Загрузка

Библейские словари

Словарь собственных имен : варнава

Варнава (Βαρνάβας – с евр. сын утешения; Barnabas; Варнава): Деян.4:36, 9:27, 11:22, 25, 12:25, 13:1, 2, 7, 14:12, 14, 15:2, 12, 25. 1Кор.9:6. Гал.2:1, 9, 13. Кол.4:10. – Муж апостольский, спутник Ап. Павла, по преданию из 70 апостолов. Он родом кипрянин, из колена Левиина (Деян.4:36). По преданию, еще в юности он послан был родителями в Иерусалим учиться у Гамалиила, и был соучеником Савла, впоследствии Павла апостола, и с каждым днем возрастал в премудрости и добродетели. Уверовавши здесь во Христа, он не оставлял Его; и чрез него скоро и Мария, мать Иоанна Марка, родственника Варнавы и после сотрудника его в проповеди апостольской (Деян.12:12), обратилась ко Христу (Boll. Acta Sanct. Jun. vol. 2). В Церкви апостольской Варнава известен был и своей благотворительностью, и ревностью по вере, и пользовался особенным доверием апостолов. Имея наследственную землю на острове Кипре, он продал ее и вырученные за нее деньги принес к апостолам и положил к ногам их (Деян.4:37). За эту, может быть, благотворительность или – что вероятнее, за его особенный дар в назидании и утешении верующих словом своим (Деян.4:36, 11:23, 13:1, 15:35), он прозван был от апостолов Варнавой – сыном утешения. Когда Савл после чудесного обращения своего ко Христу, прибыл в первый раз в Иерусалим, и верующие не веря, что он ученик Христов, опасались еще его, Варнава, взяв новообращенного, привел к апостолам и рассказал им, как Господь призвал его к вере (Деян.9:26–27). Когда потом возникла Церковь в Антиохии из язычников, эллинов, апостолы Варнаве поручили идти в Антиохию, и он, ревностно трудившись здесь сначала один, призвал потом в помощь себе Савла и целый год трудился с ним для благоустроения Церкви; верующие антиохииские первые стали называться христианами (Деян.11:20–26). По случаю голода, предвозвещенного прор. Агавом, христиане Антиохийские положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, и Варнава и Савл избраны были ими для доставления сего пособия (Деян.11:27–30). Впоследствии времени, когда церковь Антиохийская не имела уже недостатка в учителях, Варнава и Савл воззваны были Духом Божиим для проповеди Евангелия язычникам, и отселе начинаются их апостольские путешествия в страны язычества (Деян.13:2–3). Сперва они вместе с успехом проповедовали Евангелие в Кипре и некоторых областях малой Азии и возвратились потом обратно в Антиохию (Деян.13:14). В это время возбужден здесь был вопрос об обрядовом законе Моисеевом, и Павел и Варнава вместе с другими некоторыми отправлены были по этому случаю в Иерусалим и на составившемся, здесь Соборе Апостольском содействовали тому, что иго иудейского закона не было возложено на язычников, и определение соборное дослано было с ними и избранными еще от Церкви Иерусалимской в Церковь Антиохийскую, и Церковь с радостью приняла наставление Апостольское (Деян.15:1–35). Чрез несколько времени Павел предложил Варнаве предпринять новое путешествие для обозрения и утверждения прежде основанных Церквей. Варнава согласился, но, желая удержать с собой Марка, который в прежнем путешествии отстал от них, отделился от Павла, и с Марком отплыл опять в Кипр; а Павел с Силой отправился в другие страны. (Деян.15:36–41). После этого обстоятельства книга Деяний Апостольских ничего не говорит более об апостольских трудах Варнавы. Имя его встречается еще только в посланиях ап. Павла. Так из послания к Галатам узнаем, что он, в бытность свою в Антиохии, увлечен был примером ап. Петра в неосмотрительное угождение ревнителям иудейства, и за то навлек на себя обличение Павла (Гал.2:18). После, в послании к Коринф., апостол с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который, подобно Павлу, неусыпно трудясь в деле евангельск. проповеди, собственными трудами доставлял себе пропитание (1Кор.9:6). Племянник и спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла во время первого его заключения в Риме (в 61 и или 62 г. по Р. Хр. Кол.4:10). О последующих деяниях Варнавы и о последнем периоде жизни его имеются только поздние сказания, и притом несогласные между собой. Мнение об основании им Медиоланской Церкви основательно опровергает Геффле. Вероятным представляется то, что он проповедовал в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк, и где послание его пользовалось особенной известностью, и что он скончался мученически от неверующих иудев на родине своей – Кипре. Кончину его полагают в 76 году по Р. Хр. Феодор чтец около 520 года во 2-й кн. своей истории пишет, что мощи сего апостола обретены в царствование Зенона (в 478 году) с Евангелием св. Матфея на груди. Прав. Обозр. 1860 г. Авг. стр. 11–17. Herz. 1. р. 692–698. Полн. Мес. Востока, Арх. Сергия, 1876 г. Т. 2. Замет. стр. 165.

Слово Варнава найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
«Сын утешения» (Barnabas) Имя, данное апостолами одному из первых обращенных в христианство в Иерусалиме. Ранее носивший имя Иосиф, Варнава заслужил свое новое имя благодаря своим замечательным проповедям. Мы узнаем о жизни Варнавы только из Книги Деяний и посланий Павла. Апокрифическое Послание Варнавы почти несомненно сочинено в середине II века, то есть не принадлежит руке апостола. Апокрифические Деяния Варнавы написаны в V веке и не содержат достоверной информации о личности Варнавы. Тертуллиан приписывал ему Послание к евреям, но есть доводы, свидетельствующие против этого. Варнава родился на Кипре и был иудеем из диаспоры. Он происходил из рода священников, поэтому испытывал интерес к Иерусалиму. Вероятно, он переехал жить в Святой Город. Возможно, в Иерусалиме он даже познакомился с Иисусом, но обратиться в христианство его побудили проповеди апостолов вскоре после воскресения Христа. Варнава появляется в Книге Деяний как собственник по имени Иосиф (KJV и синод. «Иосия»), продавший поле и пожертвовавший деньги христианской общине (Деян 4:36-37).

Когда в Иерусалиме начались гонения на христиан-эллинистов, Варнава остался в городе, несмотря на то что другие верующие такого происхождения бежали (Деян 8:1-8; Деян 11:19-22).

Его хорошая репутация в Иерусалиме, возможно, побудила апостолов выбрать его сопровождающим Павла в миссионерских путешествиях. Так как многие христиане стягивались в Антиохию Сирийскую, Иерусалимская церковь отправила Варнаву туда, помочь в организационной работе (Деян 11:19-26).

Автор Книги Деяний говорит о Варнаве: «Он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян 11:24).

Варнава попросил Павла, уже христианина, помочь ему в Антиохии, и они работали в церкви вдвоем на протяжении года, за который обучили большое количество христиан (Деян 11:26).

Когда в Иерусалиме начался голод, Варнава и Павел объявили сбор средств. Когда они возвращались в Антиохию, с ними был Иоанн Марк (Деян 12:25).

Варнава вместе с Павлом отправился проповедовать за границами Антиохии (Деян 13:2-3).

То, что имя Варнавы ставится перед именем Савла (Павла), может означать, что в то время он был главным. Они побывали на Кипре и в нескольких крупнейших центрах Малой Азии. В Листре местные жители приняли Варнаву за Бога Зевса, а Павла — за Гермеса (Деян 14:8-12).

На Иерусалимском соборе Варнава и Павел рассказали о своем служении язычникам (Деян 15).

После этого собора они планировали еще одну миссию, но серьезные разногласия заставили их расстаться (Деян 15:36-41).

Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна Марка (Кол 4:10), но Павел был против этого, потому что Марк покинул их во время предыдущей миссии (Деян 13:13).

Варнава отправился на Кипр с Иоанном Марком, а Павел — в Сирию и Киликию с Силой. После этого раскола основное внимание дееписатель уделяет Павлу, а не Варнаве.

Смотрите также: апокрифы (послание Варнавы).
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Варнава [еврейское Бар-Набба, «сын утешения, пророчества»]. Прозвище, данное апостолами левиту с Кипра Иосифу (в Синодальном переводе — Иосия), которым он затем и назывался (Деян 4:36). Обладавший особым даром пророчества и учительства (Деян 13:1), В. обратился в веру сразу после Пятидесятницы. В первые месяцы образования христ. Церкви в Иерусалиме он продал свою землю и отдал деньги нуждающимся членам общины (Деян 4:37). Когда Павел впервые пришел в Иерусалим, В. принял его и отвел к апостолам (Деян 9:27). Вскоре после этого в Антиохии была основана первая община, состоявшая из обращенных в христ. веру язычников, и В. был послан туда. Он поучал и утверждал обращенных антиохийцев в истинах веры, призвав себе на помощь Павла, который ранее удалился из Иерусалима в Тарс. После года учительства в Антиохии им было поручено доставить иерусалим. общине деньги, собранные для нее христианами из язычников (Деян 11:20–30), а затем, после возвращения в Антиохию, они были посланы церковью в первое миссионер. путешествие через Кипр во внутр. области Малой Азии. В Листре, после того как апостолы исцелили парализованного, языч. население сочло их богами; В. назвали Зевсом, а Павла — Ермием (Гермесом), «потому что он начальствовал в слове» (Деян 12Деян 14:28).

Когда же в церкви разгорелись споры между евреями и обращенными язычниками о необходимости обрезания и соблюдения заповедей Закона Моисея, касающихся пищи, В. и Павел засвидетельствовали в Иерусалиме о действии Духа Божьего среди обращенных и, достигнув всеобщего примирения, с доброй вестью вернулись в Антиохию (Деян 15:1; см. Гал 2:1–10). В связи с этими спорами Петр и В. однажды лицемерно уклонились от совместной трапезы с христианами из язычников, когда в Антиохию пришли евреи, посланные Иаковом.

Вскоре после этого Павел попросил В. сопровождать его в след. миссионер. путешествии, но тот ответил отказом. Причиной этому стал Иоанн Марк, будущий автор Ев. от Марка, который отстал и повернул обратно во время первого путешествия. В. хотел взять его с собой, но Павел больше не доверял Марку и отказался брать его. В результате «произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом» (Деян 15:36–41). Из кратких упоминаний о В. в посланиях Павла остается неясным, сошлись ли они с Павлом снова для совместной проповеди, но выбор, сделанный В. в пользу Иоанна Марка, явно повлиял на то, что позже Марк стал для Павла утешением и помощником в работе (1Кор 9:6; Кол 4:10; 2Тим 4:11).

Люди в Библии :

ВАРНАВА (сын утешения) — левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из семидесяти апостолов (Деян. 4:36).

Известные люди с именемВарнаваВарнава (1880—1937) — епископ Сербской православной церкви, второй патриарх Сербский (1930—1937).Варнава Гефсиманский (1831—1906) — иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, Русской православной церкви.Варнава (Баранов) — епископ Русской православной церкви, епископ Выксунский и Павловский.Варнава (Беляев) — епископ Русской православной церкви, аскетический писатель, юродивый.Варнава (Волатковский) (1672/1660—1730) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Холмогорский и Важеский.Варнава (Дробышев) (1939—2012) — архимандрит Русской православной церкви.Варнава (Едигарев) — епископ Русской Древлеправославной церкви.Варнава (Кедров) (1931—2020) — епископ Русской православной церкви; митрополит Чебоксарский и Чувашский.Варнава (Накропин) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Тобольский и Сибирский, участник монархического движения.Варнава (Настич) (1914—1964) — епископ Сербской православной церкви, епископ Хвостанский.Варнава (Прокофьев) — епископ Русской православной церкви заграницей, викарий Каннский на покое.Варнава (Санин) (род. 1954) — монах Русской православной церкви, русский писатель, драматург, поэт.Варнава (Сафонов) — епископ Русской православной церкви, епископ Павлодарский и Экибастузский.Варнава (Филатов) (род. 1953) — архиерей Украинской православной церкви Московского патриархата, архиепископ Макеевский.
Словарь Вихлицкого :
(Сын утешения) — прозвище, данное Апостолами Иосии (Деян 4:36), родом с Кипра, левиту, одному из первых обратившихся к Господу через их проповедь. Впоследствии много потрудился в деле благовествования в среде язычников (в Деян 13:1 назван пророком и учителем). Предание гласит, что около 70 г. он написал Послание Варнавы, и что в 76 г. он был побит камнями в своем родном городе Саламисе на Кипре. В Деян 14:4, Деян 14:14 назван Апостолом.
Словарь Никифорова :
(Сын утешения; Деян 4:36) — левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из 70-ти апостолов. Первоначально он назывался Иосия; но так как он имел замечательную силу речи и убеждения, и в то же время приносил утешение несчастным, то и прозван Варнавою, что с Сирийского языка значит: сын утешения. Ап. и еванг. Лука именует его мужем добрым и исполненным Духа Святого и веры (Деян 11:24). Варнава представил св. Павла апостолам и сообщил им о чудесном его обращении. Доверие к нему со стороны первенствующих христиан было так велико, что его нарочито отправили в Антиохию с тем, чтобы он принес достоверное известие об успехах Евангелия в сем знаменитом городе, где ученики Христовы впервые наименованы христианами. Далее мы видим, что он вместе с Павлом посетил многие города, и, при одном случае, язычники приняли было его за Юпитера в человеческом образе. По истине ап. Варнава был одним из тех великих мужей, которые жертвовали всем своим имуществом и всею своею духовною силою для успеха и распространения Евангелия. Он был верным и благочестивым апостолом, знаменитым исповедником, неизменным спутником ап. Павла (Деян 9, 13, 14, 15) и разделял наравне с прочими апостолами труды и страдания, с которыми неизбежно было сопряжено первое распространение христианства. Предание говорит, что ап. Варнава проповедовал Евангелие в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк, и что он мученически скончался (побит на смерть камнями) от неверующих Иудеев на своей родине, в г. Саламисе, на о. Кипре. Кончину его полагают в 76 году по Р.Х. и, как гласит предание, мощи ап. Варнавы обретены в царствование Зенона (в 478 г.), с Евангелием ев. Матфея на груди. Под именем Варнавы известно одно послание, писанное, по мнению одних, к уверовавшим Иудеям, а по другим — к христианам из язычников. По мнению Климента Александрийского, Оригена, Евсевия и Иеронима, оно подлинное произведение Варнавы, хотя и не причисляется к книгам каноническим. Появление оного относят к 70-му г. по Р.Х. В Синайском кодексе Тишендорфа оно стоит в конце Новозаветных книг, вместе с книгою: Пастырь (ап. Ермы). Память ап. Варнавы совершается церковью 4-го января и 11-го июня.
Словарь Нюстрема :
Т.е. «сын утешения», один из первых, обращенных к Господу апостолами. Это был левит по имени Иосия, родом кипрянин; о нем говорится, что он продал свое имение и положил к ногам апостолов вырученную сумму (Деян 4:36, Деян 4:37). Когда Павел прибыл в Иерусалим, то Варнава ввел его в среду апостолов (Деян 9:26). Спустя 2 года Иерусалимская община, узнав об успешном распространении евангелия в Антиохии, послала туда Варнаву, который возрадовался, увидев там благодать Божию (Деян 11:22). Оттуда он отправился в Таре и привел Павла в Антиохию, где они и пробыли, приблизительно, до 45 года, т.е. до того времени, когда антиохийские братья послали помощь братьям в Иерусалиме в связи с бывшим там голодом. Из Иерусалима они скоро вернулись обратно с Иоанном Марком (Деян 11:28, Деян 12:25). Во время их пребывания в Антиохии, Дух Святой повелел церкви отделить Павла и Варнаву для того служения, которое Он предназначил им: основать новые общины среди язычников (Деян 13:2). Они посетили Кипр и многие города Малой Азии (Деян 13:14). После этого Варнава сопровождал Павла в Иерусалим на апостольский собор, где свидетельствовал о деле Божием среди язычников и стоял за освобождение уверовавших из них от обязанности обрезываться и соблюдать все законы Моисея (Деян 15:1). Впоследствии, однако, он впал в заблуждение, принимая участие в лицемерии Петра, которое было строго обличено Павлом (Гал 2:13). Перед 2-м миссионерским путешествием с Павлом Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна Марка, отставшего от них во время первого путешествия, но Павел воспротивился, что послужило поводом к разногласию между ним и Павлом, после чего они разошлись: Павел и Сила поехали в Сирию, а Варнава с Марком на Кипр (Деян 15:36, Деян 15:41). Из слов Павла о Варнаве в 1Кор 3:6 можно заключить, что они снова соединились.

Слово варнава в симфонии
В Библии слово "варнава" упоминается в 11 стихах.

Деян 9 : 27
Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
Деян 11 : 25
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
Деян 12 : 25
А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Деян 13 : 1
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
Деян 13 : 46
Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Деян 14 : 14
Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
Деян 15 : 35
Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
Деян 15 : 37
Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
Деян 15 : 39
Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
1Кор 9 : 6
Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
Гал 2 : 13
Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.