Загрузка

Словарь Вихлицкого : авраам

(Отец множества) — праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога. Сын Фарры, потомок Сима, он родился в Уре халдейском (в нижнем течении реки Евфрат) примерно за 1950 лет до РХ. В возрасте 70 лет он с отцом, с женой Сарой, братом Нахором и племянником Лотом переселился в Харан (в среднем междуречье). Затем, в 75 лет по призыву Божию он переселился в Ханаан с Сарой и Лотом. Из-за голода он на некоторое время уходил в Египет, но потом вернулся и обосновался в Мамре. Здесь от него отделился Лот. Возвращаясь после освобождения Лота из рук его похитителей, он встретил Мелхиседека, который благословил его. В это время ему снова Богом было подтверждено обетование о наследнике, в котором благословятся его многочисленные потомки, и было предсказано четырехсотлетнее пленение в Египте. В 86 лет у него от Агари родился Измаил, а через 13 лет ему снова явился Бог, подтвердил Свое обетование о наследнике, заключил с ним союз обрезания, переменил его имя с Аврама на Авраам и имя его жены с Сары на Сарру и явил Свое могущество, покарав Содом и Гоморру. Через год родился Исаак. Когда Исааку было около 20 лет, Бог испытал веру Авраама, повелев ему принести его в жертву всесожжения. Когда Исааку было 37 лет, умерла Сарра (на 127 году жизни) и Авраам женился на Хеттуре (но, возможно, еще при жизни Сарры), от которой имел несколько сыновей. Авраам умер, когда ему было 175 лет, и был похоронен Исааком и Измаилом в той же пещере, в которой была похоронена Сарра.
Слово Авраам найдено в следующих словарях:
Большой библейский словарь :
«Отец множества» (abraham) Один из самых важных героев Библии, которого Бог призвал из города Ур, чтобы он стал родоначальником собственного Божьего народа. Изначально Авраама звали Аврамом, что значит «отец его возвышен». Родители, давшие ему это имя, по-видимому, были приверженцами лунного культа, существовавшего в Уре, так что бог-отец, которому было посвящено его прежнее имя, мог быть богом луны или другим языческим божеством. Без сомнения, Бог сменил имя Аврама на Авраам (Быт 17:5) отчасти для того, чтобы ознаменовать решительный отказ от языческих корней. Это новое имя, истолкованное в тексте Библии как «отец множества народов», указывало также на обещание Бога Аврааму, что у него будет множество потомков, и было существенной проверкой его веры в Бога — потому что к тому моменту ему самому уже исполнилось 99 лет, а его бездетной жене 90 (Быт 11:30; Быт 17:1).

Жизнь Авраама. История Аврама начинается в Быт. 11, где рассказывается его родословная (Быт 11:26-32).

Фарра, отец Аврама, был назван в честь лунного божества, которому поклонялись в Уре. У Фарры было три сына: Аврам, Нахор и Аран. Аран, отец Лота, умер до того, как семья покинула Ур. Фарра взял Лота, Аврама и его жену Сару с собой из Ура в Ханаан, но сам осел в городе Харран (Быт 11:31).

В Деян 7:2-4 утверждается, что Авраам услышал зов Бога, Который повелел ему отправиться в новую землю, еще когда находился в Уре. Очень важный для истории жизни Аврама момент указан в Быт 11:30: «Сара была неплодна и бездетна». Именно с бесплодием Сары была связана великая драма веры, обетования и его исполнения в жизни Аврама и Сары. После смерти Фарры Бог велел Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе». Это повеление было основной «завета», в котором Бог обещал Авраму сделать его родоначальником нового народа в новой земле (Быт 12:1-3).

Аврам, веря обещанию Бога, покинул Харран в возрасте 74 лет. По прибытии в Ханаан он сначала отправился в Сихем, царскую столицу Ханаана, расположенную между горой Гаризим и горой Гевал. У дубравы Море, святыни хананеев, ему явился Бог (Быт 12:7).

Аврам построил жертвенник в Сихеме, потом перебрался в близлежащий Вефиль и там тоже построил жертвенник Господу (Быт 12:8).

Выражение «призвал имя Господа» означает не просто молитву. Аврам сделал заявление, провозгласив хананеям в центре их нечестивого поклонения, что Бог — реален. Позже Аврам поселился в Хевроне у дубравы Мамре, где снова воздвиг жертвенник для поклонения Богу. Еще одно благословение, дарованное в видении (Быт 15:1), побудило Аврама воскликнуть, что у него все еще нет детей и что его наследник — Елиезер из Дамаска (Быт 15:2).

Найденные в Нузи исторические свидетельства помогли прояснить это утверждение, которое в противном случае оставалось бы непонятным. Согласно урскому обычаю, бездетная чета могла усыновить наследника, если сделать это позволяло их состояние и общественное положение. Наследник, которым часто становился раб, должен был позаботиться о погребении и оплакивании своих приемных родителей. Разумеется, если после усыновления раба рождался законный наследник, он занимал его место. Таким образом, ответ Бога Авраму вполне уместен: «Не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» (Быт 15:4).

Бог заключил тогда завет с Аврамом, обещая ему наследника, народ и землю. Авраму было 86 лет, когда родился Измаил. Когда Авраму было 99, Господь снова явился старому патриарху и снова подтвердил Свое обещание о сыне и благословении (Быт 17).

Обрезание стало знаком отношений завета (Быт 17:9-14), и именно тогда имена Аврама и Сары были изменены на Авраама и Сарру (Быт 17:5,15).

Когда Бог обещал Аврааму еще одного сына, патриарх рассмеялся: «И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт 17:17).

В Быт 18-19 рассказывается о полном уничтожении двух городов в долине реки Иордан, Содома и Гоморры. Быт. 18 начинается с повествования о том, как три незнакомца искали укрытия от солнечных лучей. Авраам предложил им воды и хлеба. Оказалось, что это не обычные гости, но Ангел Господень и с Ним два других ангела (Быт 18:1-2; Быт 19:1).

Есть основания считать, что Ангел Господень был Самим Богом (Быт 18:17,33).

Еще одно упоминание об обещанном сыне вызвало у Сарры недоверчивый смех, потом она отрицала, что засмеялась (Быт 18:12-15). Быт 21-23 — кульминация истории Авраама. Наконец, когда Аврааму было ровно 100, а его жене — 90, «сделал Господь Сарре, как говорил» (Быт 21:1).

Чета стариков не могла сдержать радости, когда у них родился долгожданный сын. Прежде Авраам и Сарра в ответ на Божьи обещания смеялись, потому что не верили; теперь же они смеялись от радости, ибо оказалось, что Бог «смеется последним». Ребенка, родившегося как раз в обещанное Богом время, назвали Исааком («он смеется!»).

Сарра сказала: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт 21:6).

Но смех по поводу рождения Исаака совершенно стихает в Быт. 22, где Бог подвергает проверке веру Авраама, веля ему принести Исаака в жертву. Только представив себе, как Авраам 25 лет ждал обещанного Богом сына, можно понять, каким это было для него тяжким душевным испытанием. Когда нож уже был занесен, и только тогда, ангел Божий нарушил молчание небес возгласом: «Авраам!» (Быт 22:11).

Имя обетования, «отец множества народов», обрело особое значение, когда сын Авраама остался жив и смысл испытания был объяснен: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22:12).

Данные слова Бога сопровождаются обещанием, которое зашифровано в появлении овна, запутавшегося в чаще рогами. Господь дал другую жертву — замести Путешествие Аврама в Ханаан. Аврам, Сара и Лот прибыли из Ура Халдейского в Ханаан через Харран. Это место получило название «Господь усмотрит», а этот эпизод христиане обычно считают предсказанием того, что Бог пошлет Своего единственного Сына, Иисуса Христа, пожертвовать Собою за грехи мира.

Смотрите также: завет, Израиль, история, лоно Авраамово; патриархальный период; Сарра, №1.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Авраам [еврейское Аврахам].

I. Имя патриарха первоначально звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам — «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 Авраам истолковывается как «отец множества» [еврейское ав-хамон]. Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х.

II. Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Авраама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках Авраама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ. представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половиной II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил примерно с 2000 до 1800 г. до Р.Х.

III. Авраам был сыном Фарры из рода Сима. У Авраама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена Авраама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей, была его сводной сестрой (Быт 20:12). Фарра вместе с Авраамом, Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет Авраам последовал дальше, к первоначальной цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4). По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры.

IV. Авраам отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1–3), который вывел его из Ура Халдейского (ср. Быт 15:7; Неем 9 и Деян 7:2–4). Призывая Авраама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем — «все племена земные» (Быт 12:3). Вероятно, Авраам следовал из Харрана через Дамаск (примечат., что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За искл. Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидетельствует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане Авраам не обрел постоянного места жительства (→ Шатер). Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю. После этого Авраам отправляется в местность, расположенную между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру. Возвратясь на юг Ханаана, Авраам вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, которую тот сам выбрал. Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение Аврааму и его потомкам всю Ханаанскую землю, и Авраам располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне. Авраам заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, Авраам освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и Авраам отдает ему десятину от своей воен. добычи (Быт 14).

V. Авраам получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл. потомство. Авраам поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15 и след.). Обещание дать землю заверяется торжественным заключением завета между Богом и Авраамом. Авраам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); таким образом, когда Аврааму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16 и след.). Через 13 лет (Быт 17 и след.) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, которая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником Авраама. При этом Авраам принял знамение завета — обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам» (ср. I). Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама Лот был спасен (Быт 18). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (Быт 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего Авраама родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению Авраам отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1–21). В Вирсавии («колодец клятвы») Авраам заключил союз с герарским царем Авимелехом и еще долгое время оставался в этих местах. Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Авраам повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17–19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат. подтверждает все обетования, данные Аврааму, который вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, Авраам купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (Быт 23). Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (→ Деньги). Этот участок был единственной земельной собственностью, приобретенной Авраамом. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ. во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см. IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), располож. вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии Авраам взял в жены Хеттуру, которая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25 и след.). Всех своих наложниц (и их сыновей) Авраам отослал прочь. Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле.

VII. У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23,27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к «князю Божию» (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22–32). Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама. Не исключено, что письм. свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытие (→ Пятикнижие Моисея).

VIII. Господь избрал Авраама быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; Быт 17:4–8; Ис 51:2), Божьего народа среди проч. народов. На это избрание Авраам отвечает послушанием (Быт 12:4) и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (ср. Гал 3:29; → Жилище, III). Вера Авраама подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6–14; Евр 11:8–19; Иак 2:21–24). → Праотец, патриарх.

Словарь собственных имен :

Авраам, Исаак и Иаков (Быт.12:1–3, 18:18–19, 26:3–5, 28:13–14, 32:9, 35:1–15, 50:24. Исх.3:6, 15–16, 4:5, 32:13. 3Цар.18:36. 4Цар.13:23. 1Пар.29:18. Тов.4:12. Иудфь.8:26. Иер.33:26. Вар.2:34. Мф.8:11, 22:32. Лк.1:54–56. 13:28, 20:37. Деян.3:13, 5:30, 7:32 и др.). – Избравши Авраама для сохранения веры на земле и заключивши Завет свой с ним, Бог повторил потом обетования свои и Исааку, и Иакову. Отсюда патриархи эти часто поставляются в Св. Писании вместе, не только как родоначальники народа еврейского, но и как приемники и хранители Божественных Заветов и обетований, и как великие подвижники веры и благочестия, и как ходатаи и заступники наши пред Богом, своей верой и добродетелями приобретшие особенную благодать у Бога. Посему имена их повторяются в Св. Писания и при явлениях и откровениях Божиих людям (напр. Исх.3:6, 15–16), и при излиянии молитвенных чувств пред Богом людей благочестивых (напр. Исх.32:13. 1Пар.29:18. 3Цар.18:36. Дан.3 35. Лк.1:54–55): и при разных других событиях и обстоятельствах (напр. Быт.50:24. Иудфь.8:26. Мф.8:11. Лк.13:28. Деян.3:13, 5:30. и др). См. Бог.


Слово авраам в симфонии
В Библии слово "авраам" упоминается в 102 стихах.

Быт 17 : 5
и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
Быт 17 : 17
И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
Быт 17 : 18
И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
Быт 17 : 23
И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.
Быт 17 : 24
Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
Быт 17 : 26
В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
Быт 18 : 6
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
Быт 18 : 7
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
Быт 18 : 11
Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
Быт 18 : 16
И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их.
Быт 18 : 22
И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
Быт 18 : 23
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
Быт 18 : 27
Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
Быт 18 : 29
Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
Быт 18 : 30
И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
Быт 18 : 31
Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
Быт 18 : 32
Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
Быт 18 : 33
И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Быт 19 : 27
И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа,
Быт 20 : 1
Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре.