Загрузка

Словарь Вихлицкого : агнец

Ягненок, основное жертвенное животное у евреев (1Цар 7:9). Мог быть от овец или коз и должен был быть без порока, мужского пола, однолетним (Исх 12:5). Агнцы употреблялись для жертвы еще и до Моисеева закона (Быт 22:7). Иисус Христос является Агнцем Божиим. Господь Своих учеников называл также агнцами (Лк 10:3). (см. жертвоприношение).
Слово Агнец найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Агнец (שֶׂה = юный, молодой агнец, ягненок или агница, употребляется и об овцах и о козлах, и כֶבֶשׂ – молодая овца, овечка, барашек; Ἀμνός, Πρόβατον; Agnus, ovis; Агнецъ, овча; Lamm, Schaf, junges Schal): Исх.12:3–5, 29:39–41. Лев. 23:12, 18–20. Числ.28:3, 4, 9, 11, 19, 29:2... Ис.53:7 и пр. Ин.1:29. 36. Деян.8:32. 1Пет.1:19, 2:25. Евр:6:1. Евр:9, 13:20. Откр.5:6–8, 12–13, 6:1, 16, 7:9, 17, 13:8, 14:1, 19:9, 21:9, 14, 23, 27, 22:1, 3. и др. – Агнцы издревле приносились в жертву Богу, и особенно избирались для сего чистые и непорочные, из однолетних и первородных стада (Исх.12:5). Начало таковых жертвоприношений восходит к самым первым родам человечества (Быт.4:4), и, без сомнения, они суть божественное учреждение (М. Фил. Зап. на К. Быт. изд. 2. 1819 г. ч. 1. стр. 1–20 и 133–134. и Церк. Библ. Ист. 1819 г. Пер. 1-й стр. 24). Впоследствии израильтянам законом постановлено было каждый день приносить в жертву Богу в храме двух агнцев, одного утром и одного вечером (Исх.29:38–89. Числ.28:3–10). И все богослужение ветхозаветное преимущественно состояло в жертвоприношениях (сн. Евр.5, 9). Жертвы, приносимые народом, были различны, по различию случаев, по которым приносились, и лиц, и их состояния и обстоятельств. Так, были и жертвы общественные и частные, и предписанные законом и вольные, и обетные и благодарственные, и очистительные и умилостивительные, и все они, особенно агнец пасхальный, жертва в день очищения, жертвы за грех и умилостивительные, прообразовали жертву Христову (Евр.9:11–12, 24, 10:11–12. 1Кор.5:7); и потому-то слово Агнец, не в собственном смысле, часто употребляется в Св. Писании о Христе, так как Он в В. Завете прообразован был жертвенным Агнцем, и так как Он, действительно, как Агнец непорочный, принес Себя в жертву за грехи мира (Ис.53:7. Ин.1:29, 36. Деян.8:32. 1Пет.1:19. Откр.6:1, 7:14, 13:8, 14:1, 15:3, 17:14, 19:7, 21:14, 22:1). Не в собственном также смысле слова: Агнец, агнцы и овцы, употребляются в Св. Писании и о других лицах. Так, они употребляются и вообще о членах Церкви, и о новообращенных христианах, и об апостолах Христа, и о совершеннейших верующих, и о людях слабых верой, немощных, грешных и других (Иез.34. Ин.10, 21:15, 16, 17. Лк.10:3. Mф.10:16) Zell. 2. p. 8–9.

Толковый словарь Даля :
АГНЕЦ м. агница ж. агня ср. ягня, ягненок, ярка, барашек; | иносказание непорочности во плоти; | церк. представитель Спасителя; | вынутая на проскомидии часть просфоры; агнечная просфора, из которой часть эта вынута. Агнец непорочный, авраамово дерево, Vitex Agnus castus; агновы ветви, ветки этого деревца, или палестинской ивы, Salix babylonica.
Словарь Геце :

Молодая овца. Исх 12:5. Иез 45:15.

Терпелив. Ис 53:7.

Весел. Пс 113:4, Пс 113:6.

Подвержен опасности со стороны диких зверей. 1Цар 17:34.

Пастухи заботятся о них. Ис 40:11.

Употребляемы в пищу. Втор 32:14; 2Цар 12:4.

Шкуры их на одежду. Прем 27:26.

Приносимы в жертву. 1Пар 29:21; 2Пар 29:32.

Считались лакомством. Ам 6:4.

в жертву приносили:

Мужеского пола. Исх 12:5.

Женского пола. Чис 6:14.

Сосущих. 1Цар 7:9.

Годовалых. Исх 12:5. Чис 6:14.

С древних времен. Быт 4:4, Быт 22:7−8.

Утром и вечером. Исх 29:38−39. Чис 28:3−4.

На праздник Пасхи. Исх 12:3, Исх 12:6−7.

От нечестивых не принималась. Ис 1:11, Ис 63:3.

Иосия пожертвовал множество... Для жертвы. 2Пар 35:7.

Первенцев осла заменяли агнцем Исх 13:13, Исх 34:20.

Торговля ими значительна. 1Езд 7:17, 1Езд 27:21.

Ими платилась дань. 4Цар 3:4. Ис 16:1.

Договоры закреплялись подарком агнца Быт 21:28−30.

На первых монетах чеканили изображение агнца Быт 38:19; Нав 24:32.

В переносном смысле:

Чистота Иисуса Христа. 1Пет 1:19.

Жертва, принесенная Христом. Ин 1:29. Откр 5:6.

Как нечто дорогое и любезное. 2Цар 12:3, 2Цар 12:9.

О народе Божием. Ис 5:17, Ис 11:6.

О нестойких в вере. Ис 40:11. Ин 21:15.

О терпении Христа. Ис 53:7. Деян 8:32.

О проповедниках среди безбожия. Лк 10:3.

Об Израиле лишенном покровительства Божия. Ос 4:16.

О суде над нечестивыми. Иер 51:40.

Об истреблении нечестивых. Пс 36:20.

Словарь Никифорова :
(Исх 12:3; козленок, ягненок) — слово употребляемое одинаково о молодых овцах и козлах (Исх 12:5). Еврейским законом точно предписано. чтобы пасхальною жертвою непременно был агнец от овец или коз. В том же самом законе содержатся некоторые особенные частности относительно возраста и свойств агнца (Исх 12:5 и Лев 22:27). Пророк представляет Иисуса Христа под видом агнца. ведомого на заклание и безгласного пред стригущим Его (Ис 53:7) То же самое выражение употребил и Предтеча Христов Иоанн о Господе Иисусе Христе. когда узрел Его грядущим на дело общественного служения роду человеческому (Ин 1:29-36). Наименование Иисуса Христа агнцем указывает на Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость, но особенно и преимущественно оно применяется к Нему, как к великой, умилостивительной жертве за грехи всего рода человеческого. На основании сего в Свящ. Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца (Откр 5:6, Откр 7:9-17). Слова: агнец, агнцы, овцы, употребляются в Св. Писании также в несобственном смысле о других лицах, как например вообще о членах Церкви, об апостолах Христовых, о современных верующих; точно также, как о людях слабых верою, немощных, грешных и т.п. (Иез 34, Ин 0:11, Лк 10:3, Мф 10:16).
Словарь Нюстрема :
Был главным жертвенным животным (Исх 29:38 и дал., Чис 28:9, Чис 29:2, Чис 29:13 и дал.). Поэтому Мессия (помазанник) изображается как Агнец, ведомый на заклание» (Ис 53:7). Иоанн Креститель называет Его «Агнцем Божиим» (Ин 1:29) как непорочную, чистую жертву. Срав. 1Пет 1:19, Откр 5:6, Откр 7:9 и дал.; Откр 12:11, Откр 17:14, Откр 21:23, Откр 22:1. Мы читаем о браке Агнца (Откр 19:7 и дал.), также о невесте Агнца (Откр 21:9).

Слово агнец в симфонии
В Библии слово "агнец" упоминается в 26 стихах.

Быт 22 : 7
И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Исх 12 : 5
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
Чис 7 : 15
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 27
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 33
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 39
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 45
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 51
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 57
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 63
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 69
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 75
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Чис 7 : 81
один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение,
Ис 53 : 7
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
Иер 11 : 19
А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: "положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось".
Ин 1 : 29
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
Ин 1 : 36
И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Деян 8 : 32
А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
Откр 5 : 6
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
Откр 5 : 12
которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.