ПЁТР (скала, камень) — один из двенадцати апостолов; сын Ионин и брат Андрея, уроженец города Вифсаиды; первоначально носил имя Симон (Иоан. 1:40).
Известные люди с именемПётрПётр Александрийский
(300—311) — священномученик, христианский богослов.Петр Афонский
(† 734) — преподобный, христианский подвижник, афонский пустынник.Петр Галатийский, Антиохийский
(середина IV века — V век) — преподобный, христианский подвижник, сирийский пустынник.Пётр Римский
(иногда именуемый Пётр Экзорцист) — мученик Римский.Пётр Алькантрийский
(1499—1562) — монах-францисканец.Пётр Веронский
(1206—1252) — монах-доминиканец.Пётр Достопочтенный
(ок. 1094 года — 25 декабря 1156 года) — католический святой, монах-бенедиктинец, девятый аббат Клюни.Пётр Дамиани
(ок. 1007—1072) — учитель церкви, богослов, монах-бенедиктинец, кардинал.Пётр Канизий
(1521—1597) — учитель церкви, богослов, монах-иезуит.Пётр Огненный
— католический святой XI века.Пётр Ноласко
(1189—1256) — основатель ордена мерседариев.Пётр Хрисолог
— католический богослов, учитель церкви. Включен в число святых Католической церкви.Чо Хва Со Пётр
(1815—1866) — мученик.Пётр Дамаскин
(вторая половина XII века) — православный подвижник, учёный инок, живший в Дамаске.Пётр (митрополит Киевский)
(ум. 1326)Пётр Ордынский
(ум. 1290) — преподобный Русской церкви.Пётр Томский
(XVIII век) — святой Русской церкви, почитается в лике праведных.Пётр Цетинский
(1747—1830) — правитель Черногории.Пётр Алеут
(† 1815) — святой мученик, погибший от рук францисканцев в Калифорнии.Пётр I
Алексеевич (1672—1725), называемый Петром Великим — первый Российский император, один из самых выдающихся государственных деятелей России.Пётр II
Алексеевич (1715—1730), внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи-Шарлотты Бланкенбургской.Пётр III
Фёдорович (1728—1762), внук Петра I, сын цесаревны Анны Петровны и герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского.Пётр I Петрович
(1747—1830, владыка с 1784), известен также как святой Петр Цетиньский.Пётр II Петрович
(1813—1851, владыка с 1830), его племянник, великий черногорский поэт.Пётр Орсеоло
— второй король Венгрии.Пётр VII Казак
— господарь Молдавского княжества с августа по 25 октября 1592 года.Пётр VI Хромой
(1537—1594) — господарь Молдавского княжества.
Слово Петр найдено в следующих
словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Петр
I. П. — прозвище (Деян 10:5,18) одного из апостолов Иисуса Христа, греч. перевод арам. слова кефа – «скала», которое в Синодальном переводе передано как «Кифа» (Ин 1:42; 1Кор 3:22; 1Кор 9:5; 1Кор 15:5; Гал 2:9). П. получил это прозвище от Иисуса при их первой встрече (Ин 1:42), а после исповедания П. в Кесарии Филипповой Господь утвердил за ним это имя (Мф 16:18). Имя этого апостола было Симон (Мф 16:17; Деян 15:14; 2Пет 1:1). Его отца звали → Иоанном (1) (в Мф 16 она; в Синодальном переводе везде — Иона), он был рыбаком и жил, вероятно, в Вифсаиде (ср. Ин 1:44). П. был женат и имел дом в Капернауме (Лк 4:38; 1Кор 9:5), он рыбачил вместе со своим братом → Андреем (Мф 4:18).
II. 1) предположит. П. сначала был учеником → Иоанна Крестителя, а затем Андрей привел его к Иисусу (Ин 1:41). Его окончат. призвание (→ Апостол, II,Б) произошло на берегу Геннисаретского озера (Лк 5:1–11). В кругу учеников П. считался ведущим, во всех списках апостолов его имя стоит на первом месте (Мф 10:2; Мк 3:16; Лк 6:14; Деян 1:13). П. говорит от имени всех учеников (Мф 16:15; 19:26; Ин 6:67–69) и наряду с Иоанном и Иаковом принадлежит к числу трех апостолов, которые были особенно близки к Господу (Мф 17:1; Мф 26:37; Лк 8:51);
2) П. был наделен пылким темпераментом, его поступки чаще диктовались не разумом, а сердцем (Ин 6:68). Не все его высказывания, равно как и его действия, бывали тщательно обдуманными (Мк 8:32; Ин 13:6–9; Ин 21:21; Ин 18:10). Ему не всегда хватало сил и осмотрительности, чтобы исполнить начатое (Мф 14:29–31). Исповедание веры тесно соседствовало у него с человеч. представлениями (Мф 16:16–23). Это противоречие между желанием и его осуществлением особенно отчетливо проявилось во время допроса Иисуса, когда готовность апостола пострадать вместе с Господом (Мф 26:33; Лк 22:33) обернулась его несостоятельностью (Мф 26:40,43), необдуманными действиями (Ин 18:10) и, наконец, отречением (Ин 18:15,27). Но Господь вновь призвал П. (Лк 22:61). Он явился ему после Своего воскресения (Лк 24:34; 1Кор 15:5) и в разговоре на Тивериадском море подтвердил данное ранее поручение (Ин 21:15);
3) в Деяниях П. предстает как руководитель Церкви (Деян 1:15; Деян 5:1–11), проповедующий Евангелие народу (Деян 2:14; Деян 3:12; Деян 5:21) и иуд. вождям (Деян 4:8; Деян 5:29). Господь направил его к Корнилию (Деян 10) и этим положил начало миссии среди язычников, и П. отчитывался в этом перед Церковью (Деян 11:1–18). После ареста и чудесного освобождения ангелом он в 44 г. покинул Иерусалим (Деян 12:1–17). В Антиохии П. вновь проявил непоследовательность в своем отношении к христианам, обращенным из язычников (Гал 2:11–14), и ап. Павел обличил его за это. Но речь П. на последовавшем за этим → Апостольском соборе (VI) показывает, что высказанное Павлом предостережение возымело действие и между апостолами установилось прежнее взаимопонимание (ср. 2Пет 3:15). В конце жизни П., вероятно, находился в Риме и, возможно, при содействии → Силуана обращался оттуда к церквам с посланиями (→ Послания Петра). Существует предположение, что → Евангелие от Марка основано на сведениях, которые сообщил Марку П. Мученич. смерть П. была предсказана в НЗ (Ин 21:19), но ни в одной из книг о ней не сообщается. О времени и обстоятельствах смерти апостола почти ничего не известно, как неизвестно и место, где он был похоронен. Раскопки, проведенные в Риме под храмом св. Петра, не дали результатов. Для утверждений некоторых исследователей о том, что П. в течение 25 лет был епископом Рима, оснований нет.
Словарь Вихлицкого :
Апостол — Симон, сын (потомок) Ионы (Ин 1:42), рыбак из Вифсаиды (Ин 1:44), живший с женой и тещей в Капернауме (Мф 8:14). Имя Петр (камень) (по-арамейски Кифа, см. ), он получил от Господа (Мк 3:16). Ап. Петр вначале, по-видимому, был учеником Иоанна Крестителя (вместе со своим братом Андреем) (Ин 1:35-40), но оставил его, будучи приведен братом к Иисусу (Ин 1:41-42). Это было на Иордане. После этого он вернулся к своему прежнему занятию — рыбной ловле на Геннисаретском озере, но, будучи призван Господом, оставил все и последовал за Ним (Мф 4:18-20; Мф 19:27). Ап. Петр был среди самых близких учеников Спасителя. Только его, Иоанна и Иакова Господь взял с Собой на гору Преображения, к дочери Иаира при ее воскрешении и в Гефсиманию на Свою молитву. Ап. Петр с его пылкой и крепкой верой был тем камнем, на котором Господь основал Свою Церковь (Мф 16:17-19) (см). Во всех списках Апостолов (см. Приложение
3) ап. Петр упоминается первым. Ап. Петр написал два Послания, а в Евангелии от Марка чувствуется его сильное влияние. О его кончине нет достоверных сведений, но предание гласит, что он был казнен в Риме одновременно с ап. Павлом, будучи распят головой вниз (по его собственной просьбе, ибо не считал себя достойным умереть в той же позе, что и Спаситель).
Словарь Никифорова :
Апостол (скала, камень; Ин 1:40) — сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (Сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению (Ин 1:42, Мф 16:18). Семейство его жило в Капернауме (Мф 8:14, Мк 1:24, Лк 4:38); по роду своих занятий он был рыбарь (Лк 5:1-3). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб (Лк 5:6-9), в таком количестве, что даже «сеть прорывалась. Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Выйди от меня, Господи! Воскликнул Петр при сем событии, потому что я человек грешный.» О многих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в Евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде (Мф 14:29). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа (Мф 16:16). Впрочем его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: «отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн. Потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое» (Мф 16:22-23). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: «не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин 6:67-69). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так. ап. Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира (Лк 8:51). Вместе с Иаковом и Иоанном он также был свидетелем славы Господа па Фаворе, в время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском (Мф 26:36-56). Там же, движимый горячею любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч и ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей, готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском (Ин 8:10). Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: «Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих во век.» Когда же Господь сказал ему: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною,» он впал в другую крайность и воскликнул: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин 3:8-9). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, Петр сказал Ему: «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя.» На это сказал ему Господь: «душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды» (Ин 3:37,38). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвою от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. «И, вышел вон, замечает Евангелист, он плакал горько (Мф 26:75). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повеление: «идите, скажите ученикам и Петру» (Мк 16:7). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: паси овец Моих (Ин 21:16). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, при чем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими (Деян 4:19-20), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидде исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540 г.), потом пробывши несколько времени в Антиохии проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и наконец скончался мученически в Риме. Существует предание, что Римские Христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе. По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию Римского императора Нерона, одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 года по Р.Х. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен ап. Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровью. Жена ап. Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. Св. Церковь вместе с ап. Павлом наименовала ап. Петра первоверховным, и празднует память его вместе с ап. Павлом 29 июня; кроме того особо, 16 января — поклонение честных вериг св. и всехвального ап. Петра. Ап. Петр оставил нам два соборных послания к уверовавшим Иудеям, рассеянным вне Палестины. Первое соборное послание ап. Петра состоит из 5-ти глав и написано в Вавилоне в 65 году по Р.Х. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол прежде вообще убеждает Христиан, не взирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу проводить жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков Христианскою свободою, потом в частности излагает правила Христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов Церкви, пастырей и пасомых. Второе послание состоит из трех глав, писано ап. Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно есть как бы последнее завещание его верующим. Голосом умирающего мученика апостол умоляет верующих быть твердыми и неуклонными в вере, остерегаться лжеучителей и не почитать обетовании Божиих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, а лучше пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. «Ибо, если избегши скверн.мира, говорит он в одном месте, чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого.» И в другом месте он говорит: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленном, но долготерпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать, ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет 2:20, 2Пет 3:9-10).
Словарь Нюстрема :
Апостол Иисуса Христа, нередко упоминаемый первым, когда речь идет об апостолах (Мф 10:2, Мк 3:16, Лк 6:14, Деян 1:13); он часто говорит от их лица (Мф 16:16, Мф 19:27, Мф 26:40, Мк 8:29, Лк 12:41). Его настоящее имя было Симон; он был сын некоего Ионы и брат Андрея, вместе с которым занимался ловлею рыбы; жил он в Капернауме (Мф 4:18, Мф 8:14). В 1-ой главе ев. Иоанна говорится, что Андрей был учеником Иоанна Крестителя; когда Андрей привел своего брата Симона к Иисусу, то тот дал ему новое имя — Кифа, или по-гречески Петр, т.е. камень (Ин 1:42). Христос призвал их вторично в Галилее, когда они закидывали сети в море, словами: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и последовали за Ним (Мф 4:18 и дал.). Вместе с Иаковом и Иоанном Симон составлял тесный кружок учеников, близких Иисусу, которые присутствовали при Преображении «на святой горе» (2Пет 1:18), при воскресении дочери Иаира и в Гефсимании. Симон первый исповедал Иисуса Мессией, Сыном Божьим (Мф 16:16), и Иисус назвал его новым именем Кифа, или Петр, т.е. камень, на котором Спаситель обещал построить Свою Церковь; может быть, этими словами Христос указывал на первую проповедь Петра в день Пятидесятницы, когда к Церкви присоединилось 3000 душ (Деян 2:1), и на его проповедь в доме Корнилия, когда первые христиане из язычников были приняты в Церковь (Деян 10:1). Срав. название столп в Гал 2:9. «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали Павлу и Варнаве руку общения». Название Петр все-таки не препятствовало ему в начале иметь плотские понятии о Царстве Божием: он хотел отговорить своего Господа от пути страдания, за что и был обличен Иисусом (Мф 16:22 и дал.). Петр был человеком пылким по натуре; он смело пошел по воде навстречу Господу, но бушующие волны скоро устрашили его и он поколебался в вере (Мф 14:28 и дал.). Он также горячо обещал Господу быть верным до конца. Вместе с Иоанном он отважно последовал за Иисусом в среду врагов, извлек меч и ударил им одного из слуг, присланных взять Иисуса (Ин 18:10, Ин 18:15). В час же искушения он не устоял и трижды отрекся от своего Господа (Мф 26:69, Мк 14:66, Лк 22:55, Ин 18:17 и дал.). Заметив обращенный на него взор Иисуса, Петр вышел, горько заплакав. Впоследствии он получил от ангела, свидетеля воскресения Христа, особенное повеление идти в Галилею, чтобы встретить там Иисуса (Мк 16:7). У Тивериадского моря Господь трижды спросив Петра, любит ли он Его, дал ему поручение пасти Его агнцев и овец и предсказал о его предстоящей мученической кончине (Ин 21:15).
После вознесения Иисуса и сошествия Св. Духа Петр выступил смелым свидетелем Воскресшего и в его проповедях, страданиях и делах проявилась перерождающая, укрепляющая и созидающая общества верующих сила (Деян 2:14, Деян 3:5, Деян 4:3, Деян 4:13, Деян 5:18, Деян 5:29, Деян 9:32 и дал.). В Иоппии он был научен особым видением проповедовать Евангелие язычнику Корнилию (Деян 10:1); после этого он сильно и красноречиво защищал свой поступок перед братьями в Иерусалиме. Если Бог в видении повелел ему заколоть и есть таких животных, которых закон объявил нечистыми, но которых Бог очистил, то он должен был послушаться побуждения Духа и идти с посланными от Корнилия в Кесарию; видя же, как Дух Святой сошел на слушавших Евангелие об Иисусе, он должен был крестить их во имя Господа, ибо «кто же я» — говорит он — «чтобы мог воспрепятствовать Богу» (Деян 11:1-18).
После смерти Иакова старшего, Ирод намеревался убить и Петра и заключил его в тюрьму, но ангел Господень освободил апостола ночью, и он неожиданно пришел к своим друзьям (Деян 12:3 и дал.). После недолгого отсутствия (Деян 12:17) он снова выступил на соборе апостолов (Деян 15:7 и дал.) как посредник между спорящими сторонами. Потом мы видим его в Антиохии (Гал 2:11 и дал.) и в миссионерских путешествиях в сопровождении жены (1Кор 9:5).
О его кончине в Новом Завете ничего не сказано. Предание говорит, что он проповедовал в Малой Азии (срав. 1Пет 1:1), затем в Риме и что в этом городе он мученически закончил свою жизнь (в 64 или 69 году), будучи распят на кресте головой вниз, потому что не считал себя достойным умереть таким же образом, как и его Наставник.
О жизни Петра в Риме Новый Завет ничего не говорит, если не предположить, что Вавилон, из которого Петр написал свое первое послание, — и есть Pим (1Пет 5:13).
Об отношениях Петра к Павлу, см. «Павел».