Варавва был разбойником и бунтовщиком (Ин 18:40), арестованным за убийство во время восстания (Мк 15:7; Лк 23:19). (Слово, переведенное как «разбойник» в Ин 18:40, может означать как бандита, так и революционера.) Этот заключенный пользовался популярностью (Мф 27:16).
Возможно, его бунт сопровождался особо жестокими грабежами или внутренними раздорами среди иудеев, но многие ученые считают, что это было политическое восстание против римлян в Иерусалиме. Возможно, Варавва был одним из зилотов, иудейской политической партии, которая боролась за освобождение от римского ига. Допросив Иисуса, колеблющийся римский прокуратор Пилат признал Его невиновным и захотел Его освободить. Но Пилату было выгодно угодить иудейским вождям, чтобы укрепить свое политическое положение. Перед лицом дилеммы он предложил иудеям освободить одного арестованного в честь праздника пасхи (Ин 18:39).
Предложив им выбрать Иисуса или Варавву, Пилат полагал, что толпа иудеев предпочтет освободить Иисуса. Пилат неправильно оценил настроения толпы, влияние иудейских вождей или и то, и другое. Какой бы ни была причина, но толпа пожелала, чтобы Варавву освободили, а Иисус был распят (Мф 27:21-22).
Вследствие этого Иисус был распят, а Варавва освобожден, после чего ни в библейской, ни в светской истории он больше не упоминается.