Загрузка

Библейские словари

Люди в Библии : варнава

ВАРНАВА (сын утешения) — левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из семидесяти апостолов (Деян. 4:36).

Известные люди с именемВарнаваВарнава (1880—1937) — епископ Сербской православной церкви, второй патриарх Сербский (1930—1937).Варнава Гефсиманский (1831—1906) — иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, Русской православной церкви.Варнава (Баранов) — епископ Русской православной церкви, епископ Выксунский и Павловский.Варнава (Беляев) — епископ Русской православной церкви, аскетический писатель, юродивый.Варнава (Волатковский) (1672/1660—1730) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Холмогорский и Важеский.Варнава (Дробышев) (1939—2012) — архимандрит Русской православной церкви.Варнава (Едигарев) — епископ Русской Древлеправославной церкви.Варнава (Кедров) (1931—2020) — епископ Русской православной церкви; митрополит Чебоксарский и Чувашский.Варнава (Накропин) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Тобольский и Сибирский, участник монархического движения.Варнава (Настич) (1914—1964) — епископ Сербской православной церкви, епископ Хвостанский.Варнава (Прокофьев) — епископ Русской православной церкви заграницей, викарий Каннский на покое.Варнава (Санин) (род. 1954) — монах Русской православной церкви, русский писатель, драматург, поэт.Варнава (Сафонов) — епископ Русской православной церкви, епископ Павлодарский и Экибастузский.Варнава (Филатов) (род. 1953) — архиерей Украинской православной церкви Московского патриархата, архиепископ Макеевский.
Слово Варнава найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
«Сын утешения» (Barnabas) Имя, данное апостолами одному из первых обращенных в христианство в Иерусалиме. Ранее носивший имя Иосиф, Варнава заслужил свое новое имя благодаря своим замечательным проповедям. Мы узнаем о жизни Варнавы только из Книги Деяний и посланий Павла. Апокрифическое Послание Варнавы почти несомненно сочинено в середине II века, то есть не принадлежит руке апостола. Апокрифические Деяния Варнавы написаны в V веке и не содержат достоверной информации о личности Варнавы. Тертуллиан приписывал ему Послание к евреям, но есть доводы, свидетельствующие против этого. Варнава родился на Кипре и был иудеем из диаспоры. Он происходил из рода священников, поэтому испытывал интерес к Иерусалиму. Вероятно, он переехал жить в Святой Город. Возможно, в Иерусалиме он даже познакомился с Иисусом, но обратиться в христианство его побудили проповеди апостолов вскоре после воскресения Христа. Варнава появляется в Книге Деяний как собственник по имени Иосиф (KJV и синод. «Иосия»), продавший поле и пожертвовавший деньги христианской общине (Деян 4:36-37).

Когда в Иерусалиме начались гонения на христиан-эллинистов, Варнава остался в городе, несмотря на то что другие верующие такого происхождения бежали (Деян 8:1-8; Деян 11:19-22).

Его хорошая репутация в Иерусалиме, возможно, побудила апостолов выбрать его сопровождающим Павла в миссионерских путешествиях. Так как многие христиане стягивались в Антиохию Сирийскую, Иерусалимская церковь отправила Варнаву туда, помочь в организационной работе (Деян 11:19-26).

Автор Книги Деяний говорит о Варнаве: «Он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян 11:24).

Варнава попросил Павла, уже христианина, помочь ему в Антиохии, и они работали в церкви вдвоем на протяжении года, за который обучили большое количество христиан (Деян 11:26).

Когда в Иерусалиме начался голод, Варнава и Павел объявили сбор средств. Когда они возвращались в Антиохию, с ними был Иоанн Марк (Деян 12:25).

Варнава вместе с Павлом отправился проповедовать за границами Антиохии (Деян 13:2-3).

То, что имя Варнавы ставится перед именем Савла (Павла), может означать, что в то время он был главным. Они побывали на Кипре и в нескольких крупнейших центрах Малой Азии. В Листре местные жители приняли Варнаву за Бога Зевса, а Павла — за Гермеса (Деян 14:8-12).

На Иерусалимском соборе Варнава и Павел рассказали о своем служении язычникам (Деян 15).

После этого собора они планировали еще одну миссию, но серьезные разногласия заставили их расстаться (Деян 15:36-41).

Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна Марка (Кол 4:10), но Павел был против этого, потому что Марк покинул их во время предыдущей миссии (Деян 13:13).

Варнава отправился на Кипр с Иоанном Марком, а Павел — в Сирию и Киликию с Силой. После этого раскола основное внимание дееписатель уделяет Павлу, а не Варнаве.

Смотрите также: апокрифы (послание Варнавы).
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Варнава [еврейское Бар-Набба, «сын утешения, пророчества»]. Прозвище, данное апостолами левиту с Кипра Иосифу (в Синодальном переводе — Иосия), которым он затем и назывался (Деян 4:36). Обладавший особым даром пророчества и учительства (Деян 13:1), В. обратился в веру сразу после Пятидесятницы. В первые месяцы образования христ. Церкви в Иерусалиме он продал свою землю и отдал деньги нуждающимся членам общины (Деян 4:37). Когда Павел впервые пришел в Иерусалим, В. принял его и отвел к апостолам (Деян 9:27). Вскоре после этого в Антиохии была основана первая община, состоявшая из обращенных в христ. веру язычников, и В. был послан туда. Он поучал и утверждал обращенных антиохийцев в истинах веры, призвав себе на помощь Павла, который ранее удалился из Иерусалима в Тарс. После года учительства в Антиохии им было поручено доставить иерусалим. общине деньги, собранные для нее христианами из язычников (Деян 11:20–30), а затем, после возвращения в Антиохию, они были посланы церковью в первое миссионер. путешествие через Кипр во внутр. области Малой Азии. В Листре, после того как апостолы исцелили парализованного, языч. население сочло их богами; В. назвали Зевсом, а Павла — Ермием (Гермесом), «потому что он начальствовал в слове» (Деян 12Деян 14:28).

Когда же в церкви разгорелись споры между евреями и обращенными язычниками о необходимости обрезания и соблюдения заповедей Закона Моисея, касающихся пищи, В. и Павел засвидетельствовали в Иерусалиме о действии Духа Божьего среди обращенных и, достигнув всеобщего примирения, с доброй вестью вернулись в Антиохию (Деян 15:1; см. Гал 2:1–10). В связи с этими спорами Петр и В. однажды лицемерно уклонились от совместной трапезы с христианами из язычников, когда в Антиохию пришли евреи, посланные Иаковом.

Вскоре после этого Павел попросил В. сопровождать его в след. миссионер. путешествии, но тот ответил отказом. Причиной этому стал Иоанн Марк, будущий автор Ев. от Марка, который отстал и повернул обратно во время первого путешествия. В. хотел взять его с собой, но Павел больше не доверял Марку и отказался брать его. В результате «произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом» (Деян 15:36–41). Из кратких упоминаний о В. в посланиях Павла остается неясным, сошлись ли они с Павлом снова для совместной проповеди, но выбор, сделанный В. в пользу Иоанна Марка, явно повлиял на то, что позже Марк стал для Павла утешением и помощником в работе (1Кор 9:6; Кол 4:10; 2Тим 4:11).

Словарь собственных имен :

Варнава (Βαρνάβας – с евр. сын утешения; Barnabas; Варнава): Деян.4:36, 9:27, 11:22, 25, 12:25, 13:1, 2, 7, 14:12, 14, 15:2, 12, 25. 1Кор.9:6. Гал.2:1, 9, 13. Кол.4:10. – Муж апостольский, спутник Ап. Павла, по преданию из 70 апостолов. Он родом кипрянин, из колена Левиина (Деян.4:36). По преданию, еще в юности он послан был родителями в Иерусалим учиться у Гамалиила, и был соучеником Савла, впоследствии Павла апостола, и с каждым днем возрастал в премудрости и добродетели. Уверовавши здесь во Христа, он не оставлял Его; и чрез него скоро и Мария, мать Иоанна Марка, родственника Варнавы и после сотрудника его в проповеди апостольской (Деян.12:12), обратилась ко Христу (Boll. Acta Sanct. Jun. vol. 2). В Церкви апостольской Варнава известен был и своей благотворительностью, и ревностью по вере, и пользовался особенным доверием апостолов. Имея наследственную землю на острове Кипре, он продал ее и вырученные за нее деньги принес к апостолам и положил к ногам их (Деян.4:37). За эту, может быть, благотворительность или – что вероятнее, за его особенный дар в назидании и утешении верующих словом своим (Деян.4:36, 11:23, 13:1, 15:35), он прозван был от апостолов Варнавой – сыном утешения. Когда Савл после чудесного обращения своего ко Христу, прибыл в первый раз в Иерусалим, и верующие не веря, что он ученик Христов, опасались еще его, Варнава, взяв новообращенного, привел к апостолам и рассказал им, как Господь призвал его к вере (Деян.9:26–27). Когда потом возникла Церковь в Антиохии из язычников, эллинов, апостолы Варнаве поручили идти в Антиохию, и он, ревностно трудившись здесь сначала один, призвал потом в помощь себе Савла и целый год трудился с ним для благоустроения Церкви; верующие антиохииские первые стали называться христианами (Деян.11:20–26). По случаю голода, предвозвещенного прор. Агавом, христиане Антиохийские положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, и Варнава и Савл избраны были ими для доставления сего пособия (Деян.11:27–30). Впоследствии времени, когда церковь Антиохийская не имела уже недостатка в учителях, Варнава и Савл воззваны были Духом Божиим для проповеди Евангелия язычникам, и отселе начинаются их апостольские путешествия в страны язычества (Деян.13:2–3). Сперва они вместе с успехом проповедовали Евангелие в Кипре и некоторых областях малой Азии и возвратились потом обратно в Антиохию (Деян.13:14). В это время возбужден здесь был вопрос об обрядовом законе Моисеевом, и Павел и Варнава вместе с другими некоторыми отправлены были по этому случаю в Иерусалим и на составившемся, здесь Соборе Апостольском содействовали тому, что иго иудейского закона не было возложено на язычников, и определение соборное дослано было с ними и избранными еще от Церкви Иерусалимской в Церковь Антиохийскую, и Церковь с радостью приняла наставление Апостольское (Деян.15:1–35). Чрез несколько времени Павел предложил Варнаве предпринять новое путешествие для обозрения и утверждения прежде основанных Церквей. Варнава согласился, но, желая удержать с собой Марка, который в прежнем путешествии отстал от них, отделился от Павла, и с Марком отплыл опять в Кипр; а Павел с Силой отправился в другие страны. (Деян.15:36–41). После этого обстоятельства книга Деяний Апостольских ничего не говорит более об апостольских трудах Варнавы. Имя его встречается еще только в посланиях ап. Павла. Так из послания к Галатам узнаем, что он, в бытность свою в Антиохии, увлечен был примером ап. Петра в неосмотрительное угождение ревнителям иудейства, и за то навлек на себя обличение Павла (Гал.2:18). После, в послании к Коринф., апостол с уважением отзывался о Варнаве, как о таком проповеднике, который, подобно Павлу, неусыпно трудясь в деле евангельск. проповеди, собственными трудами доставлял себе пропитание (1Кор.9:6). Племянник и спутник Варнавы Марк является сотрудником Павла во время первого его заключения в Риме (в 61 и или 62 г. по Р. Хр. Кол.4:10). О последующих деяниях Варнавы и о последнем периоде жизни его имеются только поздние сказания, и притом несогласные между собой. Мнение об основании им Медиоланской Церкви основательно опровергает Геффле. Вероятным представляется то, что он проповедовал в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк, и где послание его пользовалось особенной известностью, и что он скончался мученически от неверующих иудев на родине своей – Кипре. Кончину его полагают в 76 году по Р. Хр. Феодор чтец около 520 года во 2-й кн. своей истории пишет, что мощи сего апостола обретены в царствование Зенона (в 478 году) с Евангелием св. Матфея на груди. Прав. Обозр. 1860 г. Авг. стр. 11–17. Herz. 1. р. 692–698. Полн. Мес. Востока, Арх. Сергия, 1876 г. Т. 2. Замет. стр. 165.

Словарь Вихлицкого :
(Сын утешения) — прозвище, данное Апостолами Иосии (Деян 4:36), родом с Кипра, левиту, одному из первых обратившихся к Господу через их проповедь. Впоследствии много потрудился в деле благовествования в среде язычников (в Деян 13:1 назван пророком и учителем). Предание гласит, что около 70 г. он написал Послание Варнавы, и что в 76 г. он был побит камнями в своем родном городе Саламисе на Кипре. В Деян 14:4, Деян 14:14 назван Апостолом.
Словарь Никифорова :
(Сын утешения; Деян 4:36) — левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из 70-ти апостолов. Первоначально он назывался Иосия; но так как он имел замечательную силу речи и убеждения, и в то же время приносил утешение несчастным, то и прозван Варнавою, что с Сирийского языка значит: сын утешения. Ап. и еванг. Лука именует его мужем добрым и исполненным Духа Святого и веры (Деян 11:24). Варнава представил св. Павла апостолам и сообщил им о чудесном его обращении. Доверие к нему со стороны первенствующих христиан было так велико, что его нарочито отправили в Антиохию с тем, чтобы он принес достоверное известие об успехах Евангелия в сем знаменитом городе, где ученики Христовы впервые наименованы христианами. Далее мы видим, что он вместе с Павлом посетил многие города, и, при одном случае, язычники приняли было его за Юпитера в человеческом образе. По истине ап. Варнава был одним из тех великих мужей, которые жертвовали всем своим имуществом и всею своею духовною силою для успеха и распространения Евангелия. Он был верным и благочестивым апостолом, знаменитым исповедником, неизменным спутником ап. Павла (Деян 9, 13, 14, 15) и разделял наравне с прочими апостолами труды и страдания, с которыми неизбежно было сопряжено первое распространение христианства. Предание говорит, что ап. Варнава проповедовал Евангелие в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк, и что он мученически скончался (побит на смерть камнями) от неверующих Иудеев на своей родине, в г. Саламисе, на о. Кипре. Кончину его полагают в 76 году по Р.Х. и, как гласит предание, мощи ап. Варнавы обретены в царствование Зенона (в 478 г.), с Евангелием ев. Матфея на груди. Под именем Варнавы известно одно послание, писанное, по мнению одних, к уверовавшим Иудеям, а по другим — к христианам из язычников. По мнению Климента Александрийского, Оригена, Евсевия и Иеронима, оно подлинное произведение Варнавы, хотя и не причисляется к книгам каноническим. Появление оного относят к 70-му г. по Р.Х. В Синайском кодексе Тишендорфа оно стоит в конце Новозаветных книг, вместе с книгою: Пастырь (ап. Ермы). Память ап. Варнавы совершается церковью 4-го января и 11-го июня.
Словарь Нюстрема :
Т.е. «сын утешения», один из первых, обращенных к Господу апостолами. Это был левит по имени Иосия, родом кипрянин; о нем говорится, что он продал свое имение и положил к ногам апостолов вырученную сумму (Деян 4:36, Деян 4:37). Когда Павел прибыл в Иерусалим, то Варнава ввел его в среду апостолов (Деян 9:26). Спустя 2 года Иерусалимская община, узнав об успешном распространении евангелия в Антиохии, послала туда Варнаву, который возрадовался, увидев там благодать Божию (Деян 11:22). Оттуда он отправился в Таре и привел Павла в Антиохию, где они и пробыли, приблизительно, до 45 года, т.е. до того времени, когда антиохийские братья послали помощь братьям в Иерусалиме в связи с бывшим там голодом. Из Иерусалима они скоро вернулись обратно с Иоанном Марком (Деян 11:28, Деян 12:25). Во время их пребывания в Антиохии, Дух Святой повелел церкви отделить Павла и Варнаву для того служения, которое Он предназначил им: основать новые общины среди язычников (Деян 13:2). Они посетили Кипр и многие города Малой Азии (Деян 13:14). После этого Варнава сопровождал Павла в Иерусалим на апостольский собор, где свидетельствовал о деле Божием среди язычников и стоял за освобождение уверовавших из них от обязанности обрезываться и соблюдать все законы Моисея (Деян 15:1). Впоследствии, однако, он впал в заблуждение, принимая участие в лицемерии Петра, которое было строго обличено Павлом (Гал 2:13). Перед 2-м миссионерским путешествием с Павлом Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна Марка, отставшего от них во время первого путешествия, но Павел воспротивился, что послужило поводом к разногласию между ним и Павлом, после чего они разошлись: Павел и Сила поехали в Сирию, а Варнава с Марком на Кипр (Деян 15:36, Деян 15:41). Из слов Павла о Варнаве в 1Кор 3:6 можно заключить, что они снова соединились.

Слово варнава в симфонии
В Библии слово "варнава" упоминается в 11 стихах.

Деян 9 : 27
Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.
Деян 11 : 25
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
Деян 12 : 25
А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Деян 13 : 1
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
Деян 13 : 46
Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Деян 14 : 14
Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
Деян 15 : 35
Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
Деян 15 : 37
Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
Деян 15 : 39
Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
1Кор 9 : 6
Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
Гал 2 : 13
Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.