Словарь Вихлицкого : авраам
Жизнь Авраама. История Аврама начинается в Быт. 11, где рассказывается его родословная (Быт 11:26-32).
Фарра, отец Аврама, был назван в честь лунного божества, которому поклонялись в Уре. У Фарры было три сына: Аврам, Нахор и Аран. Аран, отец Лота, умер до того, как семья покинула Ур. Фарра взял Лота, Аврама и его жену Сару с собой из Ура в Ханаан, но сам осел в городе Харран (Быт 11:31).
В Деян 7:2-4 утверждается, что Авраам услышал зов Бога, Который повелел ему отправиться в новую землю, еще когда находился в Уре. Очень важный для истории жизни Аврама момент указан в Быт 11:30: «Сара была неплодна и бездетна». Именно с бесплодием Сары была связана великая драма веры, обетования и его исполнения в жизни Аврама и Сары. После смерти Фарры Бог велел Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе». Это повеление было основной «завета», в котором Бог обещал Авраму сделать его родоначальником нового народа в новой земле (Быт 12:1-3).
Аврам, веря обещанию Бога, покинул Харран в возрасте 74 лет. По прибытии в Ханаан он сначала отправился в Сихем, царскую столицу Ханаана, расположенную между горой Гаризим и горой Гевал. У дубравы Море, святыни хананеев, ему явился Бог (Быт 12:7).
Аврам построил жертвенник в Сихеме, потом перебрался в близлежащий Вефиль и там тоже построил жертвенник Господу (Быт 12:8).
Выражение «призвал имя Господа» означает не просто молитву. Аврам сделал заявление, провозгласив хананеям в центре их нечестивого поклонения, что Бог — реален. Позже Аврам поселился в Хевроне у дубравы Мамре, где снова воздвиг жертвенник для поклонения Богу. Еще одно благословение, дарованное в видении (Быт 15:1), побудило Аврама воскликнуть, что у него все еще нет детей и что его наследник — Елиезер из Дамаска (Быт 15:2).
Найденные в Нузи исторические свидетельства помогли прояснить это утверждение, которое в противном случае оставалось бы непонятным. Согласно урскому обычаю, бездетная чета могла усыновить наследника, если сделать это позволяло их состояние и общественное положение. Наследник, которым часто становился раб, должен был позаботиться о погребении и оплакивании своих приемных родителей. Разумеется, если после усыновления раба рождался законный наследник, он занимал его место. Таким образом, ответ Бога Авраму вполне уместен: «Не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» (Быт 15:4).
Бог заключил тогда завет с Аврамом, обещая ему наследника, народ и землю. Авраму было 86 лет, когда родился Измаил. Когда Авраму было 99, Господь снова явился старому патриарху и снова подтвердил Свое обещание о сыне и благословении (Быт 17).
Обрезание стало знаком отношений завета (Быт 17:9-14), и именно тогда имена Аврама и Сары были изменены на Авраама и Сарру (Быт 17:5,15).
Когда Бог обещал Аврааму еще одного сына, патриарх рассмеялся: «И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт 17:17).
В Быт 18-19 рассказывается о полном уничтожении двух городов в долине реки Иордан, Содома и Гоморры. Быт. 18 начинается с повествования о том, как три незнакомца искали укрытия от солнечных лучей. Авраам предложил им воды и хлеба. Оказалось, что это не обычные гости, но Ангел Господень и с Ним два других ангела (Быт 18:1-2; Быт 19:1).
Есть основания считать, что Ангел Господень был Самим Богом (Быт 18:17,33).
Еще одно упоминание об обещанном сыне вызвало у Сарры недоверчивый смех, потом она отрицала, что засмеялась (Быт 18:12-15). Быт 21-23 — кульминация истории Авраама. Наконец, когда Аврааму было ровно 100, а его жене — 90, «сделал Господь Сарре, как говорил» (Быт 21:1).
Чета стариков не могла сдержать радости, когда у них родился долгожданный сын. Прежде Авраам и Сарра в ответ на Божьи обещания смеялись, потому что не верили; теперь же они смеялись от радости, ибо оказалось, что Бог «смеется последним». Ребенка, родившегося как раз в обещанное Богом время, назвали Исааком («он смеется!»).
Сарра сказала: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт 21:6).
Но смех по поводу рождения Исаака совершенно стихает в Быт. 22, где Бог подвергает проверке веру Авраама, веля ему принести Исаака в жертву. Только представив себе, как Авраам 25 лет ждал обещанного Богом сына, можно понять, каким это было для него тяжким душевным испытанием. Когда нож уже был занесен, и только тогда, ангел Божий нарушил молчание небес возгласом: «Авраам!» (Быт 22:11).
Имя обетования, «отец множества народов», обрело особое значение, когда сын Авраама остался жив и смысл испытания был объяснен: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22:12).
Данные слова Бога сопровождаются обещанием, которое зашифровано в появлении овна, запутавшегося в чаще рогами. Господь дал другую жертву — замести Путешествие Аврама в Ханаан. Аврам, Сара и Лот прибыли из Ура Халдейского в Ханаан через Харран. Это место получило название «Господь усмотрит», а этот эпизод христиане обычно считают предсказанием того, что Бог пошлет Своего единственного Сына, Иисуса Христа, пожертвовать Собою за грехи мира.
Смотрите также: завет, Израиль, история, лоно Авраамово; патриархальный период; Сарра, №1.
Авраам [еврейское Аврахам].
I. Имя патриарха первоначально звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам — «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 Авраам истолковывается как «отец множества» [еврейское ав-хамон]. Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х.
II. Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Авраама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках Авраама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ. представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половиной II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил примерно с 2000 до 1800 г. до Р.Х.
III. Авраам был сыном Фарры из рода Сима. У Авраама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена Авраама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей, была его сводной сестрой (Быт 20:12). Фарра вместе с Авраамом, Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет Авраам последовал дальше, к первоначальной цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4). По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры.
IV. Авраам отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1–3), который вывел его из Ура Халдейского (ср. Быт 15:7; Неем 9 и Деян 7:2–4). Призывая Авраама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем — «все племена земные» (Быт 12:3). Вероятно, Авраам следовал из Харрана через Дамаск (примечат., что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За искл. Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидетельствует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане Авраам не обрел постоянного места жительства (→ Шатер). Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю. После этого Авраам отправляется в местность, расположенную между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру. Возвратясь на юг Ханаана, Авраам вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, которую тот сам выбрал. Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение Аврааму и его потомкам всю Ханаанскую землю, и Авраам располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне. Авраам заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, Авраам освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и Авраам отдает ему десятину от своей воен. добычи (Быт 14).
V. Авраам получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл. потомство. Авраам поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15 и след.). Обещание дать землю заверяется торжественным заключением завета между Богом и Авраамом. Авраам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); таким образом, когда Аврааму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16 и след.). Через 13 лет (Быт 17 и след.) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, которая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником Авраама. При этом Авраам принял знамение завета — обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам» (ср. I). Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама Лот был спасен (Быт 18). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (Быт 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего Авраама родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению Авраам отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1–21). В Вирсавии («колодец клятвы») Авраам заключил союз с герарским царем Авимелехом и еще долгое время оставался в этих местах. Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Авраам повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17–19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат. подтверждает все обетования, данные Аврааму, который вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).
VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, Авраам купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (Быт 23). Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (→ Деньги). Этот участок был единственной земельной собственностью, приобретенной Авраамом. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ. во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см. IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), располож. вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии Авраам взял в жены Хеттуру, которая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25 и след.). Всех своих наложниц (и их сыновей) Авраам отослал прочь. Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле.
VII. У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23,27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к «князю Божию» (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22–32). Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама. Не исключено, что письм. свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытие (→ Пятикнижие Моисея).
VIII. Господь избрал Авраама быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; Быт 17:4–8; Ис 51:2), Божьего народа среди проч. народов. На это избрание Авраам отвечает послушанием (Быт 12:4) и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (ср. Гал 3:29; → Жилище, III). Вера Авраама подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6–14; Евр 11:8–19; Иак 2:21–24). → Праотец, патриарх.
Авраам, Исаак и Иаков (Быт.12:1–3, 18:18–19, 26:3–5, 28:13–14, 32:9, 35:1–15, 50:24. Исх.3:6, 15–16, 4:5, 32:13. 3Цар.18:36. 4Цар.13:23. 1Пар.29:18. Тов.4:12. Иудфь.8:26. Иер.33:26. Вар.2:34. Мф.8:11, 22:32. Лк.1:54–56. 13:28, 20:37. Деян.3:13, 5:30, 7:32 и др.). – Избравши Авраама для сохранения веры на земле и заключивши Завет свой с ним, Бог повторил потом обетования свои и Исааку, и Иакову. Отсюда патриархи эти часто поставляются в Св. Писании вместе, не только как родоначальники народа еврейского, но и как приемники и хранители Божественных Заветов и обетований, и как великие подвижники веры и благочестия, и как ходатаи и заступники наши пред Богом, своей верой и добродетелями приобретшие особенную благодать у Бога. Посему имена их повторяются в Св. Писания и при явлениях и откровениях Божиих людям (напр. Исх.3:6, 15–16), и при излиянии молитвенных чувств пред Богом людей благочестивых (напр. Исх.32:13. 1Пар.29:18. 3Цар.18:36. Дан.3 35. Лк.1:54–55): и при разных других событиях и обстоятельствах (напр. Быт.50:24. Иудфь.8:26. Мф.8:11. Лк.13:28. Деян.3:13, 5:30. и др). См. Бог.