Смотрите также: Аввакума пророка книга, пророк.
Библейские словари
Люди в Библии : аввакум
АВВАКУМ — евр. Хабакук (обнимающий) — один из малых пророков, о времени и месте рождения которого в Священном Писании не говорится. Современник пророка Иеремии. Жил и умер в Иудее.
Известные люди с именемАввакумАввакум Петров (1620 или 1621—1682) — протопоп, идеолог старообрядчества.Аввакум (Честной) (1801—1866) — ориенталист.Аввакум (Боровков) (1892—1937) — епископ РПЦ.Аввакум (Львов) — протопоп-иеромонах.Смотрите также: Аввакума пророка книга, пророк.
Аввакум (חֲבַקוּק = по одним: обнимающий заключающий в свои объятия, по другим: подвижник, борец, ратоборец) Ἀμβακούμ; Habacuc; Аввакумъ; Habakuk): Aвв.1:1, 3:1. – Пророк Аввакум – один из так называемых малых пророков. Но ни о его происхождении, ни о месте и времени жительства из Св. Писания ничего неизвестно. По преданию, записанному Иеронимом, Епифанием и Дорофеем, он происходил из колена Симеонова, и жил пред пленом и во время плена Вавилнского, после разрушения царства Израильского (у Палл. и Хергоз.). Основываясь на некоторых указаниях в самой пророческой книге его, его пророческое служение относят к временам царя Манассии (699–644 до Р. Хр). Это подтверждается теми местами его пророчества, из коих видно, что халдеи не нападали еще тогда на Иудейское царство, как то было при Седекии и Иоакиме, а только Бог угрожал их нападением (Авв.1:6. сн. Иер.46:2), что храм Иерус. еще существовал (Авв.2:20), но что не было благочестия и правосудия в Иудее и нравственное состояние находилось в крайнем упадке (Авв.1:2–4). Все это идет к временам Манассии, когда господствовало нечестие и всякие неправды и беззакония (4Цар.21:1–9, 16). И самый слог в пророчестве, по отзыву знатоков языка еврейского, свидетельствует, что пророчество его надобно относить ближе к временам пророка Исаии, нежели к Иеремии. Он отличается величием, простотой, ясностью, краткостью и силой выразительности. Из различных преданий о сем пророке не лишено исторической достоверности то предание, которое говорит, что при нашествии Навуходоносора, зная, что город не может сопротивляться столь сильному завоевателю, пророк удалился в город Остракину в Аравии и после, по удалении врагов, возвратился в свое отечество, занимаясь земледелием; и умер за 2 года до возвращения иудеев из плена. Пророк сам надеялся, что Господь спасет его от жестокости халдеев и даст ему легкость оленя, чтобы избегнуть их преследований (Авв.3:17–19). Во время Евсевия указывали гробницу его в городе Кеиле, близь Елевтерополя (Onom: Κεειλα). Здесь, по свидетельству Созомена (кн. VΙΙ гл. 29), открыты были мощи его при Феодосие младшем. Что касается до содержания самого пророчества его, то оно сначала представляет жалобу пророка на господство нечестия и злодеяний, и потом в самых живых чертах изображает страшное нашествие Халдеев на Иудею и страшные бедствия от них разных народов, недоумевая, почему Бог попускает и терпит такое зло (Авв.1). Затем, в ответ на его жалобу и недоумение, Господь повелевает записать ему о непременном исполнении праведных судов Его в будущем, и возвещает страшную участь, которая ожидает этих врагов, и от которой не избавить их ни их сила, ни укрепления, ни золотые, но бездушные идолы, тогда как праведный жив будет своею верой (Авв.2). Наконец, пророчество заключается высоким гимном пророка, изображающим чудные пути промысла Божия в спасении народа своего, и исполненным самой живой веры, благоговения, молитвы и совершенного успокоения пророка в Боге – Спасителе своем (Авв.3). Некоторые места из пророка Аввакума приводятся и в Нов. Завете. См. наприм. Деян.13:41. Рим.1:17. Гал.2:4. Евр.10:38. Величественная песнь его служит основанием четвертой песни церковных канонов, содержа в себе самое живое изображение могущества Божия и непостыдной надежды на Него. См. Словарь Яцкев. и Благов.; Палл. Еп. Сарапульс.; Хр. Чт. 1867 г. ноябрь и дек.; Rosenm. In Habac.; Хергоз. Обозр. Прор. кн.; и Keil и Delitzsch.