Словарь собственных имен : законник
Законник, законоучитель, книжник (סוֹפֵר и халд. סָפֵר – от פָפַר = книжник, ученый; Γραμματευς; v: Scriba; писецъ, книжникъ; L: Schriftgelehrter): 1Ездр.7:6, 10–12. Неем.8:4, 9, 13, 13:13. Mф.2:4, 7:29, 8:19, 9:3, 15:2, 16:21, 20:18, 21:15, 23:2, 26:57, 27:41. Мк.14:1, 43, 15:1. Лк.5:17, 21, 30. 11:52–53, 22:2, 66, 23:10. Деян.4:5, 6:12 и проч., и проч. – Между учеными иудейскими различаются: 1) Законоучители (Лк.5:17. Ин.3:10. Деян.5:34. 1Тим.1:7. 2) Законники (Лк.7:30, 10:25, 11:45, 52, 14:3. Мф.22:35. Древн.-иуд. к. 17. 6, 2): и 3) Книжники (Мф.2:4, 5:20 и пр. Мк.1:22, 2:16, 3:22, 7:5, 9:14, 16, 11:18, 27, 12:2, 32, 35, 38. Лк.5:21, 30, 11:53. и др.). Название Законоучителя (Νομοδιδάσκαλος) усвоялось ученейшим из иудеев: которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе (1Ездр.7:6, 10–12. 2Ездр.8:3, 7. Деян.5:34). Им усвоялось·почетное наименование Рав (רָב ,רַב) и Равви (רַבִּי) – учитель; διδάσκαλος, Magister, Doctor; важнейшее наименование Равван (רַבָּן), давалось учителям в потомстве Гиллела, в последнем веке до Р. Хр. Lex. Buxt. ed. Fisch. 1872. p. 1077–1078. Библ Ист. Фил. пер. 10: Просв. Законники (Νομικοί; Legis, periti, Gesetzesgelehrten) – это были законоведцы, практические юристы, вроде казуистов, знающие законы божественные и гражданские, и занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих и знание законов и особенной опытности в приложении их к разным обстоятельствам жизни. Книжники (סֹסֵרִים, Γραμματεῖς) – это более общее название, усвояемое людям сведущим в книжном деле вообще (Buxt. Lex. ed. Fisch, p. 768). Оно употребляется в Св. Писании и о законоучителях (1Ездр.7:6, 11–12. Мф.23:2–4. Лк.5:17, 21), и о законниках (сн. Лк.11:44–46, 52–53), и о писцах, нотариусах и других, получивших книжное образование и служивших в синагогах и синедрионах и в других местах (сн. Ис.33:18. Иер.52:25. Rosenm. на Мф.2:4). Ученые эти иудеи представляются в Нов. Зав. и особенным сословием, различным от фарисеев (Лк.11:44–46), и часто соединяются с фарисеями, (Деян.23:9) и поставляются в связи и с архиереями (Мф.2:4, 20:18, 21:15, 27:41. Мк.14:1. Лк.22:2, 23:10), и со старейшинами и членами великого Синедриона (Мф.26:57, 59. Мк.14:43, 53, 55, 15:1. Лк.22:66. Деян.4:5–6), и без них, как искусных законоведцев и ученых толкователей закона, и касательно вероучения, и касательно гражданского, юридического законоведения, нельзя было обойтись ни в Синагогах, ни в местных Синедрионах, и потому мы находим их не только в Иудее и Галилее (Лк.5:17, 21), но и в странах рассеяния иудейского, напр. в Риме (Древ. Иуд. к. 18. 3, 5); и из вышеуказанных мест видно, что они имели большое значение в глазах народа и имели большое на него влияние. Из этих ученых иудейских были, конечно, люди достойные всякого уважения, как напр. Ездра книжник, или Гамалиил Законоучитель, или Никодим, учитель Израилев; но большая часть их были привязаны к одним преданиям, не понимали духа Закона, ложно толковали его, были слепыми вождями народа, лицемерно исполняли Заповеди, возлагая тяжкие бремена их на других, и сами не исполняя их, слишком были самолюбивы и горды, самые добрые дела делали только для приобретение себе славы человеческой, и потому-то Господь так часто и так сильно обличал их (напр. Лк.5:17–24, 30–35, 11:37–54, 14:1–14, 15:1–10. Мф.19:3–9, 21:23–46, 22:15–46. гл. Мф.23 и др.). Zell. 2. р. 446–447. Herz. ХIII. р. 731–741.