1. Венадад I, сын Тавримона, внук Хезиона. Несмотря на то что Сирия враждебно относилась к Израилю, Венадад I заключил союз с царем Северного Царства Ваасой (908-886 до Р.Х.) (3Цар 15:18-20).
Но договор был нарушен, когда постоянные стычки между Израилем и Южным Царством, Иудеей, перешли в открытый конфликт. Вааса начал кампанию против царя Иудейского Асы (910-869 до Р.Х.).
Чтобы препятствовать проникновению сил Южного Царства на свою территорию, Вааса укрепил город Раму, находившийся к северу от Иерусалима, в опасной близости от него. Израиль отнял у Иудеи часть земель. Перед лицом этой угрозы Аса послал все сокровища, какие у него были, в дар Венададу I, прося его расторгнуть договор с Ваасой (3Цар 15:18-19).
Сирийский царь воспользовался предложением и послал свои армии против Израиля. Он захватил Айн, Дан и Авел-Беф-Мааху, а также земли Неффалимовы (3Цар 15:20), обеспечив таким образом контроль Сирии над основными торговыми путями Галилеи. Вааса был вынужден оставить Раму и возвратиться в Фирцу. Материалы, вывезенные из Рамы, позволили построить Гиву на территории Вениамина. Победа Асы стала темой пророческого протеста Анании, который осудил Асу за союз с сирийским царем (3Цар 16:7).
2. Венадад II. В библейском повествовании 3Царств и 2 Паралипоменон не проводится четкого разграничения между Венададами I и II. Некоторые ученые поэтому считают их одним и тем же лицом. Эту точку зрения подкрепляет надпись на «Мелькартской стеле», где упоминается Венадад, датированная примерно 850 г. до Р.Х. Однако правильнее считать, что речь идет о Венададе II, сыне Венадада I. Если не различать между двумя Венададами, то получается, что деятельность Венадада охватывает период правления Ахава (874-853 до Р.Х.) и Ваасы. Каждый из них имел столкновение с Венададом; если не делать разграничения, приходится считать, что между ними прошел интервал в 40 лет. Венадад II повел коалицию армий против Самарии во время правления царя Израиля Ахава. Осадив город, Венадад потребовал, чтобы Ахав отдал ему свое богатство, жен и детей. Ахав согласился на эти требования, но когда Венадад добавил еще одно условие — чтобы ему было отдано все, чего бы ни потребовали его слуги, — Ахав отказал по совету своих царедворцев. Его отказ рассердил Венадада. Некий анонимный пророк предсказал, что Ахав нанесет поражение войску Венадада (3Цар 20:13).
Победа была одержана, когда слуги областных начальников убили сирийских солдат, вышедших из лагеря, чтобы их схватить. Сирийцы бежали. Венадад снова потерпел поражение от Израильтян в следующем году, когда попытался вступить в битву на равнине, а не в горах. Он полагал, что «боги» Израильтян — это боги возвышенностей (3Цар 20:23).
Это поражение сирийцев также было предсказано пророком, который объявил его причиной непонимание Венададом природы Бога Израиля (3Цар 20:28).
Венадад попросил сохранить ему жизнь, обещав вернуть все города, ранее отобранные у Израиля. Ахав согласился, но это вызвало протест пророка (3Цар 20:35-43).
Договор, заключенный двумя царями, привел к перемирию, которое длилось лишь три года. Мир нарушил Ахав, который, подстрекаемый царем Иудеи Иосафатом, попытался отобрать Рамоф Галаадский. Сначала он спросил совета у группы пророков, которые предсказали победу. Но истинный пророк Михей предсказал поражение (3Цар 22:5-28).
Войска Ахава были разбиты, и сам он погиб (3Цар 22:29-36).
Венадад также фигурирует в описании жизни пророка Елисея, которого он пытался захватить в плен (4Цар 6:11-19).
Но это не удалось, потому что сирийскую армию поразила слепота.
3. Венадад III, сын сирийского царя Азаила. Этот Венадад не был родственником Венададов I и II, но взял себе их имя. Так как царь Израиля Иоас (814-798 до Р.Х.) не повиновался Господу, Бог допустил, чтобы Израиль был покорен Венададом III. От власти Венадада III их освободил некий «избавитель» (4Цар 13:5), вероятно, имеется в виду вторжение ассирийцев в Сирию.
Смотрите также: Израиль, история, Сирия.