Так как считалось, что действие проклятий и благословений необратимо (Быт 27:34-38), Валак решил, что, если пророк проклянет Израильтян именем их собственного Бога Яхве, он с легкостью сможет одолеть их в битве и прогнать от своей границы. Валак послал гонцов в Пефор, где жил Валаам. Считается, что этот город находится недалеко от Харрана, на берегу реки Иавур, притока Евфрата. Валак предложил Валааму внушительную сумму денег за то, что тот поедет на юг и проклянет Израильтян. Господь предупредил Валаама, чтобы тот не ездил в Моав. Царь Моава не принял отказа пророка и послал своих гонцов обратно, с предложениями огромных богатств и почестей. Валаам, который в душе жаждал богатств и высокого положения, спросил Господа, не поехать ли ему. Но к послам он обратился с благочестивыми речами: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое [по своему произволу]» (Чис 22:18).
Хотя Валаам собирался сделать лишь то, что позволит Господь, он стал первым примером человека, который делает доброе дело из дурных побуждений. Валааму привезли «подарки... за волхвование» (Чис 22:7), и это значит, что его считали гадателем типа языческих. Господь запрещал Израильтянам советоваться с гадальщиками и самим гадать (Втор 18:10-11).
Истинный пророк даже не стал бы рассматривать возможности службы Валаку. Наконец, Бог позволяет Валааму поехать, но говорить только то, что разрешит ему Господь. Господь решил таким образом помешать Валаку и показать Свою заботу об избранном народе. Ключевые места истории Валаама. По просьбе царя Валака Валаам проделал путь почти в 400 миль (643,6 км), чтобы проклясть Израиль. Валак привез Валаама на «Вааловы высоты», гору Фасгу и гору Фегор. Все эти горы возвышались над равнинами Моава, на которых расположились лагерем Израильтяне. Но, к огорчению царя, Валаам благословил Израиль, а не проклял его. Хотя Бог и разрешил Валааму поехать, Он разгневался на пророка (Чис 22:22).
Поэтому Господь поставил ангела с мечом на пути Валаама. Его ослица увидела ангела, а Валаам — нет. Не понимая, почему ослица не хочет идти дальше, Валаам ударил ее, и она чудесным образом заговорила, жалуясь на его жестокость (Чис 22:28-30).
На первый взгляд кажется, что в Чис. 22 рассказывается история человека, который просто сделал то, что позволил ему Господь. Но во Втор 23:5 говорится, что Господь не стал слушать Валаама и превратил его проклятие в благословение. Когда Господь открыл Валааму глаза, тот увидел ангела и пал ниц (Чис 22:31).
Потом он признал свой грех и продолжил путь, чтобы говорить лишь то, что вкладывал в его уста Господь. Стихи Валаама в Чис 23-24 написаны на архаической форме еврейского, что свидетельствует об их подлинности. В них описываются прошлые благословения, посланные Богом Его народу, а также предсказываются будущие, уникальные благословения Израиля. Валаам только благословил Израиль и не произнес ни слова проклятия. Моавитский царь водил Валаама с одной вершины на другую, чтобы они могли видеть долину реки Иордан и лагерь Израильтян сверху. Когда Валаам не стал проклинать их, Валак в гневе всплеснул руками и отослал пророка без награды. Но это была не последняя попытка Валака ослабить Израиль. В Чис. 25 говорится, что моавитскому царю почти удалось отвратить Израильтян от Господа. Там описывается сцена в Фегоре, когда Израильтяне приняли участие в оргии с моавитскими женщинами.