Словарь Вихлицкого : авессалом
Авессалом был молод и красив и славился своими длинными, пышными волосами (2Цар 14:25-26).
У него была красавица-сестра Фамарь, которую похитил их сводный брат Амнон. Обесчестив Фамарь, Амнон отказался жениться на ней (2Цар 13:1-20).
Авессалом взял оскорбленную сестру к себе, ожидая, что отец, Давид, накажет Амнона за кровосмешение. Два года Авессалом подавлял свой гнев и ненависть, потом задумал отомстить сам. Он устроил пир для царя Давида и князей. Давид не пришел, но Амнон явился на пир и был убит слугами Авессалома после того, как тот напоил его. Потом, страшась гнева царя Давида, Авессалом бежал на другой берег реки Иордан, к царю Фалмаю Гессурскому, отцу своей матери (2Цар 13:21-39).
После трех лет изгнания Авессалома позвали обратно в Иерусалим благодаря усилиям военачальника Давида Иоава и мудрой женщины из Фекои. Через два года он снова завоевал расположение царя (2Цар 14) и начал устраивать заговоры, чтобы захватить престол. Он всячески добивался популярности среди Израильтян, подрывая доверие к своему отцу-царю (2Цар 15:1-6).
Наконец Авессалом восстал против Давида, собрав в Хевроне своих сторонников со всего Израиля. После того как к Авессалому присоединился Ахитофел, один из мудрейших советников Давида, принц объявил себя царем. Узнав о заговоре Авессалома, Давид ничего не смог сделать и покинул Иерусалим (2Цар 15; Пс 3).
Авессалом вошел в Иерусалим без боя, и Ахитофел попросил у него позволения немедленно атаковать Давида с армией в 12 000 человек. Но Хусий, тайный агент Давида при дворе Авессалома, посоветовал Авессалому повременить и поднять против Давида весь народ. Он использовал также лесть, убеждая Авессалома, что тот должен лично возглавить атаку. Авессалом предпочел совет Хусия, и Ахитофел от отчаяния покончил с собой. Тем временем Хусий сообщил о планах Авессалома Давиду через двух священников, Садока и Авиафара. Обладая этой информацией, Давид пересек Иордан и разбил лагерь в Маханаиме (2Цар 16 и 2Цар 17).
Авессалом перевел свои войска через Иордан, чтобы сразиться в лесу Ефремовом. Верными Давиду войсками командовали Иоав, Авесса и Еффей Гефянин, они нанесли поражение силам Авессалома. Авессалом бежал верхом на муле, но его длинные волосы запутались в ветвях дуба, и он повис на них в беспомощности. Иоав, который возглавлял погоню, настиг Авессалома и убил его. Люди Иоава бросили его тело в глубокую яму и набросали сверху кучу камней (2Цар 18:1-18).
Смерть Авессалома потрясла Давида, который всем приказывал пощадить его. Давид стенал: «Сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2Цар 18:33).
В горе Давид даже не замечал, что угроза отведена и бунт подавлен, пока Иоав не напомнил ему, что соратники рисковали жизнью ради него, Давида (2Цар 19:1-8). Смотрите: Давид.
Авессалом [еврейское Авшалом, «отец — это мир/отец мира»]. В 3Цар 15:2,10 в евр. тексте значится «Авишалом». Третий сын Давида, родившийся в Хевроне от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая (2Цар 3:3), т.е. и по материнской линии А. имел цар. происхождение. Наделенный необычайной красотой и великолепными волосами (2Цар 14 и след.), А. внешне являл идеальный образ царя. Уже в молодости он попытался за спиной отца склонить израильтян на свою сторону (2Цар 15:1–6). Однако над жизнью А. с самого начала нависла тень вины его отца и Божьего суда над Давидом за совершенное прелюбодеяние и убийство Урии (2Цар 12:9–11).
Излишне снисходит отцовская любовь Давида усиливает действие вины и меру суда: когда старший сын Давида Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь, Давид оставил это безнаказанным. Но через два года А. пригласил Амнона на праздник стрижки овец и распорядился убить его. После этого А. бежал к своему деду в Гессур, располож. вост. Геннисаретского озера. Давид был опечален, но ничего не предпринял (2Цар 13:1). Через три года Иоав, воспользовавшись любовью Давида к А., уговорил царя оправдать А., что дало возможность последнему безнаказанно вернуться в Иерусалим. Со стороны это выглядит так, как если бы Давид только исполнил просьбу Иоава. Сначала А. не был принят ко двору, но через два года офиц. добился полного примирения (2Цар 14:1).
Вернув себе прежнюю свободу, А. завел личную охрану и начал «вкрадываться в сердце Израильтян» (2Цар 15:6), обещая им лучшее правосудие, чем при его отце. Централизация власти при царе Давиде, вероятно, вызвала некоторое недовольство, что было выгодно А. Через 4 года он решил, что его время пришло. Заговорщики собрались в Хевроне. Самым опасным и способным среди них был Ахитофел, советник Давида, дед Вирсавии. Получив известие о восстании, Давид со своим двором и надежным войском покинул Иерусалим, оставив там преданных ему священников и своего доверенного Хусия архитянина (2Цар 15:1; ср. Пс 3:1). По совету Ахитофела, А. на глазах у всех вошел к наложницам Давида. Так он формально вступил в права наследника Давида, окончат. отказался от всякого примирения (2Цар 16 и след.) и, одноврем., исполнил Божий суд над Давидом. Теперь Ахитофел советует отправиться в погоню за Давидом во главе отряда отборных воинов и убить царя. Совет был мудрый, но из-за присущей ему неуверенности А. просил совета и у Хусия. Тот, втайне смеясь над честолюбием А., предложил не рисковать, а действовать наверняка и отказаться от нападения на царя небольшим войском. А. позволил заманить себя в эту ловушку и, таким образом, в первый же вечер своего правления утратил все шансы на успех. В этом открылся Божий суд над А. Ахитофел сразу же осознал безнадежность положения и кончил жизнь самоубийством. Хусий через священников Садока и Авиафара предостерег Давида, и, перейдя через Иордан, царь избежал опасности (2Цар 17:1). А. собрал свои войска и последовал за Давидом, который пришел в Маханаим.
Войска встретились в сражении в лесу Ефремовом, и А., понеся большие потери, потерпел поражение. Спасаясь бегством на муле, А. запутался волосами в ветвях большого дуба и повис. Его, живого, но беспомощного, нашел Иоав и, нарушая приказ Давида о даровании А. пощады, вонзил в его сердце три стрелы. Десять оруженосцев Иоава добили А. и бросили в яму, набросав сверху кучу камней (2Цар 18). Боль Давида не знала границ, и только когда жестокий Иоав пригрозил ему новым отпадением, царь сел у ворот, чтобы встретить победителей (2Цар 19 и след.). У А. было три сына (2Цар 14:27), которые, вероятно, умерли молодыми, поскольку он сам поставил себе памятник в долине царей, обосновав этот поступок словами «нет у меня сына» (2Цар 18:18). Его дочь, назв. им Фамарью в честь сестры, вероятно, была женой Уриила из Гивы и бабушкой царя Авии (2Цар 14:27; 2Пар 11:20–22; 2Пар 13:2; → Авия (4) → Мааха).
Авессалом (אַבְשָלוֹם и אַבְשָלֹם = отец мира; Ἀβεσσαλώμ: Absalom; А҆вессалѡ́мъ):
1) сын Давида и Маахи (2Цар 3:3), отличался красотой, приятностью в обращении и пышными красивыми волосами, которые ежегодно стриг, и которые весили 200 сиклей (2Цар 14:26). Когда Амнон, другой из сыновей царя, обесчестил его сестру Фамарь, Авессалом приказал слугам убить его и после этого убежал в Гессур, где царствовал его дядя Фалмай. Спустя 3 года Давид, по просьбе Иоава, дозволил ему возвратиться в Иерусалим и, наконец, помиловал его (2Цар 14:1). Авессалом злоупотребил добротой Давида: он восстанавливал подданных против отца, к которому они приходили судиться. Льстивыми словами и обращением он вкрадывался в сердца израильтян и допустил в Хевроне выбрать себя царем (2Цар 15:1). После этого Давид удалился из Иерусалима. Авессалом преследовал его: произошло сражение, в котором войска Авессалома были разбиты и он сам бежал на муле. Когда мул мчался под ветвями большого дуба, Авессалом зацепился волосами в сучьях и повис между небом и землей, а мул убежал. Иоав и его воины, найдя Авессалома, убили его и закопали в лесу, накидав груду камней над его могилой. Давид горько оплакивал жалкий конец своего несчастного сына (2Цар 18:1).
2) 3Цар 15:2, 3Цар 15:10, сравни: 2Пар 11:20.