Словарь Вихлицкого : александрия
С момента самого ее основания в Александрии жило много иудеев. Иудейские ученые, которым покровительствовала династия Птолемеев, выполнили перевод ВЗ на греческий язык, известный как Септуагинта. По мере того как иудейская часть населения росла и богатела, усугублялись этнические конфликты. В 42 г. по Р.Х. вследствие этнических распрей взбунтовавшиеся греки изгнали иудеев из обжитых ими языческих районов города. Успехи иудеев в торговле, в особенности пшеницей, еще более подстегивали антисемитов. В Писании Александрия упоминается редко. Стефан, первый из христианских мучеников, спорил с иудеями«Александрийцами» по поводу мессианства Иисуса (Деян 6:9).
Аполлос, о котором говорится как «муже красноречивом и сведущем в Писаниях» (Деян 18:24), был родом из Александрии. Апостол Павел совершил путешествие в Рим по морю на двух александрийских кораблях (Деян 27:6; Деян 28:11).
Самые ранние исследователи Библии в Александрии, при Василиде и его сыне Исидоре, были преимущественно гностиками. Позже образовалась школа аллегорического толкования, регулярно получавшая поддержку богатых покровителей и действовавшая согласно организованному расписанию. С этой школой прежде всего связывают Климента Александрийского и Оригена. В их учении выделялось три уровня значения в Писании: историческое, этическое и духовное. Позже в Александрии возникло арианство, могущественная ересь, сформулированная александрийским пресвитером Арием. Эта школа отрицала вечное существование Христа, утверждая, что раз Он был зачат, значит, когда-то не существовал. Основным оппонентом ариан был Афанасий, также из Александрии. Прежде всего благодаря его усилиям это еретическое учение было опровергнуто в IV веке, а в 381 г. по Р.Х. Константинопольский собор утвердил Никейский символ веры.
Смотрите также: Александр №1; еллинисты; филон александрийский; эллинизм.
Александрия, город в Египте, основ. Александром Македонским в 331 г. до Р.Х. как противовес Финикии и с целью экономически и идейно привязать государство фараонов к греческой мировой империи. Мысль основать город такого значения на косе между Средиземным морем и оз. Марьют оказалась чрезвычайно удачной. Такое местоположение, во-первых, обеспечивало А. связь с Нилом по судоходным рукавам реки, а во-вторых, местонахождение к западу от дельты Нила было гарантией того, что акватория порта не будет занесена песком, поскольку морское течение имеет здесь вост. направление. На небольшом о-ве Фарос, располож. на подступах к городу, Александр начал сооружение колоссального маяка, который впоследствии стали называть одним из семи чудес света. А. превратилась в крупный центр торговли между Востоком и Западом. Она также служила Египту и хлеботорговым портом, откуда суда, груж. зерном, отправлялись в Рим (Деян 27:6). Кроме того, А. стала одним из главных культурных центров древнего мира.
Библиотека Александрийского Мусейона (700 тыс. книжных свитков) приобрела мировую известность. Живший в А. иуд. философ Филон предпринял попытку привести религию ветхозаветного откровения в согласие с греч. философией. Для этого он обратился к т.наз. аллегорич. истолкованию Писания, предполагавшему в словах ветхозаветных текстов иной, скрытый («подлинный») смысл. Этот метод истолкования применялся как древней Церковью, так и в эпоху средневековья.
В период расцвета А. стала вторым по величине городом Римской империи. Среди ее 700 тыс. жителей были греки, египтяне, римляне и евреи. Языком общения был греч. В среде александрийских иудеев возник греч. перевод ВЗ, получивший известность под назв. → Септуагинта. Иудеи А., которые, согласно Деян 6:9, были среди преследователей Стефана, имели свою синагогу в Иерусалиме. Проповедь Иоанна Крестителя и Иисуса стала известна и в А., о чем свидетельствует появление среди проповедников христианства александрийца Аполлоса (Деян 18:24–28). Согласно Евсевию Кесарийскому, основателем христ. общины в А. и ее первым епископом был евангелист Марк.
Александрия (Αλεξάνδρεια, Ἀλεξανδρεύς; Alexandria, Alescandrinus; Алеѯандріа): Есф. в конце 10-ой гл. по русс. переводу. 3Макк.3:1, 21. Деян.6:9, 18:24, 27:6. – Главный торговый город Египта. Построен Александром Македонским в 332 г. до Р. Хр. Лежит на берегу Средиземного моря в нижнем Египте. Во времена Птоломеев был столичным городом Египта; туда переселялись многие иудеи, и там имели свой Синедрион; впрочем, они никогда совершенно не отделялись в религиозном отношении от Иерусалима. В Александрии была знаменитая библиотека, собранная при Птоломее Филадельфе. При этом же государе в Александрии за 271 год до Р. Хр. семидесятью толковниками составлен был перевод ветхозаветных книг с еврейского языка на греческий. Александрия после Рима, была первым городом в мире, и в первые века христианства была центром Христианского просвещения. Христианство принесено было сюда по преданию еванг. Марком около 59–60 года († 68 г). Во 2-м веке число христиан было здесь уже весьма велико. От Марка производят начало и знаменитого Огласительного Александрийского училища. Во 2-м и 3-м веках были здесь знаменитейшие учители христианские: Пантен, Климент Александрийский († 220 г.), Ориген († 254 г.) и много отсюда выходило пресвященных пастырей и учителей христианских. Но нельзя не заметить, что немало возникало здесь и ложных учений. Здесь распространялось ложное направление гностицизма. Здесь явились неоплатонические философы, здесь начало арианского лжеучения. Здесь (при патриархе Диоскоре) главным образом возникла и сильно потом распространялась ересь монофизитов. Благосостояние Александрии в гражданском отношении возвышалось до 638 года. В это время она подпала под власть арабов и быстро стала клониться к упадку. При мамелюках и турках она потеряла всякое значение. В последнее время Мегмет Али старался снова возвысить ее, и ныне она из числа важнейших торговых мест при Средиземном море. Zell 1. p. 47. Herz. 1. p. 151. 227. 235. 239. Норов. Ч. 1. р. 32–76. сн. Берез. Энц. Слов: Александрия Егип. стр. 442–445.
Птолемей Сотер, первый из этой династии, основал вместе с другими учреждениями знаменитую богатую библиотеку, которая насчитывала 700 000 книг. По смерти царицы Клеопатры (26 г. до Р. Хр.) Александрия подпала под власть римлян; наконец, после тысячелетнего процветания, должна была склониться перед могучим завоевателем, турецким калифом Омаром, в 641 году после Р. Хр. Город все же имел значение, как торговый пункт, до открытия мыса Доброй Надежды в 1497 г.; с этого времени он утратил свое значение. В позднейшее время он опять начал возвышаться и его прекрасная гавань представляет теперь живописную картину. Его народонаселение, состоящее, главным образом, из арабов и египтян, растет из года в год. О прежнем великолепии города свидетельствуют многочисленные развалины, остатки колоннад, храмов и прославленые обелески, которые были вывезены в Лондон в 1878 г. и в Нью-Йорк в 1880 г.
Александрия была центром, откуда распространялось религиозное влияние до и после пришествия Христа. Здесь еврейская литература соприкоснулась с греческой ученостью и подпала под ее влияние, что видно из сочинений философа Филона. Здесь ученые евреи (как говорят, в числе
72) перевели Ветхий Завет на греческий язык. Этот перевод известен под названием перевода «семидесяти толковников» (Septuaginta LXX). Перевод семидесяти распространил между греками знание об истинном Боге и служил основанием для создания языка Нового Завета. Евреи жили в Александрии уже давно в значительном количестве и пользовались большой свободой. Согласно Филону, они населяли 2/5 города, и их число в Александрии и других египетских городах достигло 1 000 000 человек. Евангелие рано проникло в этот мировой город (Деян 18:24), и скоро здесь расцвела жизнеспособная община, основанная, по преданию, евангелистом Марком. Позднее Александрия прославилась катехизической школой с такими учителями, как Климент и Ориген.