Загрузка

Словарь Вихлицкого : ефод

(Исх 25:7; Исх 28:4,6,8,12,15,27,28,31; Исх 29:5; Исх 39:2,5,7,18,22; Лев 8:7; Суд 8:27; Суд 17:5; Суд 18:14,17,18,20; 1Цар 2:18, 1Цар 2:28; 1Цар 14:3; 1Цар 21:9; 1Цар 22:18; 1Цар 23:6,9; 1Цар 30:7; 2Цар 6:14; Ос 3:4) — верхняя одежда (накидка) священника, без рукавов, состоявшая из двух (передней и задней) половин, соединенных на плечах нарамниками (наплечниками). Ефод первосвященника делался из дорогой, золотом шитой ткани, как и наперсник. Ефод же священников делался из льняного полотна.
Слово Ефод найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Ефод [еврейское Эфод]:

1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из которых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых (Исх 28:6–14; Исх 39:2–7). На Е. золотыми цепочками крепился → наперсник, в котором находились урим и туммим (Исх 28:30) — два камня, с помощью которых испрашивали волю Господа. По-видимому, именно в этой связи упоминается Е. в 1Цар 23:6–23; 1Цар 30 и след. (→ Урим и туммим);

2) простой льняной Е. (эфод бад), который принадлежал к облачению прочих священников (1Цар 22:18). Такой Е. носил юный Самуил (1Цар 2:18). В Е. был облачен и → Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим (4Цар 6:14);

3) на ассирийских клинописных табличках XIX в. до Р.Х. и в угаритских текстах XV в. до Р.Х. упоминается эпаду — одежда, которую носили преимущ. женщины;

4) в некоторых местах Библии Е. упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) — Суд 17:5; Суд 18:14,17–31; Ос 3:4. В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возможно, о самом идоле (Суд 8:27);

5) отец Ханниила, князя из колена Манассии (Чис 34:23).

Люди в Библии :

ЕФОД (наплечие) — отец Ханиила, бывшего у Манассиян князем во время раздела обетованной земли (Числ. 34:23).

Словарь собственных имен :

Ефод (אֵפֹד – от אָפַד = окутывание, облачение, одежда, особенно известный ефод первосвященников; Ὀυφίδ, Σουφί; Ephod; Суфідъ): Числ.34:23. – Отец Хавниила, князя от колена Манассиина, назначенного для раздела земли обетованной во дни Моисея (сн. ст. 17, 29).

Словарь Геце :

Символ священнической должности. Ос 3:4.

Носили:

Первосвященник. 1Цар 2:28, 1Цар 14:3.

Священники. 1Цар 22:18.

Вообще служители алтаря. 1Цар 2:18; 2Цар 6:14.

Обыкновенно льняной. 1Цар 2:18; 2Цар 6:14.

Для первосвященника:

Повеление заготовить. Исх 28:4.

Сделан из материала, пожертвованного народом. Исх 25:4, Исх 25:7.

Сделан из золота, голубой, пурпуровой и червленой шерсти и т. д. Исх 28:6, Исх 39:2, Исх 39:3.

На нарамниках ефода два камня оникс с именами 12 колен Израилевых. Исх 28:7, Исх 28:9−12, Исх 39:4, Исх 39:6, Исх 39:7.

Имел пояс искусной работы. Исх 28:8.

Наперсник судный неразрывно соединен с ефодом Исх 28:25−28, Исх 39:20, Исх 39:21.

Носили на верхней ризе. Исх 28:31. Лев 8:7.

Опоясывали специальным поясом. Лев 8:7.

Носили, когда испрашивали совета Божия. 1Цар 23:6, 1Цар 23:9−12, 1Цар 30:7, 1Цар 30:8.

И идолопоклоннические священники носили ефоды Суд 8:27, Суд 17:5, Суд 18:14.

Израиль за грехи свои останется без ефода Ос 3:4.

Словарь Никифорова :
(Наплечие): Чис 34:23 — отец Ханниила, бывшего у Манассиян князем во время раздела Обетованной земли. Исх 28:6, Исх 39:2, 1Цар 2:28, Ос 3:4 и др.; верхняя одежда, которую носили Еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти гиацинтового, пурпурового и червленого цвета, соединенных вверху на плечах двумя нарамниками, на которых сияли в 12-ти камнях имена колен Израилевых. Внизу концы ефода связывались, вероятно, шнурами или лентами. Вообще он очень походил на саккос настоящего архиерейского облачения, только без рукавов. Ефод носили единственно первосвященники. Но употреблялся еще другого рода ефод, чисто льняной без всяких украшений — его надевали простые священники (1Цар 22:18), равно как и другие лица, не состоявшие в свящ. сане, но прислуживавшие при Скинии, во время отправления своей должности. «Отрок же Самуил, говорится в 1Цар 2:18 служил пред Господом, надевая льняной ефод.» И Давид, при перенесении Ковчега из дома Аведдара в Иерусалим, был одет в льняной ефод (2Цар 6:14). Близкое отношение ефода к наперснику судному было причиною употребления ефода в языческом идолослужении во времена Судей (Суд 8:27 Суд 17:5, Суд 18:14). Гедеон сделал ефод, положенный им в г. Офре. «И был он, говорит писатель кн. Судей, сетью Гедеону и всему дому его. И был у Михи, говорит он в другом месте, дом Божий. И сделал он ефод и терафим.» В этом же доме его стоял истукан и литой кумир (Суд 8:27 Суд 17:3-4 Суд 18:14).
Словарь Нюстрема :
Верхняя одежда первосвященника. Она очень походила на саккос египетского облачения, только без рукавов, и состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти, голубого, пурпурового и червленого цвета; эти куски соединялись на плечах двумя нарамниками, в которых были вделаны в золотые гнезда 2 камня-оникса с вырезанными именами 12 колен Израилевых. Эти имена были вписаны по старшинству, по шести на каждом нарамнике (Исх 28:6, Исх 39:2). Кроме этого драгоценного ефода, принадлежавшего к служебным одеждам первосвященника, были простые ефоды, которые носили остальные священники (1Цар 22:18). Самуил также носил ефод, хотя был только левит и к тому же дитя (1Цар 2:18). Когда Давид перевозил ковчег завета в Иерусалим, он был одет в льняной ефод (2Цар 6:14).

Поверх ефода первосвященник одевал урим и туммим. В 1Цар 23:6, 1Цар 30:7 и дал. написано, что Давид употреблял первосвященнический ефод, чтобы узнать волю Божию, вероятно при помощи урима и туммима.

Суеверие придавало большое значение этой одежде. Во время идолослужения употребляли одежды, представлявшие точную копию ефода. Гедеон сделал ефод из мадиамской добычи и этот ефод ввел всего Израиля в идолослужение (Суд 8:27). Подобным же образом согрешил Миха, живший на Ефремовой горе (Суд 17:5, Суд 18:14).

Слово ефод в симфонии
В Библии слово "ефод" упоминается в 23 стихах.
Другие формы слова : ефод.

Исх 28 : 4
Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне.
Исх 28 : 6
и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою.
Исх 28 : 15
Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его;
Исх 29 : 5
И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду;
Исх 39 : 2
И сделал ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона;
Исх 39 : 8
И сделал наперсник искусною работою, такою же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона;
Лев 8 : 7
и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода и прикрепил им ефод на нем,
Суд 8 : 27
Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его.
Суд 17 : 5
И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником.
Суд 18 : 14
И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим: знаете ли, что в одном из домов сих есть ефод, терафим, истукан и литый кумир? итак подумайте, что сделать.
Суд 18 : 17
Пять же человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан и ефод и терафим и литый кумир. Священник стоял у ворот с теми шестьюстами человек, препоясанных воинским оружием.
Суд 18 : 18
Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете?
Суд 18 : 20
Священник обрадовался, и взял ефод, терафим и истукан [и литый кумир], и пошел с народом.
1Цар 2 : 18
Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.
1Цар 2 : 28
И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?
1Цар 14 : 3
и Ахия, сын Ахитува, брата Иохаведа, сына Финееса, сына Илия, священник Господа в Силоме, носивший ефод. Народ же не знал, что Ионафан пошел.
1Цар 22 : 18
И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод;
1Цар 23 : 6
Когда Авиафар, сын Ахимелеха, прибежал к Давиду [и пошел с ним] в Кеиль, то принес с собою и ефод.
1Цар 23 : 9
Когда узнал Давид, что Саул задумал против него злое, сказал священнику Авиафару: принеси ефод [Господень].
1Цар 30 : 7
Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего, и сказал Давид Авиафару священнику, сыну Ахимелехову: принеси мне ефод. И принес Авиафар ефод к Давиду.