Загрузка

Библейские словари

Люди в Библии : валаам

ВАЛААМ (не принадлежащий к народу моему) — сын Веоров или Восоров, уроженец г. Пефора в Месопотамии (Числ. 22:5).

Слово Валаам найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
«Вождь людей» (BALAAM) Сын Веора, пророк или заклинатель из Северной Месопотамии, которого моавитский царь Валак нанял проклясть Израильтян, вторгшихся в долину реки Иордан напротив Иерихона после 40 лет блуждания по пустыне. Израиль нанес поражение аморреям (Чис 21:21-25), и это вселило страх в сердце моавитского царя (Чис 22:3).

Так как считалось, что действие проклятий и благословений необратимо (Быт 27:34-38), Валак решил, что, если пророк проклянет Израильтян именем их собственного Бога Яхве, он с легкостью сможет одолеть их в битве и прогнать от своей границы. Валак послал гонцов в Пефор, где жил Валаам. Считается, что этот город находится недалеко от Харрана, на берегу реки Иавур, притока Евфрата. Валак предложил Валааму внушительную сумму денег за то, что тот поедет на юг и проклянет Израильтян. Господь предупредил Валаама, чтобы тот не ездил в Моав. Царь Моава не принял отказа пророка и послал своих гонцов обратно, с предложениями огромных богатств и почестей. Валаам, который в душе жаждал богатств и высокого положения, спросил Господа, не поехать ли ему. Но к послам он обратился с благочестивыми речами: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое [по своему произволу]» (Чис 22:18).

Хотя Валаам собирался сделать лишь то, что позволит Господь, он стал первым примером человека, который делает доброе дело из дурных побуждений. Валааму привезли «подарки... за волхвование» (Чис 22:7), и это значит, что его считали гадателем типа языческих. Господь запрещал Израильтянам советоваться с гадальщиками и самим гадать (Втор 18:10-11).

Истинный пророк даже не стал бы рассматривать возможности службы Валаку. Наконец, Бог позволяет Валааму поехать, но говорить только то, что разрешит ему Господь. Господь решил таким образом помешать Валаку и показать Свою заботу об избранном народе. Ключевые места истории Валаама. По просьбе царя Валака Валаам проделал путь почти в 400 миль (643,6 км), чтобы проклясть Израиль. Валак привез Валаама на «Вааловы высоты», гору Фасгу и гору Фегор. Все эти горы возвышались над равнинами Моава, на которых расположились лагерем Израильтяне. Но, к огорчению царя, Валаам благословил Израиль, а не проклял его. Хотя Бог и разрешил Валааму поехать, Он разгневался на пророка (Чис 22:22).

Поэтому Господь поставил ангела с мечом на пути Валаама. Его ослица увидела ангела, а Валаам — нет. Не понимая, почему ослица не хочет идти дальше, Валаам ударил ее, и она чудесным образом заговорила, жалуясь на его жестокость (Чис 22:28-30).

На первый взгляд кажется, что в Чис. 22 рассказывается история человека, который просто сделал то, что позволил ему Господь. Но во Втор 23:5 говорится, что Господь не стал слушать Валаама и превратил его проклятие в благословение. Когда Господь открыл Валааму глаза, тот увидел ангела и пал ниц (Чис 22:31).

Потом он признал свой грех и продолжил путь, чтобы говорить лишь то, что вкладывал в его уста Господь. Стихи Валаама в Чис 23-24 написаны на архаической форме еврейского, что свидетельствует об их подлинности. В них описываются прошлые благословения, посланные Богом Его народу, а также предсказываются будущие, уникальные благословения Израиля. Валаам только благословил Израиль и не произнес ни слова проклятия. Моавитский царь водил Валаама с одной вершины на другую, чтобы они могли видеть долину реки Иордан и лагерь Израильтян сверху. Когда Валаам не стал проклинать их, Валак в гневе всплеснул руками и отослал пророка без награды. Но это была не последняя попытка Валака ослабить Израиль. В Чис. 25 говорится, что моавитскому царю почти удалось отвратить Израильтян от Господа. Там описывается сцена в Фегоре, когда Израильтяне приняли участие в оргии с моавитскими женщинами.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Валаам [еврейское Билеам, «господин народа», «губитель народа»], сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22). Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются (Чис 22:6).

В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз. Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возможно, моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более «знаменитых» посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему. Однако В. прельстился обещанными дарами (2Пет 2:15; Иуд 1:11), чем навлек на себя гнев Божий.

На пути В. встал ангел Господень (Чис 22:22). Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. (2Пет 2:16). «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке» (Чис 22:31). Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Чис 23:7–10,18–24; Чис 24:3–9,15–24).

Господь использовал В. в качестве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Чис 24:1). Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Чис 31:16), и самому Валаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Чис 25). В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Чис 31:7; Нав 13:22). Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в котором предсказал восхождение звезды от Иакова (Чис 24:17), и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Чис 23:10). В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.

Словарь собственных имен :

Валаам (בִּלְעָם – может быть, из עָם и בִּל = בַּל = не народ мой, т. е. не принадлежащие к народу моему, или сокращено из יִבְלַע, и עָם = יִבְלְעָם = поглотитель, губитель, разоритель народа; Βαλαάμ; Balaam; Валаамъ; Bileam): Числ.22:5... гл. Числ.23–24, 31:16, 8. Втор.23:4–5. Нав.13–22, 24:9. Неем.13:2. Мих.6:5. 2Пет.2:15. Иуд.11. Откр.2:14. – Сын Веоров или Восоров (2Пет.2:15), пророк, из города Пефора, при реке Евфрате, близ Харрана, в Месопотамии. О нем была такая молва, что кого он благословит, тот будет благословен, и кого проклянет, тот будет проклят (Числ.22:6). Когда израильтяне, после побед над царями аморрейскими, отправившись далее, остановились на равнинах Мооава, при Иордане, против Иерихона, тогда Валак, царь Моавитский, и старейшины мадиамские, устрашенные их победами, согласились призвать к себе Валаама, чтобы проклял израильтян. Трижды Валак назначал место для сего на разных высотах и трижды достаточно вразумленный Богом Валаам вместо проклятия произносит благословения, и заключит их славным пророчеством о Мессии (Числ.22, 23, 24). Но зараженный страстью любостяжания и обольщенный царями и ласкательством Валака, он впоследствии дал ему пагубный совет привлекать израильтян к идолослужению, и чрез это нечестие и разврат с дочерями Моава мало-помалу распространились между Израилем (Числ.31:16. Откр.2:14). Для пресечения этого зла и наказания мадианитян Бог возбудил ревность Финееса; во время поражения мадианитян и Валаам был убит (Числ.31:8). См. св. Ист. В. 3. Богосл. 1871 г. стр. 149–156. Zell, р. 166–167. Fürst, 1. p. 194. Сн. о Валааме 1830 r. XL. 163. Слов. Верх. 1. стр. 269–270.

Словарь Вихлицкого :
(Пожирающий, поглощающий?) — сын (потомок) Веора (Восора) из Пефора в Месопотамии (Чис 22:5; Чис 23:7), пророк, которого царь моавитский Валак призвал проклясть народ израильский. Не смея нарушить явно высказанную ему волю Божию, он не проклял, а трижды благословил израильский народ и при этом высказал чудесное пророчество (Чис 24:17). Но в какой-то момент он сумел дать моавитянам совет, как развратить Израиля (Чис 31:16; Откр 2:14). Был убит израильтянами во время поражения мадианитян (Чис 31:8).
Словарь Никифорова :
(Не принадлежащий к народу моему; Чис 22:5) — сын Веоров или Восоров, и уроженец г. Пефора, что в Месопотамии. Известия о нем содержатся в книге Чис (гл. 22, 23, 24 и 29). Он жил в то время, когда Израильтяне странствовали из Египта в землю Обетованную. Численность Евреев была так велика, что цари стран, чрез которые они проходили, не знавшие об их чудесном питании манною в пустыне, не без основания опасались, как бы не случился голод, вследствие их вторжения в их владения, и как бы они не сделали покушения на завоевание их областей. К числу означенных царей находился и Валак, царь Моавитский, из страха вступивший в союз с Мадианитянами. Он знал, что не мог противостоять такому страшному врагу, и предполагая, что Бог Израилев, подобно божествам языческим, может благословлять или проклинать, смотря по своему расположению, или смотря по ценности даров жертвователей, послал за Валаамом, пользовавшимся славою великого провидца и предсказателя, и просил его придти и проклясть полчища Израилевы, обещая ему за то великие дары и награду. О Валааме ходила также молва, что кого он благословит, тот и будет благословен, а кого проклянет, тот будет проклят (Чис 22:6). Валаам принял заманчивое предложение, но сам Бог воспрепятствовал ему произнести проклятие. Трижды назначал Валак место ему для сего на разных высотах, и трижды, чудесно вдохновенный Богом, Валаам вместо проклятий произносил благословение и заключил оные возвышенным пророчеством о Мессии: Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! восклицал он, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах... Преклонился, лежит, как лев и как львица, кто поднимет его?... Восходит звезда от, Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис 24). — Но зараженный страстью любостяжания и обольщенный дарами и ласкательством Валака, Валаам впоследствии дал ему пагубный совет привлечь постепенно Израильтян к идолослужению, чрез что мало помалу распространились между ними нечестие и разврат с дочерьми Моава (Чис 31:16, Откр 2:14). Для пресечения сего зла и наказания Мадианитян, Бог возбудил ревность Финееса; во время поражения Мадианитян был убит и Валаам (Чис 31:8). О Валааме упоминает ап. Петр в своем послании (11, 15, 16), называя его возлюбившим мзду неправедную, но обличенным ослицею бессловесною в своем беззаконии, которая, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. О нем также упоминает в своем послании ап. Иуда: «горе им, говорит он, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей (Иуд 1:11).

Слово валаам в симфонии
В Библии слово "валаам" упоминается в 28 стихах.
Другие формы слова : валааму, валаама, валаам, валаамом.

Чис 22 : 10
Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал [их] ко мне [сказать]:
Чис 22 : 13
И встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами.
Чис 22 : 14
И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали [ему]: не согласился Валаам идти с нами.
Чис 22 : 18
И отвечал Валаам и сказал рабам Валаковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое [по своему произволу];
Чис 22 : 21
Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими.
Чис 22 : 23
И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.
Чис 22 : 29
Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
Чис 22 : 34
И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь.
Чис 22 : 35
И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми.
Чис 22 : 36
Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на границе при Арноне, что у самого предела.
Чис 22 : 38
И сказал Валаам Валаку: вот, я и пришел к тебе, но могу ли я что от себя сказать? что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить.
Чис 22 : 39
И пошел Валаам с Валаком и пришли в Кириаф-Хуцоф.
Чис 23 : 1
И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов.
Чис 23 : 2
Валак сделал так, как говорил Валаам, и вознесли Валак и Валаам по тельцу и по овну на каждом жертвеннике.
Чис 23 : 3
И сказал Валаам Валаку: постой у всесожжения твоего, а я пойду; может быть, Господь выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я объявлю тебе. И [остался Валак у всесожжения своего, а Валаам] пошел на возвышенное место [вопросить Бога].
Чис 23 : 4
И встретился Бог с Валаамом, и сказал ему [Валаам]: семь жертвенников устроил я и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике.
Чис 23 : 15
И сказал [Валаам] Валаку: постой здесь у всесожжения твоего, а я [пойду] туда навстречу [Богу].
Чис 23 : 26
И отвечал Валаам и сказал Валаку: не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь?
Чис 23 : 29
И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне здесь семь тельцов и семь овнов.
Чис 23 : 30
И сделал Валак, как сказал Валаам, и вознес по тельцу и овну на каждом жертвеннике.