пленных иудеев переселить в города Мидии (4Цар.17:6). Но около времени Навуходоносора они являются уже самостоятельным и сильным народом, который долженствовал решить судьбу Вавилона (Ис.13:17. Иер.51:11, 28. Сн. Zell. 2. р. 105). Освободившись от ига ассирийского, Мидия образовала особое, самостоятельное государство, которое возвышалось и процветало до 560 года до Р. Хр. Сначала мидяне обратились к устройству внутренних своих дел. Это устройство Геродот приписывает Дейоку, снискавшему всеобщее уважение своей мудростию и правосудием. Его мидяне избрали в царя, и он целые 53 года (710–657) устраивал дела своего государства и своим мудрым правлением приобрел уважение к царскому достоинству в своем народе и успел соединить в одно государство все мидийские племена. Ему наследовал в правлении сын его Фраорт (657–635), покоривший своей власти персов и многие другие азиатские народы и во время войны с ассириянами потерявший жизнь свою. Сын его Циаксар (635–595), еще более воинственный, пошел войною на Ниневию, чтобы отмстить за смерть отца своего. Но в это время напали иа Азию с севера дикие кочевые народы, известные под общим именем скифов, вторглись в самую Мидию и 28 лет разоряли ее. Циаксар изгнал их наконец из земли своей, и потом, соединившись с Вавилонским царем Набопалассаром, снова осадил Ниневию, взял и разрушил ее в 610 году до P. X. и таким обр. положил конец Ассирийскому царству (Тов.14:15. сн. Zu den Apokr. 2. p. 69–70. Herz. 9. p. 233–234. Всем. ист. Шлосс. т. 1. 1868 г. стр. 61–62). Циаксару наследовал сын его Астиаг (595–560 г). Это был последний царь Индийский. В Свящ. Писании под именем его разумеют Дария Мидянина (Дан.5:31, 11:1. Сн. Herz. 3. p. 296–297. Keil и Del. на Даниила, p. 160–167). Астиаг сначала царствовал один, а потом вместе с Киром. В царствование его Кир (см. сие имя в своем месте), ставши во главе персов, завоевал столицу Мидии, и самого Астиага взял в плен, и Мидия со всеми подвластными ей землями присоединена к Персии, и так. обр. образовалась обширная Персидская монархия. Соединив под своею властью персов и мидян, Кир распространил свое царство новыми завоеваниями на востоке и западе, и пошел войной на Вавилон, долго держал его в осаде, наконец, отведши в сторону реку Евфрат, по ее руслу ворвался со своим войском в город и овладел им (в 539 году), и все Вавилонское государство обратил в персидскую провинцию. Сделавшись обладателем всего востока, он (в 537 г.) дал иудеям право возвратиться в свое отечество и создать Храм Богу в Иерусалиме; основал новую столицу в Сузах, и кончил жизнь свою в 530-м году – по одним в войне против туркменов, по другим – против скифов, а по Ксенофонту, в его Киропедии, умер спокойно во дворце своем и похоронен на своей родине в Пасартадах. Впоследствии времени Персидское государство покорено было Александром Великим в 330-м году до Р. Хр., и по смерти его Мидия присоединена к Сирии (1Мак.6:56), и после соединилась с Парфянским царством (1Мак.14:2). Из мидийских царей в Св. Писании упоминаются: Арфаксад (Иудиф.1:1), Дарий Мидянин (Дан. 11:1. 1Ездр.6:1 и дал.), и Арсак (1Мак.14:2). См. о них в своем месте. Herz. 9. р. 234. Zell. 2. р. 105. В Новом Завете мидяне упоминаются в кн. Деян. ап. в числе народов, из среды коих собравшиеся в день Пятидесятницы в Иерусалиме были свидетелями чудных событий при сошествии Св. Духа на апостолов (Деян.2:9). – Древние мидяне, по Геродоту и Ксенофонту, были народ дикий и необразованный; нравы имели простые; но отличались воинственностью и мужеством, и особенно искусством стреляния; вся древняя их история состоит из беспрерывных войн с дикими обитателями Турана, как это можно видеть из Зенд-Авесты. По языку, религии и нравам – они родственны бактрианам, согдианам и персам. Язык их зендский или древнеперсидский, родственный с санскритским. Религия их состояла в поклонении светилам небесным – солнцу, луне и звездам и огню. Главные божества их были Ормузд и Ариман – первый бог света и добра, второй – бог тьмы и зла; между ними постоянная брань; но мидяне и персы верили, что со временем Ормузд победит Аримана; старый мир будет очищен посредством огня; всеочищающий огонь служил для них символом Ормузда. Верование это в два начала, доброе и злое, и в бытие добрых и злых, враждебных человеку, духов и сил, есть древнее арийское верование; но оно полнее и более развилось у иранцев, может быть, под влиянием особенностей самой страны Ирана. «Страна самых резких контрастов и самых бурных перемен в явлениях природы, какою была эта местность, – где на горах лежали снежные массы, где дули песчаные ураганы пустыни, а частые наводнения и землетрясения постоянно грозили истреблением и разрушением произведений человеческого труда, где, вместе с тем, светило яркое, южное солнце, оживляя плодородную почву и порождая роскошную растительность, – действительно, могла влиять на образование и развитие учения о двух противоположных и враждебных друг другу началах жизни. Но этот дуализм иранцев не исключал собой светлого взгляда на жизнь. Жизнь для иранца не была злом во всем своем целом, как для индийца. Злое начало иранцы видели только в тех явлениях природы, которые вредили человеку. Они измыслили бога зла – не за тем, чтобы покориться ему; они твердо веровали в победу над ним доброго начала, и сами выступали на борьбу с ним. Они чувствовали в себе и присутствие сил для этой борьбы. Они радуются жизни, а не презирают ее, как родственные им племена на востоке. Они любили жизнь, несмотря на веру свою в бога зла, который вносит в нее разлад и нестроение»... (Хрис. Рел. древ. мира, T. 1. 1873 г. стр. 488–490). Главные религиозные понятия мидийцев и персов изложены в Зенд-Авесте (Хрис. T. 1. стр. 515–520 и далее). Жрецы их или маги были советниками царей, и приносили жертвы солнцу, луне и огню на высоких местах; храмов и идолов в древнее время почти не было; они явились после. – Из городов Мидии известнейшие суть: Екбатана, бывшая столицей Мидии; Раги – на восток от Екбатаны; Персеполь и Пасаргада в Персиде; Суза, бывшая до Александра В. столицей Персии; после Александра Вел. столицей была, по-видимому, Елимаида. Здесь же, в Мидии и Персии, надобно полагать, находились: Кассифия (1Ездр.8:17), Свпарваим, Фелассар и Кир или Кирена, о коих упоминается в 4Цар.16:9, 17:6, 24, 31, 19:12–13. 1Пар.5:26. Сн. Ара, Гозан, Кир и др. – Из морей: Каспийское море, Персидский залив и Индийское море. Из рек: Аракс, впадающий в Каспийское море с западной стороны; Кир или Кур, впадающий также в Каспийское море; Кизель-Узен, также впадающий в Каспийское море с южной стороны; Тигр, впадающий в Персидский залив; большой и малый Цабус, Диалас или Гиндус (Gyndus), Хоаспес и Евлей – притоки Тигра; Хаборас – приток Евфрата; Елимандр (Гильменд или Хелменд), вытекающий из Парапомиза и впадающий в большое озеро – Ария (Гамун); Океус и Иаксарт, на самом севере Арианы, в Бактрии и Зогдиане, впадающие в озеро Оксиан, и друг. Сн. Фюрс. 1. р. 700. Herz. 9. р. 231 и дал. Zell. 2. p. 104–105. Шлосс. Всем. Ист. T. 1. 1868 г. стр. 59 и дал. Труд. К. Дух. Акад. 1875 г. Май, стр. 427 и дал. Сн. на указ, места. Пис. в Коммент. Кейля и Делича.

Слово Мид найдено в следующих словарях:
Словарь Вихлицкого :
(Ис 21:2) — см. Мидия.

Слово мид в симфонии
В Библии слово "мид" упоминается в 1 стихах.
Другие формы слова : мид.

Ис 21 : 2
Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец.