Словарь Вихлицкого : ефод
Ефод [еврейское Эфод]:
1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из которых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых (Исх 28:6–14; Исх 39:2–7). На Е. золотыми цепочками крепился → наперсник, в котором находились урим и туммим (Исх 28:30) — два камня, с помощью которых испрашивали волю Господа. По-видимому, именно в этой связи упоминается Е. в 1Цар 23:6–23; 1Цар 30 и след. (→ Урим и туммим);
2) простой льняной Е. (эфод бад), который принадлежал к облачению прочих священников (1Цар 22:18). Такой Е. носил юный Самуил (1Цар 2:18). В Е. был облачен и → Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим (4Цар 6:14);
3) на ассирийских клинописных табличках XIX в. до Р.Х. и в угаритских текстах XV в. до Р.Х. упоминается эпаду — одежда, которую носили преимущ. женщины;
4) в некоторых местах Библии Е. упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) — Суд 17:5; Суд 18:14,17–31; Ос 3:4. В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возможно, о самом идоле (Суд 8:27);
5) отец Ханниила, князя из колена Манассии (Чис 34:23).
ЕФОД (наплечие) — отец Ханиила, бывшего у Манассиян князем во время раздела обетованной земли (Числ. 34:23).
Ефод (אֵפֹד – от אָפַד = окутывание, облачение, одежда, особенно известный ефод первосвященников; Ὀυφίδ, Σουφί; Ephod; Суфідъ): Числ.34:23. – Отец Хавниила, князя от колена Манассиина, назначенного для раздела земли обетованной во дни Моисея (сн. ст. 17, 29).
Символ священнической должности. Ос 3:4.
Носили:
Первосвященник. 1Цар 2:28, 1Цар 14:3.
Священники. 1Цар 22:18.
Вообще служители алтаря. 1Цар 2:18; 2Цар 6:14.
Обыкновенно льняной. 1Цар 2:18; 2Цар 6:14.
Для первосвященника:
Повеление заготовить. Исх 28:4.
Сделан из материала, пожертвованного народом. Исх 25:4, Исх 25:7.
Сделан из золота, голубой, пурпуровой и червленой шерсти и т. д. Исх 28:6, Исх 39:2, Исх 39:3.
На нарамниках ефода два камня оникс с именами 12 колен Израилевых. Исх 28:7, Исх 28:9−12, Исх 39:4, Исх 39:6, Исх 39:7.
Имел пояс искусной работы. Исх 28:8.
Наперсник судный неразрывно соединен с ефодом Исх 28:25−28, Исх 39:20, Исх 39:21.
Носили на верхней ризе. Исх 28:31. Лев 8:7.
Опоясывали специальным поясом. Лев 8:7.
Носили, когда испрашивали совета Божия. 1Цар 23:6, 1Цар 23:9−12, 1Цар 30:7, 1Цар 30:8.
И идолопоклоннические священники носили ефоды Суд 8:27, Суд 17:5, Суд 18:14.
Израиль за грехи свои останется без ефода Ос 3:4.
Поверх ефода первосвященник одевал урим и туммим. В 1Цар 23:6, 1Цар 30:7 и дал. написано, что Давид употреблял первосвященнический ефод, чтобы узнать волю Божию, вероятно при помощи урима и туммима.
Суеверие придавало большое значение этой одежде. Во время идолослужения употребляли одежды, представлявшие точную копию ефода. Гедеон сделал ефод из мадиамской добычи и этот ефод ввел всего Израиля в идолослужение (Суд 8:27). Подобным же образом согрешил Миха, живший на Ефремовой горе (Суд 17:5, Суд 18:14).