Загрузка

Словарь Вихлицкого : астарта

(Звезда) (Суд 2:13; Суд 3:7; Суд 10:6; 1Цар 7:3, 1Цар 7:4; 1Цар 12:10; 1Цар 31:10; 3Цар 11:5, 3Цар 11:33; 3Цар 15:13; 4Цар 17:10; 4Цар 21:7; 4Цар 23:4, 4Цар 23:6, 4Цар 23:7, 4Цар 23:13; 2Пар 33:19; Ис 17:8) — супруга Ваала, богиня неба и царица земли, почитавшаяся у древних финикиян, сирийцев, филистимлян и народов Палестины. Изображалась чаще всего в виде женщины с полумесяцем на голове. Служение ей сопровождалось отдачей (самопожертвованием) молодых женщин (служительниц) всем, приходящим в капище. Это служение так укоренилось у некоторых восточных народов, а особенно в Сирии, что даже средневековые путешественники отмечали навязчивую, легкодоступную любовь местных женщин ко всем гостям. Имя Астарты вошло в названия многих городов (см. Аштароф и др.). (см. также дубрава)
Слово Астарта найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Астарта, Астарты (мн. ч.):

1) в сочетании с Ваалом или Ваалами — общее наименование женского божества у хананеев (Суд 2:13; Суд 10:6; 1Цар 7 и след.; 1Цар 12:10; 1Цар 31:10; 3Цар 11:5; 4Цар 23:13). Судя по названиям городов, в → Библия называет «божеством Сидонским» (3Цар 11:5,33) или презрительно — «мерзостью Сидонской» (4Цар 23:13). Хананейской А. соответствует вавилонско-ассирийская богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее — женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1Цар 31:10) — как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, которую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя — как звезда любви.

В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синодальном переводе — «богиня неба»), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иер 7:18; Иер 44:17–19,25), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. — об А.

В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, которые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города → Аштероф-Карнаим — «Астарта о двух рогах»). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Втор 23:17; 3Цар 14:24; → Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез 23);

2) [еврейское Ашера], богиня, имя которой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива → Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению Бёля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как «владычица моря». Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Таким образом, Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Суд 3 — мн. ч. — МТ: «служили Ашерам»; 3Цар 15 — МТ: «идол Ашеры»; 4Цар 24:4,6−7 — МТ везде: «Ашера»; 2Пар 33 — МТ: «сделал Ашеры»; Синод. пер.: «устроил дубравы»). В 3Цар 18 аряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синодальном переводе — «пророки дубравные»), которые содержались Иезавелью.

1 Еврейское слово келев, «пёс», означало также мужчину, занимающегося проституцией. — Прим. пер.

Словарь собственных имен :

Астарта, (в еврейском тексте читается различно, и именно: а) עַשְׁתֹּרֶת – Asthoreth и עַשְׁתֶּרֶת Asthereth: Нав.24:36. 3Цар.11:5. 4Цар.23:13; б) עַשׁתָּרוֹת – Astharoth и עַשְׁתְּרוֹת Суд.2:13, 10:6. 1Цар.7:3–4, 12, 10:31, 10; в) אֲשֵרָה Aschera: 3Цар.15:13. 4Цар.21:7. 23:4.; г) אֲשֵרוֹת – Ascheroth: Суд.3:7. 2Пар.33:3; д) אֲשֵרִים Ascherim: 4Цар.17:10. 2Пар.33:19. Ис.17:8, 27:9. Иер.17:2; у LXX: Ἀστάρτη, Ἀστάρται, Ἀσταρώθ, Ἄλσος, Δένδρα; в Вульгате: Astarte, Astaroth, lucus, nemus, ligna. – Женское главное божество финикиян и сирийцев, почитаемое и филистимлянами и другими народами. Египтяне обожали ее под именем Астарату; вавилоняне – под именем Мелиты; ассирияне – под именем Иштар; у греков Астарте соответствует Афродита, или Венера. В земле Ханаанской почитание сего божества слишком распространено было еще до Моисея, и потому-то евреям строго предписывалось не вступать в союз с ханаанскими народами и истреблять их идолов, и жертвенники, и изваяния, и рощи, которые насаждались в честь их (Исх.34:12–16. Втор.7:2–6). Но, несмотря на все внушения, евреи, увлекаясь примером язычников, часто предавались этому идолослужению. Уже во времена Судей они служирли Ваалу и Астартам (Суд.2:13, 3:7, 10:6. сн. 1Цар.12:10). Пророк Самуил истреблял это идолослужение (1Цар.7:3–4). Но со времен Соломона, который сам служил этим идолам (3Цар.11:5, 33), до самых последних времен царства Иудейского, оно являлось в обоих царствах (4Цар.17:10, 21:3–7, 23:4, 13. Ис.17:8. 2Пар.33:3, 19). Во время Ахава и в царствование Манасии, в самом храме Иерусалимском был поставлен истукан Астарты, и были жертвенники Ваалу и другим божествам (4Цар.21:3–7). По смерти Иосии, который, подобно Асе (3Цар.15:13), старался об истреблении сего идолослужения (4Цар.23:13), оно снова, по-видимому, появилось под именем служения царице небесной (Иер.7:18, 44:17–19...). –В объяснении этимологии и значения слова «Астарта» толкователи не согласны. Иные, производя от еврейского אָשֵׁר – счастливый, дают ему значение счастья; другие от אָשַׁר или יָשַׁר = прямым быть, честным – значение прямоты и честности, подобно как у Греков Ὀρθία, Ὀρθώσια. Другие, объясняя то с санскритского, то с персидского, то с греческого, дают значение звезды, и в особенности Венеры. Еще иные, производя от עָשַׁר – соединенным быть, усвояют значение сожительницы, супруги, а другие от עָשַׁר – быть богатым, изобиловать, дают значение умножения, прибавления, плодородия, изобилия. Под именем Астарты поклонники ее почитали Луну. Так как Ваал, который часто в Библии поставляется вместе с Астартой, почитаем был за символ божества солнца, как царя неба; так и под именем Астарты почитали луну, усвояя ей название царицы небесной (4Цар.23:4–7. сн. Иер.7:18, 44:17–19...). Лукиан прямо принимаете ее за луну и свидетельствует о великолепнейшем храме ее в Финикии в Сидоне (de Dea Syra § 4). Геродот описываете знаменитый храм ее в Аскалоне (Herod. 1, .105. сн. 1Цар.31:10). Множественное «Астарты» указывает на различные изображения и различных искусственных идолов этой богини. Как множество было Ваалов, так много идолов и изображений и Астарты (Суд.2:11, 13, 3:7, 10:6). Как богиня луны, она изображалась с серпом луны на голове, или лучами или рогами, отсюда рогатая Астарта (сн. Быт.14:5. 1Макк.5:43). В филистимских городах – Иоппии, Аскалоне, Азоте, изображалась в виде женщины с хвостом рыбы вместо ног, в соответствии мужскому филистимскому божеству Дагона. У вавилонян соответствующее финикийской Астарте женское божество известно под именем Мелитты или Мени – богини любви и плодородия (Ис.65:11), у греков – Афродиты или Венеры, у ассириян – Нанеи или Дианы (2Макк.1:13–15). Как богиня луны и как царица неба она почиталась богиней любви, счастья, войны, охоты, плодородия, и пр. – Что касается до слов Ашера, Ашерот, Ашерим, то они правильно переводятся у LXX ἄλσος, в Вульг. lucus, nemus, в слав. Дубравы, у Лют. Haïn. (Исх.34:13. Втор:7:5, 12:3, 16:21. Суд.3:7, 6:25–26, 28:30. 30. 3Цар.14:15, 23, 15:13, 18:19. 4Цар.13:6, 17:10, 16, 18:4, 21:3, 7, 23:4, 6–7, 15. 2Пар.14:3, 15:16, 17:6, 19:3, 24:18, 31:1, 33:19, 34:3–4. 7. Ис.17:8. Иер.17:2. Мих.б:13–14). Такой перевод показывает, что богиню эту чтили в лесах, деревьях и деревянных столбах. Из многих из указанных мест видно, что Ашеры или Астарты были идолы – из дерева, искусственно обделывались и украшались листьями и ветвями, были переделываемы и сжигались. Рощи, дубравы, леса и деревья, посвящаемые этой богине, давали видеть в ней богиню плодородия, и они часто поставляются вместо самой Астарты, нередко соединяясь со словами: Ваал, Ваалы (напр. Суд.3:7, 2:18. 4Цар.21:7, 23:4, 6, 7 и др.). Отсюда в русском переводе слова «Ашера, Ашерот, Ашерим», согласно с греческим переводом, то заменяются словами: Астарта, Астарты (Суд.3:7. 3Цар.15:13, 4Цар.21:7. 23:4–6. 7), то: роща и рощи (Втор.7:5, 12:3, 16:21. Исх.34:13 и др.), то: дубравы (2Пар.33:3. 3Цар.16:33, 18:19. 4Цар.13:6, 18:4), то: священное дерево или просто дерево (Суд.6:25, 26–28, 30), то: статуи, кумиры, изображения Астарты (Ис.17:8. 4Цар.17:10. 2Цар.23:19), и все эти выражения означают одну и ту же богиню. – В чем, собственно, состояло служение этой богине, и какие при этом наблюдались обряды, из Св. Писания не видно. Говорится, впрочем, о жертвах, курениях, возлияниях в честь ее (Иер.44:17–19, 25); говорится о пророках и жрецах идольских, о блудниках, блудницах и домах блудничных (4Цар.28:4–7. Сн. Иез.23:42–44). Св. Писание называет Астарту мерзостью Сидонской (4Цар.23:13), и самый истукан ее מִפְלֶצֶת (3Цар.15:13. 2Пар.15:16), с еврейского означающий ужас, страшилище, может быть, выражает что-нибудь гнусное и постыдное, так как и действительно некоторые так свидетельствуют об этом. Сн. Vulg. на указанные места, Герод. 1, 144. Schleusn: σύνοδος. Fürst 1. p. 771. Как бы то ни было, но из Св. Писания видно, что служение Астарте соединялось и с безнравственными действиями. Сн. 4Цар.23:6–7. Ис.57:7–-8. Ос.4:13–14 и др. Сн. Евсев. Ж. Конст. 111, 55. Ges. р. 805. Für. 2, р. 195, Ackerm, Arch. § 396. p. 458–459. Herz. 1. p. 565–566. Zell, 1. p. 102–103. Keil и Del. на Суд. p. 214. Слов. Верх. 1. стр. 157–159.

Словарь Никифорова :
(Суд 2:13) — главное женское божество у Финикиян и Сирийцев, подобно тому как Ваал был главным мужеским их божеством, почитаемое Филистимлянами и другими народами. Идолослужение Астарте велось с древних времен и было очень распространено. Даже Соломон ввел поклонение этому идолу в самом Иерусалиме (3Цар 11:5-33). Думают что 400 пророков дубравных питающихся от стола Иезавели (3Цар 18:19) состояли на служении означенной богине. Астарта называлась также царицею небес, богинею луны, как Ваал почитался богом солнца, и боготворилась как богиня любви, счастья, войны и пр., изображалась с серпом луны на голове, или с рогами. О ней в Свящ. Писании упоминается обыкновенно с именем Ваала. Свящ. Писание называет Астарту мерзостью Сидонскою (4Цар 23:13), так как служение ей сопровождалось самыми гнусными оргиями и развратом.
Словарь Нюстрема :
Греческое название богини, которой поклонялись некоторые семитские народы. В Вавилоне и Ассирии она называлась Иштар, в Сирии — Атар, в Израиле — Асторет (Аштарот), в Финикии — Астарте, в Абиссинии — Астар. В южной Аравии поклонялись богу мужеского пола п.н. Атар. Астарте поклонялись, как богине-матери. В молитве времен Ассурбанипала (686-627 г. до Р. Хр.) встречается следующее место: «Мал ты был, Ассурбанипал, когда я оставил тебя у божественной царицы Ниневии. Немощен был ты, Ассурбанипал, когда сидел на лоне божественной царицы Ниневии; от двух ее сосцев ты питался, а в двух других ты прятал свое лицо». Астарта изображалась с четырьмя грудями. Этой богине также поклонялись, как царице неба, деве в круге Зодиака (солнечном пути), несущей дитя или колос, или, как богине луны с рогами на голове, животворящей или убивающей, или наконец, как деве — богине охоты и войны, одетой в пламя, с колчаном и луком, стоящей на леопарде, древне-восточной валькирии. При ее храме, кроме жрецов, были блудницы и блудники. Ей во славу некоторые девицы лишали себя невинности, мужчины же ради нее оскопляли себя. Поклонение этой богине сопровождалось всевозможными мерзостями. Ей, как царице неба, дочери Иерусалима пекли пирожки и возжигали курения (Иер 7:18, Иер 44:17 и дал.). Еще во времена Самуила народ израильский поклонялся Астарте (1Цар 7:3). Соломон в угоду своим иноплеменным женам, построил около Иерусалима высоты для жертвоприношения ей (3Цар 11:5, 3Цар 11:33), которые потом были разрушены Иосиею (4Цар 23:1). Города Аштароф и Астероф-Карнаим (Аштарот-Карнаим — Астарта с рогами) получили, по-видимому, свои названия от Астарты. Название последнего города показывает, что тамошний истукан Астарты был снабжен рогами. Астарту смешивают часто с хананейской Ашерой; но последняя была богиней деревьев; Астарта же была богиней звезд. Израильтяне поклонялись одновременно и той, и другой (4Цар 23:7, 4Цар 23:13, 4Цар 23:14). Изображения Астарты выделывались, обыкновенно, из стволов деревьев, которые вколачивались в землю. Иногда они были настолько велики, что дров, получаемых из них, хватало на жертвоприношение Господу (Суд 6:26). В русской Библии соответствующее место не переведено буквально. В Суд 6:25 написано: «сруби священное дерево», тогда как в еврейском подлиннике сказано: «сруби Ашеру» (т.е. изображение Астарты); далее, конец 26 стиха: «всесожжение на дровах дерева, которое срубишь», в еврейском же подлиннике: «всесожжение на кусках Ашеры, которую ты изрубишь». Закон воспрещает делать изображение Ашеры (Астарты) (Русск Библ. «рощи») из каких-либо деревьев (Втор 16:21). В 4Цар 21:7 (евр. подл.) говорится про песель (идол), который в данном месте и есть изображение Астарты. Во 2Пар 15:16 говорится о чудовищном (мифлецет) изображении Астарты.