СТЕФАН (венец) — имя двух лиц:
а) Деян. 6:5 — апостол и первомученик, первый из 7 диаконов, поставленных апостолами. Был оклеветан и побит камнями.
б) 1 Кор. 1:16; 16:15 — член Коринфской христианской церкви, упоминаемый ап. Павлом в 1 Кор. Его семейство приняло крещение от руки ап. Павла.
Известные люди с именемСтефанСтефан Комельский
(
или Озерской; ум. 1542) — преподобный РПЦ; основатель Николаевского Комельского монастыря.Стефан Константинопольский
(VI век — VII век) — византийский монах, христианский подвижник, преподобный.Стефан Пиперский
(ум. 1697) — православный святой, основатель черногорского монастыря Челия Пиперска.Стефан Пермский
(ум. 1396) — епископ Русской православной церкви.Стефан
(ок. 1092/6—1154) — внук Вильгельма I Завоевателя, король Англии.Стефан I
(ум. 257) — епископ Рима, священномученик.Стефан Владислав I
(ок. 1200—между 1264 и 1281) — в 1234—1243 годах сербский король из династии Неманичей, известный также как святой Владислав Сербский.Стефан Дабиша
(ум. 1395) — король Боснии из династии Котороманичей в 1391—1395 годах.Стефан I Мушат
(ум. 1399) — господарь Молдавского княжества с 1394 года.Стефан
(1891—1969) — епископ Польской православной церкви, Митрополит Варшавский и всея Польши.Стефан
— армянский князь из династии Рубенидов в Киликии.Стефан
(1385—1459) — пфальцграф Зиммерна и Цвайбрюкена.Стефан I
(1271—1310) — герцог Нижней Баварии.Стефан I
(ок. 1133—1190/1191) — первый граф Сансера.Стефан I
(867—893) — патриарх Константинопольский.Стефан I Черноевич
(ум. 1465) — правитель княжества Зета из династии Черноевичей.Стефан II
(1319—1375) — герцог Баварии.Стефан II
(ум. 799) — герцог, затем епископ Неаполя.Стефан II
(ум. 928) — Патриарх Константинопольский.Стефан II Черноевич
(1469—1499) — правитель княжества Зета.Стефан III
(1337—1413) — герцог Баварско-Ландсхутский, Баварско-Ингольштадтский и Баварско-Мюнхенский.Стефан III
— герцог Неаполя в 821—832 годах.Стефан Голыш
— российский распевщик (XVI век), основатель «усольской» школы знаменного пения.Стефан Драговол
(ум. 1342) — сербский феодал, полунезависимый правитель в регионе Северо-Восточной Македонии и горного массива Рила, вассал сербских королей.Стефан Византийский
(527—565) — философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, грамматик.Стефан Константин
(ок. 1282—ок. 1322) — правитель Зеты (Захумья и Травунии), претендент на сербский престол в 1321—1322 годах.Стефан Лакапин
(ум. 963) — сын и соправитель византийского императора Романа I Лакапина.Стефан Малый
(ум. 1773) — самозванец, выдававший себя за русского императора Петра III.Стефан Новгородец
— автор повествования о путешествии в Константинополь в 1348 или 1349 году.Стефан Омальский
(до 1070—1127) — англонормандский аристократ, племянник Вильгельма Завоевателя, граф Омальский.Стефан Серб
(ум. 1350 или 1430) — сербский монах, хормейстер и композитор.Стефан Франц Австрийский
(1817—1867) — эрцгерцог Австрийский, последний палатин Венгрии из династии Габсбургов в 1847—1848 годах.
Слово Стефан найдено в следующих
словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
Стефан [греческое стефанос, «венок», «венец»]:
1) христианин из Коринфа, домочадцев которого крестил Павел (1Кор 1:16). Они были первыми верующими в → Ахаии и посвятили себя служению церкви (1Кор 16:15). Сам С. входил в число верующих, направленных из Коринфа в Эфес, где в то время находился Павел (1Кор 16:17);
2) один из семи мужей, избранных в Иерусалиме, чтобы заниматься попечительством об иудеохрист. вдовах, т.е. о вдовах эллинистов; над этими женщинами, говорившими на греч. языке, нависла опасность оказаться обделенными евреями, т.е. иудеохристианами, которые говорили на арам. языке (Деян 6:1–6). Греч. имя Стефана позволяет предположить, что он сам принадлежал к эллинистам. В пользу его избрания → служителем (IV) решающую роль сыграло то, что он был исполнен веры и Духа Святого. С. успешно благовествовал в Иерусалиме. Это возбудило ненависть ортодоксальных (не признававших Иисуса Мессией) иудеев-эллинистов, сначала тщетно пытавшихся противостоять ему, а затем выдвинувших лжесвидетелей с надуманным обвинением против С. в том, что он якобы хулил Бога, Моисея и храм.
С. был схвачен и приведен в → Синедрион (Деян 6:8–15). Здесь он произнес речь в свою защиту (Деян 7:1–53), в которой проследил израил. историю вплоть до сооружения храма Соломоном и показал при этом, что в народе Израиля всегда находились люди, противостоявшие Богу. Судьи приговорили С. к смертной казни, и он был побит камнями за пределами города (Деян 7:54–59). Возможно, здесь имело место стихийная расправа, поскольку без согласия римлян иудеи не имели права подвергать к.-л. смертной казни (Ин 18:31). Умирающему С. в откровении явилась Божья слава. Его убийство стало началом жестокого гонения на христиан в Иерусалиме (Деян 8:1) под руководством Савла (→ Павел), в результате чего верующие — прежде всего, вероятно, эллинисты — вынуждены были бежать из города. Это гонение имело большое значение для последующих времен: беженцы начали проповедовать Евангелие за пределами Иерусалима, вплоть до Кипра и Антиохии (Деян 8:1; Деян 11:19), и их проповедь послужила фундаментом для дальнейшей христианизации Средиземноморья.
Словарь Вихлицкого :
А) (Деян 6:5, Деян 6:8; Деян 7:55, Деян 7:59; Деян 8:2; Деян 11:19; Деян 22:20) — аналог. Никанор. Он был особенно исполнен Духа Святого и веры и первый пострадал за имя Христово. Его речь в синедрионе и великодушное прощение его убийц без сомнения сильно тронули сердце Савла, который, быть может, был очевидцем и других проповедей Стефана. Таким образом, он посеял первые семена Евангелия, которые ап. Павел затем рассеял во всем мире;
б) (1Кор 1:16; 1Кор 16:15, 1Кор 16:17) — как и Епенет, один из первых греков, уверовавших во Христа, крещенный ап. Павлом; впоследствии, по-видимому, один из его помощников.
Словарь Никифорова :
(1Кор 1:16, 1Кор 16:15) — член Хр. Церкви в Коринфе, трижды упоминаемый ап. Павлом в первом послании к Коринфянам. Его семейство, в числе немногих, приняло крещение от руки святого апостола. после чего оно ревностно посвятило себя на служение святым и Церкви.
Стефан (венец; Деян 6:5) апостол и первомученик, первый из 7 диаконов, поставленных апостолами. Священный писатель книги Деяний Апостольских отзывается о нем, как о муже, исполненном веры и силы, совершившем великие чудеса и знамения в народе (Деян 6:8). Его мужественная защита против ложных и злобных нападений со стороны своих противников (Деян 7:2,53), между которыми находился Савл Тарсийский, служит образцом исповедания веры. Во время этой защитительной речи необыкновенная ясность сияла в его лице, так что все бывшие в синедрионе, смотря на него, смотрели как на лице Ангела. Не будучи в состоянии противостоять его мудрости, противники оклеветали его пред синедрионом в хуле на Бога и Моисея (Деян 6:9-15), и он после обличительной речи к синедриону был побит камнями. Последняя предсмертная молитва первомученика была молитва о прощении своих врагов: «Господи! не вмени им греха сего!» воскликнул он пред смертью, и с сими словами скончался. Древнее сказание передает, что если бы св. Стефан не молился, то и Савл не обратился бы ко Христу. Мощи первомученика Стефана были открыты близ Иерусалима в 415 году. Память его празднуется 4 января и 27 декабря; обретение мощей — 15 сентября и перенесение — 4 августа.
Словарь Нюстрема :
(т.е. венец), один из семи диаконов в Иерусалимской общине, муж «исполненный веры и Духа Святого» (Деян 6:5). Совершаемые им чудеса и его убедительная проповедь о Христе возбудили против него сильную вражду евреев, которые, наконец, схватили его и привели в синедрион, обвиняя в богохульстве и противодействии закону (ст. 8-15). В своей защитительной речи он доказал исторически, что христианство было истинным развитием религии Моисеевой, исполнением всех ее прообразов и пророчеств и что противники христианства суть «достойные потомки и последователи тех, которые всегда преследовали истину». Раздраженные такой речью слушатели, схватили его, стремительно повлекли его за город и весь синедрион уподобился в это время толпе взбешенной черни. Подобно Христу, Стефан великодушно простил своих убийц и почил, побиваемый камнями, устремив взор на стоявшего одесную Бога Иисуса, Который как бы встал со Своего престола, чтобы поддержать и принять Своего первого мученика (Деян 7:1). Последствия смерти Стефана оправдывают изречение Тертулиана, что кровь мучеников есть семя церкви (Деян 8:1, Деян 8:4, Деян 11:19 и дал.). Давно уже принято мнение, что обращение и дальнейшая деятельность ап. Павла, являются плодом молитвы Стефана. Павел, без сомнения, чувствовал силу доказательств Стефана в речи, предшествовавшей его кончине, и долгое время спустя он вспоминает о своем присутсвии при смерти мученика (Деян 22:19 и дал.). У ног Савла свидетели сложили свое платье, когда они побивали мученика камнями (Срав. Втор 17:7).