Загрузка

Словарь собственных имен : вефиль

Вефиль (בֵּית־אֵל = дом Божий; Βαιτήλ; Bethel; Веѳиль):

Слово Вефиль найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Вефиль («дом Божий»):

1) место, где Иаков увидел во сне лестницу, по которой восходили и нисходили ангелы Божьи, после чего он установил там памятный камень и назвал это место В. (Быт 28:11–19). Позже Иаков, по велению Господа, устроил в В. жертвенник за помощь, явленную ему Богом (Быт 35:1). Прежнее название города было Луз, а В. сначала именовалось близлежащее святилище. В наст. время город называется Бейтин, а святилище вост. него — Бурдж-Бейтин. Поэтому во время установления границ Луз и В. представлялись разными городами (Нав 16:2). Еще во времена Авраама В. являлся свящ. местом, где Авраам установил жертвенник Господу (Быт 12:8; Быт 13:3). Согласно 1Цар 7:16, во времена пророка и судьи Самуила В. также был важным религ. центром, а позже в нем находилась большая школа пророков (4Цар 2:3).

Иеровоам превратил В. в центр поклонения золотым статуям быков, которые Библия пренебрежит. называет тельцами (3Цар 12:28), причем город стал «святыней царя и домом царским» (Ам 7:13). Видимо, золотые быки мыслились не как божества, а как престолы незримо восседавшего на них Яхве. Поскольку в В. совершалось идолослужение, город называли также → Беф-Авен. Вефильское святилище было разрушено Иосией в ходе проводившихся им реформ (4Цар 23:15–18). В. стоял на горе Ефремовой (Суд 4:5), на границе удела колена Ефрема (Нав 18:13), юго-зап. Силома, на дороге, ведущей в Сихем (Суд 21:19), зап. Гая (Нав 7:2) и сев.-вост. Рамы (Суд 4:5). Столь точное описание местоположения города позволяет идентифицировать его с совр. Телль-Бейтином (в араб. яз. конечное «л» часто переходит в «н»), располож. в 19 км сев. Иерусалима. Раскопки в В. сделали возможной подробную реконструкцию строений среднего периода бронзового века;

2) → Бефуил.

Словарь Вихлицкого :
(Дом Божий)

а) город на север от Иерусалима (бывший Луз). Здесь Иаков видел во сне лестницу и на ней Ангелов Божиих и Господа и, устрашившись, назвал это место Вефилем (Быт 28:19) (но оно, видимо, так называлось уже и раньше — см. Быт 12:8). Этот город среди прочих давал пристанище Давиду во время его скитаний (1Цар 30:27). После раздела царств Иеровоам установил здесь одного из своих истуканов (3Цар 12:29), а во времена Илии здесь, видимо, была школа пророков (4Цар 2:3); (см. Беф-Авен)

б) (1Цар 30:27) — см. Бефуил.
Словарь Никифорова :
(Дом Божий; Быт 28:19). Во время путешествия Иакова, спасавшегося от гнева брата своего Исава, в Месопотамию, он остановился на одном месте близ гор. Луз, где имел видение таинственной лествицы, восходящей до небес. Вследствие сего он назвал это место и близ лежащий город Вефилем, т.е. домом Божиим. У Вефиля, во время пребывания там Иакова, умерла Деввора, кормилица Ревекки, и погребена под дубом ниже Вефиля (Быт 35:8). Он был расположен на в. от дороги, идущей из Сихема в Иерусалим и почти в равном расстоянии от того и другого города. Вефиль был столицею одного из Хананейских царей, и Ефремляне, которым достался этот город при разделении земли Обетованной, были не в состоянии овладеть оным, если бы они не воспользовались содействием одного из его жителей (Суд 1:22,26). В Вефиле оставался долгое время Ковчег Завета, и здесь также, по разделении царства на Иудейское и Израильское, Иеровоам поставил одного из золотых тельцов (3Цар 12:28,33), и вероятно вследствие сего пр. Осия называет Вефиль Беф-Авен, т.е. дом идолослужения. Затем Вефиль подпал под власть Иуды, и царь Иосия разрушил языческих богов и алтари, сжег на них кости человеческие, вынутые из могил; посему-то выражение идти в Вефиль вообще указывало на идолослужение (Ам 4:4, Ам 5:5). В Вефиле некогда судил пр. Самуил (1Цар 7:16). После плена город все еще был населен возвратившимися из плена Вавилонского Иудеями и был укреплен Вакхидом, Сириянином, во время Маккавеев (1Мак 9:50). В Н.З. о Вефиле не упоминается, но он еще существовал. Ныне это развалины, известные под названием селения Бейтин. «Вефиль теперь, пишет Норов, не иное что, как пастушеское кочевье на грядах развалин; нет тут ни одной хижины, только в полукруглой нише, алтаря древнего останка одной Христианской церкви, находят себе приют и защиту полураздетые и голодные Арабские пастухи.»