Варнава (Βαρνάβας – с евр. сын утешения; Barnabas; Варнава): Деян.4:36, 9:27, 11:22, 25, 12:25, 13:1, 2, 7, 14:12, 14, 15:2, 12, 25. 1Кор.9:6. Гал.2:1, 9, 13. Кол.4:10. – Муж апостольский, спутник Ап. Павла, по преданию из 70 апостолов. Он родом кипрянин, из колена Левиина (Деян.4:36). По преданию, еще в юности он послан был родителями в Иерусалим учиться у Гамалиила, и был соучеником Савла, впоследствии Павла апостола, и с каждым днем возрастал в премудрости и добродетели. Уверовавши здесь во Христа, он не оставлял Его; и чрез него скоро и Мария, мать Иоанна Марка, родственника Варнавы и после сотрудника его в проповеди апостольской (Деян.12:12), обратилась ко Христу (Boll. Acta Sanct. Jun. vol. 2). В Церкви апостольской Варнава известен был и своей благотворительностью, и ревностью по вере, и пользовался особенным доверием апостолов. Имея наследственную землю на острове Кипре, он продал ее и вырученные за нее деньги принес к апостолам и положил к ногам их (Деян.4:37). За эту, может быть, благотворительность или – что вероятнее, за его особенный дар в назидании и утешении верующих словом своим (Деян.4:36, 11:23, 13:1, 15:35), он прозван был от апостолов Варнавой – сыном утешения. Когда Савл после чудесного обращения своего ко Христу, прибыл в первый раз в Иерусалим, и верующие не веря, что он ученик Христов, опасались еще его, Варнава, взяв новообращенного, привел к апостолам и рассказал им, как Господь призвал его к вере (Деян.9:26–27). Когда потом возникла Церковь в Антиохии из язычников, эллинов, апостолы Варнаве поручили идти в Антиохию, и он, ревностно трудившись здесь сначала один, призвал потом в помощь себе Савла и целый год трудился с ним для благоустроения Церкви; верующие антиохииские первые стали называться христианами (Деян.11:20–26). По случаю голода, предвозвещенного прор. Агавом, христиане Антиохийские положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, и Варнава и Савл избраны были ими для доставления сего пособия (Деян.11:27–30). Впоследствии времени, когда церковь Антиохийская не имела уже недостатка в учителях, Варнава и Савл воззваны были Духом Божиим для проповеди Евангелия язычникам, и отселе начинаются их апостольские путешествия в страны язычества (Деян.13:2–3). Сперва они вместе с успехом проповедовали Евангелие в Кипре и некоторых областях малой Азии и возвратились потом обратно в Антиохию (Деян.13:14). В это время возбужден здесь был вопрос об обрядовом законе Моисеевом, и Павел и Варнава вместе с другими некоторыми отправлены были по этому случаю в Иерусалим и на составившемся, здесь Соборе Апостольском содействовали тому, что иго иудейского закона не было возложено на язычников, и определение соборное дослано было с ними и избранными еще от Церкви Иерусалимской в Церковь Антиохийскую, и Церковь с радостью приняла наставление Апостольское (Деян.15:1–35). Чрез несколько времени Павел предложил Варнаве предпринять новое путешествие для обозрения и утверждения прежде основанных Церквей. Варнава согласился, но, желая удержать с собой Марка, который в прежнем путешествии отстал от них, отделился от Павла, и с Марком отплыл опять в Кипр; а Павел с Силой отправился в другие страны. (Деян.15:36–41). После этого обстоятельства книга Деяний Апостольских ничего не говорит более об апостольских трудах Варнавы. Имя его встречается еще только в посланиях ап. Павла. Так из послания к Галатам узнаем, что он, в бытность свою в Антиохии, увлечен был примером ап. Петра в неосмотрительное угождение ревнителям иудейства, и за то навлек на себя обличение Павла (Гал.2:18). После, в послании к Коринф., апостол с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который, подобно Павлу, неусыпно трудясь в деле евангельск. проповеди, собственными трудами доставлял себе пропитание (1Кор.9:6). Племянник и спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла во время первого его заключения в Риме (в 61 и или 62 г. по Р. Хр. Кол.4:10). О последующих деяниях Варнавы и о последнем периоде жизни его имеются только поздние сказания, и притом несогласные между собой. Мнение об основании им Медиоланской Церкви основательно опровергает Геффле. Вероятным представляется то, что он проповедовал в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк, и где послание его пользовалось особенной известностью, и что он скончался мученически от неверующих иудев на родине своей – Кипре. Кончину его полагают в 76 году по Р. Хр. Феодор чтец около 520 года во 2-й кн. своей истории пишет, что мощи сего апостола обретены в царствование Зенона (в 478 году) с Евангелием св. Матфея на груди. Прав. Обозр. 1860 г. Авг. стр. 11–17. Herz. 1. р. 692–698. Полн. Мес. Востока, Арх. Сергия, 1876 г. Т. 2. Замет. стр. 165.