Загрузка

Словарь Вихлицкого : египет

(От финикийского ай-габт — изогнутый берег) — одно из величайших и могущественнейших царств глубокой древности, достигшее расцвета вскоре после постройки первых городов Нимрода в Вавилонии и Ассирии, и процветавшее многие столетия. Египет занимал пространство вдоль Нила в его среднем и нижнем течении. Благодаря периодическим разливам реки (июнь-сентябрь), имел изобилие растительных даров. Материальная культура Египта ко времени Иосифа (17 в. до РХ) и, особенно, Моисея (15 в. до РХ) достигла небывалого расцвета и даже остатки памятников тех лет поражают воображение современных людей. Колоссальные пирамиды, дворцы, скульптуры, сохранение мумифицированных тел, не тускнеющие краски, великие познания жрецов — все это было неповторяемо и недостижимо другими народами. Среди мрака невежества Египет возвышался оплотом порядка, знаний и искусств. Распространенное в Египте многобожие (Аммон, Озирис, Изида, Бубаста и др.) и идолопоклонство не мешали, по мнению некоторых историков, отдельным жрецам осознавать тайну Единого Бога. Известно, что великой мудрости египетских жрецов приезжали учиться и многие греческие философы, в том числе Платон, проживший в Египте 13 лет. Папирус, изобретенный египтянами, употреблялся в Европе вплоть до 11 в., а очень многие технические открытия, как например, бесконечная цепь с ковшами для подъема воды (Втор 11:10), со временем вновь открывались в Европе. Деление года Нав 12:1 месяцев и семидневка (по числу известных тогда планет, включая солнце и луну), были впервые установлены в Египте. В Египте с глубокой древности использовалось обрезание мальчиков, но не как религиозная, а как гигиеническая мера. Египтяне уже при Нехао (6 в. до РХ), а затем при Птолемее (3 в. до РХ) предприняли попытки прорыть канал на месте нынешнего Суэцкого, но из-за технической трудности проекта, связанной с разностью уровней воды в 10м, он не был завершен. Не справился с этим и Омар в 6 в., но часть канала все-таки существовала и ее осматривал со своей свитой Наполеон. Камбиз — персидский царь, захватил Египет в 6 в. до РХ и подверг его жестокому разрушению. В 332 г. до РХ Египет был захвачен Александром Великим, но на этот раз ничего не было разрушено, напротив — была заложена Александрия. В 31 г. до РХ Египет стал римской провинцией. Уже вскоре после возвращения из вавилонского плена множество евреев поселилось в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг до РХ) построили себе храм в городе Леонтополе по образцу Соломонова, который долго функционировал как второй храм. Следующие земли и города Египта упоминаются в Библии: Гесем, Илиополь, Магдол, Но, Ноф, Пафрос, Тафнис, Ханес, Цоан.

В духовном смысле Египет в Священном Писании символизирует внешний, физический мир (достаток и успех), и мир окружающих нас людей, которые будут служить Господу — Ис 19:21-25. И от этой части мира не отнято Божие благоволение, в отличие от Вавилона, который не будет иметь прощения. (см. Александрия, народы древней Палестины, фараон)
Слово Египет найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
НАЗВАНИЕ

[евр. Мицраим (Быт 10:6)] В остальных случаях название этой страны передается в Синодальном переводе Библии как Е. Слово «мицраим» представляет собой форму двойств. числа (служ. в евр. яз. для обозначения парных понятий, как, напр., глаза), в этом можно видеть указание на две части страны: Верхний и Нижний Е. Но слово «мицраим» употребляется и как обозначение только Нижнего Е., в Ис 11 и Иер 44 епосредств. за ним следует название Патрос (Пафрос), т.е. Верхний Е. (ср. Иез 30:14,16). Сами египтяне называли свою страну Кемет («черная»), по темному цвету пахотной земли, резко отличающейся от светлой земли пустынь. Совр. название Е. происходит от греческое айгюптос, этимология которого точно не установлена. Возможно, речь идет об одном из обозначений Мемфиса (Хи-куптах?), др.-егип. столицы на левом берегу Нила выше Каира.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Собственно Е. — это страна, через которую протекает Нил. Е. расположен в зоне жаркого, засушливого климата. Уровень осадков в Александрии едва составляет 190 мм в год, в Каире — 300 мм, а в Асуане дождей практич. не бывает. Древний Е. представлял собой вытянутый в длину оазис — от зап. долины Нила простирается Сахара (Ливийская пустыня), равнинная пустыня с каменистыми возвышенностями и песчаными дюнами. Вдоль Нильской долины расположены многочисл. оазисы. На востоке, между долиной Нила и Красным морем, простирается Аравийская пустыня. Там границей страны служил Вади-эль-Ариш (поток Египетский — Чис 34:5; Нав 15:4; Ис 27:12; 3Цар 8 — в Синодальном переводе — «река Египетская»). На юге Е. граничил с Нубией, эта граница проходила на уровне первого Нильского порога около Сиены. Когда Иезекииль предсказывает, что Е. превратится в пустыню от Мигдола до Сиены на границе с Эфиопией (Иез 29:10; Иез 30:6), то этим он обозначает наибольшую протяженность страны с севера на юг. Первоначально Средиземное море доходило до областей, располож. сев. Каира. Приносимые рекой отложения создали Нильскую дельту и отодвинули побережье к северу. Географически Е. делится на долину Нила и его дельту, политически — на Верхний и Нижний Е. Река → Нил — жизненная артерия Е., жизнь которого всецело зависит от нее. Поэтому греки (Геродот) называют Е. «даром Нила». Без Нила эта страна превратилась бы в пустыню (Ис 19:5–9). С гор на востоке, находящихся между долиной Нила и Красным морем, египтяне доставляли темный камень для саркофагов (напр., порфир). В известняковых пещерах на зап. берегу добывали прекрасный алебастр. С Синайского полуо-ва среди проч. поступали медь и малахит.

Во время разливов Нил приносит плодородный ил, ежегодно обогащая им почву. На этой плодородной земле уже в древности возделывались пашни и сады. Во время странствования по пустыне израильтяне с тоской вспоминали об огурцах, дынях, репчатом луке и чесноке Е. (Чис 11:5). Наиб. типичными для Е. зерновыми культурами были ячмень и пшеница (Исх 9 и след.), из егип. льна ткали тонкое полотно (Ис 27:7). Контраст между густонасел. долиной Нила и приграничными пустынями очень велик. Всего в нескольких километрах от русла реки плодородная черная земля переходит непосредств. в пустыню. Слепящее солнце и горячий сухой воздух определяют климат Е., который смягчается в летние месяцы регулярными сев. ветрами, но зимой прохлада и облака со Средиземного моря достигают только дельты Нила. Чистотой воздуха страна обязана окружающей ее пустыне. Дождь в Верхнем Е. выпадает очень редко, в Каире бывает всего 4–6 дождливых дней в году. Орошение пашен было возм. только из реки — по большим и малым каналам — или грунтовыми водами. Воду черпали с помощью водоподъемных колес, которые приводились в действие ногами (Втор 11:10: «...поливал ее при помощи ног твоих...»), или при помощи утяжеленной с одного конца жерди («шадуф»), наподобие колодезного «журавля». Возделываемая площадь плодородной долины и дельты Нила ненамного больше, чем, напр., тер. Голландии. Египтяне развили здесь высокую культуру, отличавшуюся аристократич. самодостаточностью. Они с презрением взирали на народы пустынь, называя их «жителями песков» и «стрелками из лука». В Быт 46:34 содержится след. характерное замечание: «...мерзость для Египтян всякий пастух овец».

НАСЕЛЕНИЕ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Египтяне принадлежали к народам, происходящим от Хама (Быт 10:6), и псалмы говорят о Е. как о «земле Хамовой» (Пс 104:23) или о «шатрах Хамовых» (Пс 77:51). С течением столетий чужеземные народы и завоеватели (гиксосы, ливийцы, нубийцы, ассирийцы, вавилоняне, персы, греки) привнесли свой вклад в культуру Е. Предполагают, что народ и язык возникли в результате смешения коренного африканского населения с каким-то семитским племенем, проникшим сюда в доист. времена. Егип. рисуночное письмо иероглифами («священной резьбой») часто использовалось для украшения зданий и монументальных скульптур, но не годилось для скорописи, поскольку иероглифы представляли собой рисованные знаки. Поэтому вскоре из него развилось иератическое (жреческое) и демотическое (народное) письмо. Ключом для расшифровки егип. письма послужил камень из Розетты (Рашида в зап. части дельты Нила). На нем обнаружились надписи (195 г. до Р.Х.) одинакового содержания, выполненные иероглифами, демотическим письмом и по-греч. Появление иероглифов в III тысячел. до Р.Х. совпадает с началом ист. времени; первые письм. источники, имена и надписи знаменуют собой завершение доист. периода. Иероглифич., как и евр. или финик., письмо состояло первоначально из одних только согласных, а гласные и окончания добавлялись при чтении. Поэтому была разработана система вспомогат. средств для чтения, значков, которые указывали, напр., означает ли след. слово название народа или имя собств. Глаголы тоже были распределены особым образом; так, напр., все виды деятельности, выполняемые руками или ногами, отмечались одним и тем же значком.

РЕЛИГИЯ

Религия египтян никогда не представляла собой единого целого. Египтяне видели откровения божеств. сил в животных, растениях, источниках и горных вершинах. Главными божествами были → Амон, Птах и бог солнца Ра (или Атум); другие известные боги — Осирис и Гор. Египтяне верили в загробную жизнь и придавали большое значение ритуалу захоронения. Об этом свидетельствуют пирамиды, гробницы и обычай бальзамировать умерших. Внешним признаком почитания богов были храмовые сооружения (зачастую — колоссальные), считавшиеся обиталищами отдельных божеств. К этому прибавлялись храмы умерших фараонов, напр. царицы Хатшепсут в Дер-эль-Бахри или храм Рамсеса II в Фивах. Жрецы, отправлявшие богослужения в храмах, получали все большую власть, особенно в период Нового царства. Жрецы бога Амона, с которыми теперь объединились до этого самостоят. жрецы местных святилищ, стали руководить всей религ. жизнью страны. Дело дошло даже до образования независимого теократич. государства в Фивах, во главе которого встал верховный жрец Амона. Этому процессу сопутствовало обогащение храмов и растущее великолепие их убранства.

Народ принимал участие в почитании главных богов только по большим праздникам, во время пышных процессий. В остальных случаях искали утешения у домашних и менее значит. богов. Егип. имена иногда включали имена богов. Так, в ВЗ египтянка, жена Иосифа, носит имя Асенефа («послушная богине Нут»). Она была дочерью Потифера («подаренный богом солнца Ра»), священника илиопольского. Илиополь (Гелиополь, Он) — один из древних егип. городов, центр поклонения солнцу (Быт 41:45). Иезекииль возвещает суд Господа над идолами егип. столицы Мемфиса (Иез 30:13), где было главное место поклонения богу Птаху и его земному воплощению — черному быку Апису. Назв. в Иез 30:17 город Бубаст был «домом богини-кошки Баст». Фивы, столица Верхнего Е., обозначена в Наум 3 как Но-Аммон (город Амона). Над этим божеством также возвещается суд (Иер 46:25). О высочайшем уровне др.-егип. иск-ва свидетельствуют пирамиды, храмы, настенная живопись, рельефы, скульптуры, а также ювелирные украшения и предметы быта. Технич. решение сложных архитектурных задач, особенно при сооружении пирамид, и сегодня вызывает восхищение.

В др.-егип. литературе заметное место занимают религ. сочинения, посвящ. гл. обр. сюжетам загробной жизни. Пророчества и книги премудрости позволяют провести сравнение с ВЗ (так, напр., Притч 22Притч 23 почти дословно совпадают с более ранним «Поучением Аменемопе»). кроме того, до нас дошли рассказы и стихи; большое распространение в результате переводов, выполненных в новейший период, получила, в частн., др.-егип. любовная лирика. Этими знаниями мы обязаны тому обстоят-ву, что в жарком, сухом климате Е. прекрасно сохранился такой относит. недолговечный материал, как папирус. Во главе государства стоял → фараон. Это слово происходит от егип. перо, «большой дом, дворец». Данное словосочетание так же ассоциировалось со словом «царь», как в настоящее время, говоря «Святой престол», мы подразумеваем Папу римского. Для израильтян и ассирийцев это слово приобрело значение почти что имени собств., ср. «фараон, царь Египетский» (Исх 6:13). Только дважды этот титул стоит в Библии рядом с именем собств.: фараон → Нехао (4Цар 23:29,33) и фараон Вафрий (Иер 44:30).

ИСТОРИЯ

Счет егип. правящих династий принято вести на основе данных Манефона, егип. жреца, который прим. в 270 г. до Р.Х., при Птолемеях I и II, написал историю Е. на греч. языке, перечислив 30 династий. Историю Др. Е. подразделяют на периоды Древнего, Среднего и Нового царств.

А. ЭПОХА РАННЕГО ЦАРСТВА

В додинастич. период закладываются основы исторического Е. Возникают поселения и культовые сооружения. Егип. культура испытывает различные иноземные влияния; появляется иероглифич. письмо. Фараон Нармер (или его преемник Менес) основал I династию. В период правления двух первых династий егип. культура переживает взлет.

Б. ПЕРИОД ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

В это время (или в эпоху пирамид; III-VI династии, прим. в 2640–2255 гг. до Р.Х.) наблюдается блистат. подъем в экономич. и культурной жизни Е., строятся большие пирамиды (IV династия): сначала ступенчатая — Джосера (ок. 2650 г. до Р.Х.), затем три высочайших — Хеопса, Хефрена и Микерина. При VI династии начинается упадок, а позднее наступают смута и гражданская война. За этим следует Первый переходный период (ок. 2255–1991 гг. до Р.Х.). В результате крушения Древнего царства происходят полит. и религ. перемены, правят одноврем. несколько династий. В пределы страны, прежде всего в район дельты, просачиваются азиат. племена. Затем новые цари захватывают власть в Среднем Е. (IX-X династии) и пытаются восстановить порядок. Но у них возникает конфликт с царями г. Фивы в Верхнем Е., которые затем объявляют себя независимыми (XII династия).

В. ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Среднее царство (2134–1785 гг. до Р.Х.) охватывает XI и XII династии. Аменемхет, основатель XII династии, стремился восстановить сильное государство, проводя реформы. Он боролся за усиление центр. власти и покровительствовал развитию сельского хоз-ва. Юж. граница была раздвинута, и пояс стратегич. укреплений стал защищать вост. часть дельты от вторжений азиат. кочевников. Была расширена ирригац. система, большие достижения отмечались в области архитектуры (начато сооружение храма Амона в Фивах). Благодаря созданию колос. дамб на Ниле, увеличилась площадь пахотных земель. Период Среднего царства считается классич., золотым веком литературы. На период XII династии, вероятно, приходится и путешествие Авраама в Е. (Быт 12 и след.). Если исходить из ранней датировки → исхода израильтян из Египта, то пребывание Иакова и Иосифа в Е. падает на время правления фараонов XII династии. Но не искл., что оно пришлось на период господства гиксосов (см. ниже). Во Второй переходный период (ок. 1785–1551 гг. до Р.Х.; XIII-XVII династии) правители из XIII династии быстрой чередой сменяли друг друга. При XIV династии в Нижнем Е. опять появилось множество удельных властителей. Пришедшие из Палестины гиксосы правили в Фивах как XV династия. Затем XVI династия гиксосов господствовала одноврем. с XVII династией местных правителей, властвовавших в Фивах. Позднее фиванским фараонам этой династии удалось изгнать гиксосов из Е. и воссоединить страну. Гиксосам приписывают появление в егип. войске лошадей, боевых колесниц и проч. новшеств.

Г. ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА

В последующие пять столетий (прим. 1552–1070 гг. до Р.Х.; XVIII-XX династии) Е. переживал период полит. могущества — он стал мировой империей. Аменхотеп I завоевал Сирию. Тутмос I, фараон XVIII династии, раздвинул юж. границу до 4-го Нильского порога и вышел к Евфрату. Цари ханаан. и аморрейских городов-государств были превращены в вассалов и обложены данью. С 1360 г. до Р.Х. на тер. Сирии и Палестины стали вспыхивать восстания против егип. господства. Религ. и внутриполит. перемены ослабляли могущество Е. Фивы в то время не являлись единств. столицей; находившийся на севере Мемфис был расположен удобнее для управления (прежде всего азиат. областями). Главным божеством этой эпохи был Амон, временами — также и Атон (солнечный диск — при т.н. фараоне-еретике Эхнатоне в период Телль-Амарны (→ Телль-Амарна, II). Хатшепсут, дочь Тутмоса I, возможно, была дочерью фараона, упомянутой в Исх 2:5. Тутмос III вплоть до смерти жены выполнял лишь роль супруга царицы, но затем, став полновластным правителем, прославился как завоеватель, победивший (в 1482 г. до Р.Х.) в битве при Мегиддо царя сир. г. Кадеша и его союзников. Если это тот фараон, о котором говорится в Исх 2:15,23, то фараоном, при котором произошел исход, следует считать Аменхотепа II (ок. 1400 г. до Р.Х.). Однако на основании сведений из Исх 1 о том, что евреи при жизни Моисея строили Пифом и Раамсес, можно предположить, что исход совпал с периодом правления Рамсеса II (т.е. ок. 1280–1250 гг.).

Время правления Аменхотепа IV (он именовал себя Эхнатоном, 1364–1347 гг.) называют периодом Телль-Амарны — по многочисл. глиняным табличкам, которые были обнаружены в одном из хранилищ в Телль-Амарне. После смерти Эхнатона правление над Е. принял его военачальник Хоремхеб, перенесший столицу в Мемфис. После смерти Хоремхеба престол перешел к др. военачальнику — Парамессу, который под именем Рамсеса I основал XIX династию. В период правления XIX династии (ок. 1300–1200 гг. до Р.Х.) Сети I (сыну Рамсеса I) удалось восстановить господство над Сирией. Сети воевал с хеттами, вел большое строительство в сев. части дельты и имел там одну из своих резиденций. Его сын Рамсес II стал повелителем обширной империи и произвел на потомков столь сильное впечатление, что девять других царей были названы в его честь. Он распорядился соорудить великолепную столицу дельты — Пер-Рамсес (город Рамсеса, в соотв. с Исх 1 построенный евреями, след., исход приходился именно на его царствование; см. выше) и развернул в период своего правления, длившегося 66 лет, широкое строительство по всему Египту и Нубии. От времени правления его преемника Мернептаха сохранилась т.н. «израильская» стела, в надписи на которой фараон увековечил свои победы в Ханаане. Эта надпись содержит первое внебибл. упоминание об Израиле и доказывает, что израильтяне ок. 1230 г. до Р.Х. действительно уже жили в Ханаане, покинув Е. самое позднее ок. 1250 г. до Р.Х. при Рамсесе II. Эта более поздняя датировка исхода подкрепляется и результатами археол. изысканий.

В период XX династии Вост. Средиземноморье было потрясено нашествием воинств. народов, которые смели с лица земли Хеттское царство в Малой Азии, поглотили древние ханаан. и аморрейские города-государства Палестины и угрожали Е. со стороны Ливии и Палестины. Рамсес III отразил все нападения этих «народов моря», в число которых включают и филистимлян. Но его потомки оказались неспособными правителями. Период расцвета Е. постепенно приближался к концу. Смещался центр тяжести и во внутр. политике: верховные жрецы бога Амона в Фивах становились все могуществ., так что в конце концов один из их череды (Херихор) вырвал власть у Рамсеса XII.

Д. ПОЗДНИЙ ЕГИПЕТ

Период поздн. Е. начинается с 1070 г. до Р.Х., когда к власти пришла XXI династия. Страна снова оказалась раздел. на две части: Смендес (Несубанебджед) был фараоном в Танисе, а преемники Херихора, как наследств. первосвященники (верховные жрецы), правили в Фивах в Верхнем Е. Таким образом, власти одной половины Е. могли править только с разрешения властей другой половины в условиях общего государства. Этими особыми обстоят-вами объясняется осторожная азиат. политика династии. Израиль смог достичь такого расцвета при Давиде и Соломоне потому, что Е. в это время был занят собств. проблемами. Нагляд. примером внешней политики XXI династии может служить отношение фараона к царю Соломону в первый период его правления. Фараон завоевал Газер и присоединил его к Израильскому царству в качестве приданого своей дочери, жены Соломона (3Цар 9:16; ср. 3Цар 3:1; 3Цар 7:8; 3Цар 9:24; 3Цар 11:1). Проведя «полицейскую акцию» в юго-зап. Палестине (Газер) и заключив союз с могуществ. Израильским государством, Е. обеспечил безопасность на своей азиат. границе; при этом оба государства получили экономич. выгоду. Егип. фараоны вынуждены были опираться на отряды иноземных наемников.

В результате предводитель ливийских воен. поселенцев Шешонк (библ. Сусаким) воцарился в 950 г. до Р.Х. в Бубасте и основал XXII династию. Он укрепил свою власть внутри страны и вел захватнич. политику в Азии. Сусаким — первый фараон, назв. в Библии по имени (3Цар 11:40). Из сообщения о его походе в Палестину в 925 г. до Р.Х. (ср. 3Цар 14:25), сохранившегося на стенах храма в Карнаке, следует, что он завоевал прежде всего города сев. областей Израиля и пустыни Негев. Надпись на стеле в Мегиддо подтверждает, что Сусаким покорил Израиль и Иудею. Только разгром иуд. царем Асой войска под командованием эфиоплянина (т.е. кушита) Зарая, посланного преемником Сусакима Осорконом I (ок. 897 г. до Р.Х.), положил конец захватнич. политике Е. в Азии. Наследники Осоркона I были малоспособными правителями, они вернулись к умеренной внешней политике. Найденная археологами во дворце Амврия и Ахава в Самарии алебастровая ваза Осоркона II свидетельствует, что Е. и Израиль поддерживали отношения друг с другом. При наследниках Осоркона II Е. постепенно распадался на враждующие друг с другом отд. государства. Наряду с XXII главной династией правила и XXIII династия — обе, вероятно, относились друг к другу терпимо. В бессилии этого распадавшегося государства пришлось убедиться Осии, последнему царю Израильского царства, который в 725–724 гг. до Р.Х. обратился к «Сигору, царю Египетскому» с просьбой о помощи в противостоянии Ассирии (4Цар 17:4). Предположит. Сигора можно отождествить с Осорконом IV, последним фараоном XXII династии (ок. 730–715 гг. до Р.Х.).

Настоящими властителями в Нижнем Е. были Тефнахт и его преемник Бокхорис (Бокенранф) (XXIV династия). Они правили в Саисе в зап. части дельты. Между тем в Нубии (Куш) возникло государство, управлявшееся царями егип. происхождения. Они также поклонялись Амону из Фив, и царь Пианхи из Куша в конце концов завоевал (ок. 730 г. до Р.Х.) Нижний Е. Осоркон III (XXIII династия) покорился, нубийская столица Напата стала столицей Е. Царь Шабака из кушитской XXV династии (ок. 712–698 гг. до Р.Х.) еще раз покорил всю страну и сверг Бокхориса. Он занял дружественно-нейтральную позицию по отношению к Ассирии. Но его наследники из XXV династии ввязывались в многочисл. столкновения с ассирийцами, не имея представления об их действит. воен. мощи. Когда ассирийский царь Синаххериб (библ. Сеннахирим) в 701 г. до Р.Х. напал на иуд. царя Езекию, войско кушитского фараона Шабатаки под командованием Тахарки (библ. Тиргака) было брошено навстречу ассирийцам, и в результате Е. потерпел тяжелое поражение (4Цар 19:9; Ис 37:9). Ассирийский царь высмеивал Е., называя его «тростью надломленной», которая прокалывает руку каждому, кто пожелает на нее опереться (4Цар 18:21). После дальнейших сражений Тахарки и Тануатамона с Ассирией это противоборство закончилось в 664–663 гг. до Р.Х. тем, что Ашшурбанипал опустошил свящ. Фивы, разграбил сокровища храмов и изгнал кушитов на их родину на юге Е. (ср. Наум 3:8–10). Псамметих I из Саиса (в зап. части дельты) основал XXVI (Саисскую) династию (664–525 гг. до Р.Х.). Будучи царем г. Саиса, он ловкими действиями добился верховной власти. Псамметих и его наследники восстановили внутр. единство и экономич. благополучие Е. В своей внешней политике XXVI династия была озабочена сохранением полит. равновесия в Зап. Азии. Псамметих I и Нехо (библ. → Нехао, 610–595 гг. до Р.Х.) поддерживали коалицию с Ассирией в противовес возрождавшему свою мощь Вавилону. Когда Нехо шел на помощь находившейся на грани краха Ассирии, иуд. царь Иосия выступил против него в сражении при Мегиддо (4Цар 23:29). Иосия пал в битве, но судьба Ассирии была предрешена.

Когда разгромл. Вавилоном Ассирия потеряла власть над Сирией и Палестиной, Е. посчитал себя наследником ее палест. владений, но в 605 г. вся тер. Сирии и Палестины досталась вавилонянам после поражения при Каркемише, нанесенного Е. Навуходоносором (Иер 46:2). Таким образом, иуд. царь → Иоаким сменил свою вассальную зависимость от Е. на такую же зависимость от Вавилона. В 601 г. до Р.Х. между Е. и Вавилоном вновь разгорелся открытый конфликт. К этому времени и иуд. царь Иоаким восстал против Навуходоносора (4Цар 24 и след.), вне сомнения рассчитывая на помощь Е., которая, однако, заставила себя ждать. Поэтому Навуходоносору в 597 г. до Р.Х. удалось беспрепятственно занять Иерусалим. Фараон Априй (библ. Вафрий, 589–570 гг. до Р.Х.) отказался от политики невмешательства и поспешил на помощь восставшему против Вавилона → Седекии (Иер 37:5; Иез 17:11–21). Но эта помощь оказалась неэффективной, поскольку в 587 г. до Р.Х. Иерусалим вновь подпал под власть вавилонян. Фараон Амасис (Яхмос II, 570–526 гг. до Р.Х.), как и было предсказано Иеремией (Иер 46 и след.), подвергся нападению Навуходоносора, стремившегося воспрепятствовать всем дальнейшим попыткам вмешат-ва Е. в азиат. дела. Впоследствии происходит сближение Е. с Вавилоном, продолжавшееся до тех пор, пока обе державы не оказались завоев. Мидией и Персией. В 525 г. до Р.Х. Е., как ранее и его союзники, подпадает под власть перситского царя Камбиса. Перситское господство продолжалось с 525 по 332 г. до Р.Х.: персы считаются XXVII династией. Вначале правление персов было справедливым и стабильным. Но неоднократные восстания привели в дальнейшем к ужесточению перситской политики. В 404–343 гг. до Р.Х. последним местным правителям, фараонам XXVIII-XXX династий, удалось ненадолго добиться некоторой независимости, пока персы были заняты своими проблемами в других частях империи. Затем Персия вновь покорила Е. на 11 лет, пока в 332 г. до Р.Х. не явился в качестве «освободителя» Александр Македонский.

Е. ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД

Этот период длился в общей сложности с 332 г. до Р.Х. по 641 г. по Р.Х. Сначала Е. был эллинистич. монархией под властью династии Птолемеев (332/1–30 гг. до Р.Х.), потом подпал под рим. господство (30 г. до Р.Х. — 395 г. по Р.Х.). С 395 г. Е. находился под властью Византии до завоевания его арабами в 641–642 гг. по Р.Х.

ЕГИПЕТ В БИБЛИИ

Египет в Библии представлен «домом рабства», из которого Господь освобождает Свой народ (Исх 20:2; ср. также Откр 11:8). Пророки, прежде всего Исаия и Иеремия, упрекают иуд. царей в стремлении искать помощи у Е. в борьбе против Ассирии, а затем — против Вавилона. Ассирийский военачальник во времена Езекии был прав, говоря, что Е. подобен надломленной трости, которая прокалывает руку опирающемуся на нее: таким и фараон оказывается для всех, кто хочет на него положиться (4Цар 18:21; ср. Ис 30:1–17; Ис 31 и др.).

Словарь собственных имен :

Египет, Египтяне, Египетский (מִצְרַיִם, מָּצוֹר – от מָצַר = замкнутое, стесненное, огражденное место, или область, или земля; Αἴγυπτος; Aegyptus; Еги́петъ; L: Mizraim, Egypten): Быт.12:10, 14, 13:10, 16:1, 21:21, 37:25, 39:1, 45:4, 8–9, 46:3–6, 34, 47:6... 27–31, 50:22–26. Кн. Исх. и др. Нав.2:10, Суд.10:11. 1Цар.2:27, 4:8, 6:6, 8:8, 10:18, 12:8, 15:2, 27:8, 30:11. 2Цар.8:7, 7:6, 23, 23:21. 3Цар.З:1, 4:21, 8:9, 16, 65, 9, 16, 10:28, 11:17, 18, 40. 12:2. 4Цар.7:6, 17:4, 7:36, 18:21, 19:24, 21:15, 23:29, 34, 24:7, 25:26. 2Пар.1:16, 5:10, 6:5, 7:8, 9:26, 10:2, 12:2, 20:10, 26:8, 35:20, 36:3–4, 1Ездр,9:1. Неем.9:9. 2Ездр,1:25, 8:66, Иудифь.1:9, 5:11–12, Есф.4:17. – Пс.67:32, 86:4, 104:23, 38, 105:7, 134:8–9. – Ис.11:11, 16, 19:1, 3–4, 12–17, 18–25, 20:3–6, 30:2, 3, 7, 31:1, 3, 43:3. Иер.2:18, 36, 9:26, 25:19, 26:27–23, 37:5–7, 41:17, 42:14–19, 43:2, 7, 11–13, 44, 1... 46:2, 8, 11, 14. Иез.16:26, 17:15. 20:6–10, 23:3, 27:7, 29:2–3, 6, 9–14, 19–20, 30:4–26, 32:2... Ос.9:3, 6, 12:1, 9, 13. Ам.4:10. Наум.3:8–9. Зах.10:10–11. – 1Макк.1:16–20, 2:53, 10:51, 57, 11:1, 8, 13. 2Макк.1:1, 4:21, 5:1, 11. 3Макк.1:1, 2:19, 3:9, 6:3, 7:1. 3Ездр.3:17, 15:10–12, 16:1 и др. – Земля, лежащая в северо-восточной части Африки. Она граничит с востока – с каменистой Аравией и Аравийским заливом, с юга – с Эфиопией и Нубией, с запада – с песчаной возвышенностью Сахары и пустынями Ливии вообще, с севера – со Средиземным морфем.

Словарь Геце :

Населен потомством Мицраима. Быт 10:6, Быт 10:13, Быт 10:14.

Границы. Иез 29:10.

Сухой клиМф. Втор 11:10, 11.

Орошается рекою Нил. Быт 41:1−3. Исх 1:22.

Наводнения. Ам 8:8.

Подвергается болезням и т. д. Втор 7:15, Втор 28:27, Втор 28:60.

Подвергается иногда голоду. Быт 41:30.

Называется:

Землею Хамовой. Пс 104:23, Пс 105:22.

Южной. Иер 13:19. Дан 11:14, 25.

Сихором. Ис 23:3.

Раавом. Пс 86:4, Пс 88:11. Ис 51:9.

Домом рабства. Исх 13:3, 14. Втор 7:8.

Славился:

Плодородностью. Быт 13:10, Быт 45:18.

Богатством. Евр 11:26.

Литературою. 3Цар 4:30. Деян 7:22.

Хорошими лошадьми. 3Цар 10:28, 29.

Дорогими тканями и т. д. Притч 7:16. Ис 19:9.

Торговлею. Быт 41:57. Иез 27:7.

Религия идолопоклонническая. Исх 12:12. Чис 33:4. Ис 19:1.

Идолопоклонство среди Израильтян. Исх 32:4. Иез 20:8, 18.

Чародейство в Египте Исх 7:11, Исх 7:12, Исх 7:22, Исх 8:7.

Цари их назывались фараонами. Быт 12:14, Быт 12:15, Быт 40:1, Быт 40:2; Исх 1:8, 22.

Регентом был правитель. Быт 41:41−44.

У царей вельможи и советники. Быт 12:15. Ис 19:11.

Дерзок и горд. Иез 29:3, Иез 30:6, Иез 32:12.

Силен. Ис 30:2, 3.

Стремится к победе. Иер 46:1 Иер 8:1.

Вероломен. Ис 36:6. Иез 29:6, 7.

Жители:

Суеверные. Ис 19:3.

Гостеприимные. Быт 47:5, 6; 3Цар 11:18.

Часто вступали в брак с иностранцами. Быт 21:21; 3Цар 3:1, 3Цар 11:19; 1Пар 2:34, 35.

Ненавидели овцеводство. Быт 46:34.

Ненавидели жертвоприношение тельцов и т. д. Исх 8:26.

Израильтяне не должны ненавидеть их. Втор 23:7.

Могли войти в общество Израильское в третьем поколении. Втор 23:8.

Обычай встречи с Израильтянами в Египте Быт 43:32−34.

Пища народа в Египте Чис 11:5.

Обычай бальзамирования в Египте Быт 50:3.

Часто убежище для иностранцев. Быт 12:10, Быт 47:4; 3Цар 11:17, 40; 4Цар 25:26; Мф 2:12, 13.

Войска:

Описаны. Исх 14:7−19.

Уничтожены в Чермном море. Исх 14:23−28.

Взяли и сожгли Газер. 3Цар 9:16.

Взяли и ограбили Иерусалим во время Ровоама. 3Цар 14:25, 26.

Напали на Ассирию и убили Иосию. 4Цар 23:29.

Низложили Иоахаза и сделали Иуду данническою страною. 4Цар 23:31−35.

Помогали Иуде против Вавилона. Иез 17:15; Иер 37:5, 7.

История Израиля в Египте:

Пребывание Израиля в египте предсказано. Быт 15:13.

Иосиф продан в Египет Быт 37:28, Быт 39:1.

Потифар благословен ради Иосифа. Быт 39:2−6.

Иосиф несправедливо заключен в темницу. Быт 39:7−20.

Иосиф толкует сны фараона. Быт 41:14−32.

Иосиф советует фараону. Быт 41:33−36.

Иосиф назначен правителем. Быт 41:41−44.

Успешные меры, принятые Иосифом против времени голода. Быт 41:46−56.

Прибытие братьев Иосифа. Быт 42:1−6.

Иосиф узнает своих братьев. Быт 42:7, Быт 42:8.

Прибытие Вениамина. Быт 43:15.

Иосиф знакомится со своими братьями. Быт 45:1−8.

Иосиф посылает за своим отцом. Быт 45:9−11.

Фараон приглашает Иакова придти в Египет. Быт 45:16−20.

Путешествие Иакова. Быт 45:5−7.

Иаков и друг. представляются фараону. Быт 47:1−10.

Израиль получает землю Гесем. Быт 46:34, Быт 47:11, Быт 47:27.

Иосиф обогащает царя. Быт 47:13−26.

Смерть и похороны Иакова. Быт 49:33, Быт 50:1−13.

Умножение и угнетение Израиля. Исх 1:1−14.

Дети мужеского пола умерщвляются. Исх 1:1−14.

Рождение Моисея и скрытие три месяца. Исх 2:2.

Моисей в тростнике у берега реки. Исх 2:3−4.

Моисей усыновлен и воспитан дочерью фараона. Исх 2:5−10.

Моисей убивает Египтянина. Исх 2:11, Исх 2:12.

Моисей бежит в Мадиам. Исх 2:15.

Моисей послан к фараону. Исх 3:2−10.

Фараон умножает страдания Израиля. Исх 5:1.

Моисей доказывает свое божеское поручение чудотворениями. Исх 4:29−31, Исх 7:10.

Египет подвержен мукам за упрямство фараона. Исх 7:14; Исх 10:1.

Учреждение Пасхи. Исх 12:1−28.

Истребление первенцев. Исх 12:29, 30.

Обобрание Египтян Израильтянами. Исх 12:35, 36.

Исход Израильтян из Египта. Исх 12:31−33.

Время исхода. Исх 12:41. Евр 11:27.

Преследование Израиля фараоном и чудесное уничтожение его. Исх 14:5−25.

Пророчества касательно Египта

Смущение жителей. Ис 19:1, Ис 19:16, Ис 19:17.

Безумие правителей. Ис 19:3, Ис 19:11−14.

Оскудение богатств. Ис 19:5−10.

Гражданская война и домашния распри. Ис 19:2.

Войско поражено Вавилоном. Иер 46:2−12.

Нападение Вавилона на Египет Иер 46:13, 24. Иез 32:11.

Уничтожение власти Египта Иез 30:24, 25.

Уничтожение городов Египта Иез 30:14−18.

Уничтожение идолов Египта Иер 43:12, Иер 43:13, Иер 46:25. Иез 30:13.

Обобрание Египта в пользу Вавилона за деятельность против Тира. Иез 29:18−20.

Плен народа. Ис 20:4. Иер 46:19, Иер 46:24, Иер 46:26. Иез 30:4.

Крайнее опустошение 40 лет. Иез 29:8−12, Иез 30:12, Иез 32:15.

Опустошение распространяется и на другия страны. Иез 30:4−6.

Наказание евреев за участие в идолопоклонстве. Иер 44:7−28.

Смущение народов во время падения Египта Иез 32:9, 10.

В будущем времени царство слабое. Иез 29:15.

Христос будет вызван из Египта Ос 11:1. Мф 2:15.

Обращение Египта Ис 19:18−20, Ис 19:23−25.

Пророчества о разрушении Египта Иер 43:9, Иер 43:10; Иез 30:21, Иез 30:22, Иез 32:4−6.

Словарь Никифорова :
(Мицраим; Исх 1:1) — одна из древнейших и замечательнейших стран на лице земли. Египет граничит к ю. с Ефиопиею, к с. Средиземным морем, к в. с Черным морем, к з. песчаною возвышенностью Сахары и Ливийскою пустынею. О его северных и южных границах сообщаются сведения в Иез 29:10, Иез 30:6. Страна представляется путешественнику в виде громадной равнины, простирающейся почти на 600 англ. миль в длину и окруженной на в. и з. рядом холмов и обширною пустынею. Речной бассейн страны обязан своим существованием, плодородием и красотою протекающей через нее огромной, исторической р. Нилу. (см. Нил) Поэтому-то Египет в древности назывался даром Нила. Что касается происхождения названия страны, то мнения об этом различны. Слово Египет переводится еврейским словом Мицраим, именем одного из сыновей Хама (Быт 10:6), который мог быть родоначальником Египтян. Иногда он называется землею Хамовою (Пс 105:22), а иногда Раавом (Пс 86:4). Арабы называют его в настоящее время словом Мицр. В Египте прославился Иосиф, возвысившись из рабского состояния до высшего положения первого сановника при дворе Фараона. По указанию Божия Промысла, его отец, престарелый Иаков, и братья прибыли на жительство в Египет; и в течение 430 лет потомство их, состоявшее в начале переселения только из 75 душ, расплодилось от одного до двух миллионов. Чудесное освобождение Евреев от тяжкого ига Фараонова, несомненно, составляет одну из поразительнейших страниц в Еврейской истории. Кому из нас не памятны с раннего детства и Египетские волхвы и десять казней Египетских, из коих последнею и самою страшною была избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев Египетских, празднование Евреями первой Пасхи и чудесный переход их через Чермное море! В Новом Завете, вскоре по рождении Спасителя, Египет указан Иосифу и Марии Богоматери с Богомладенцем Иисусом, как место убежища от преследования Ирода (Мф 2:13-19). После дня Пятидесятницы и сошествия Св. Духа на Апостолов (Деян 2:10) в Египте, в Александрии образовалось великое христианское общество, основателем которого по преданию считается ап. и ев. Мк Как предмет пророчеств народ Египетский служит одним из самых замечательнейших народов. «Вот Господь восседит на облаке легком, пророчествует Исаия, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем (Деян 19:1). Египет — прекрасная телица, восклицает пр. Иеремия, — но погибель от севера идет, идет. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного (Деян 46:20. Меч царя Вавилонского прийдет на тебя, взывает в пророческом духе Иезекииль, от мечей сильных падет народ твой (Деян 32:11-12). И сделается земля Египетская пустынею и степью, и узнают, что Я Господь» (Деян 29:9). Все предсказания, как выше приведенные, так и множество других относительно Египта, особенно замечательны по точности и полноте своего исполнения, что подтверждается неопровержимыми доказательствами. В то время, когда произносились эти боговдохновенные пророчества Египет находился в самом цветущем состоянии. «Как, сад Господень, так земля Египетская,» говорится о нем в Быт 13:10 еще в то время, когда на долине Иорданской стояли нечестивые города Содом и Гоморра; повсюду высились блестящие города — стовратные Фивы, Луксор Карнах, величественные памятники гения, искусства, трудолюбия, промышленности, сохранившиеся на удивление до наших времен, как-то пирамиды, катакомбы, обелиски, сфинксы, искусственное Меридово море и другие, были всюду многочисленны и беспримерны. Но когда совершился над ним грозный Божественный суд и держава Фараонов пала, Египет сделался вассальным государством, подчинился туземному игу, и даже часть управлялся невольниками. Летучие мыши теперь во множестве попадаются в развалинах древних Египетских храмов и гробницах, наполняя мрачные, пустынные комнаты и проходы пирамид шелестом своих крыльев. Невольно вспоминается при этом величественное пророчество Ис 2:20: «в тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им.»
Словарь Нюстрема :
Расположен в северо-восточной части Африки и все еще имеет такое же протяжение с севера на юг, которое указано у Иез 29:10, Иез 30:6: «от Мигдола (позднее Магдол, при Пелузийском рукаве Нила) до Сиены» (теперь Ассуан), границы Ефиопии у Нильских порогов. Обыкновенное название этой страны в Ветх. Завете Мицраим (по имени сына Хама: Быт 10:6) или «земля Мицраима», (также Мацор). Отсюда арабское название Миср. Название Египет произошло от греческого слова Айгиптос, данное финикийскими колонистами, которые называли Нильскую дельту «ай-габт», т.е. изогнутое побережье.

Коренными жителями страна называлась «земля Хамова» (Пс 104:23, Пс 104:21, Пс 105:22, Пс 77.51). Египет делится на Нижний Египет, — низменность в северной части с городами: Пифом, Раамсес, Фибозет и Он (или Илиополь), и Верхний Египет — на юге, называемый Пафрос, с городами: Сиена и Но. Завоевателями, греками и римлянами, Верхний Египет был разделен на две части: Фиваида и Эптаномида (т.е. Средний Египет с городами: Мемфис и Ханес).

Египет представляет продолговатую долину, около 700-800 км длиною, по обеим сторонам ограниченную песчаными плоскогорьями. Через всю страну протекает большая река Нил, названная египтянами Хапи-Му, т.е. «гений вод», евреями — Еор или Шахор, т.е. черная. Ширина этой долины от 10 до 30 км; в некоторых местах горы подходят к берегам реки. На севере, где оканчивается эта долина, Нил, не доходя 120 км до моря, делится на несколько рукавов, из которых самый восточный называется Пелузийским, а западный Канопским (теперь Абукир). Все эти рукава при впадении в море образуют треугольник, и потому эта часть Египта называется дельтой, вследствие сходства с греческой буквой дельта.

Окрестности Сиены, где начинаются величественные Нильские пороги, очень живописны; остальные части Египта, и особенно дельта, однообразны и мало привлекательны. Эти места в разные времена года имеют различный вид. В середине весны, когда жатва окончена, повсюду видна лишь серая пыльная растрескавшаяся почва. В августе Нил начинает разливаться, и осенью страна представляет обширное пространство красноватой или желтоватой воды, из которой поднимаются финиковые пальмы, города, села и узкие плотины, которые тогда служат дорогами. После того, как вода, которая стоит недолго на высоком уровне, спадает, до конца осени можно видеть только черную и тинистую почву, вполне подготовленную для посева. Зато зимою можно наблюдать всю роскошь и разнообразие растительности, которая превосходит все ожидания европейца. Египет в это время похож на прекрасный сад, цветущее поле и волнующийся океан зреющих хлебов. Плодородие почвы зависит только от ежегодного периодического разлива Нила; не будь этого, страна скоро превратилась бы в пустыню, так как дожди выпадают здесь редко. Поэтому с древних времен воду из Нила отводили на поля посредством каналов или откачивали при помощи большого колеса (Втор 11:10). Геродот называл Египет «даром Нила». Небо так же однообразно, как и земля: светлоголубой небосклон всегда ясен. Воздух настолько чист, что глазам больно смотреть; горячие лучи солнца, не задерживаемые, как у нас, облаками, беспощадно жгут открытые поля. Деревья хотя и есть в Египте, но они дают совсем мало тени. Повсеместно растут только финиковые пальмы со своим высоким, тонким, голым стволом и перистой вершиной. Такие деревья не могут задерживать солнечных лучей и бросают только небольшую тень. Жара иногда стоит нестерпимая, особенно в Верхнем Египте. Раскаленный ветер пустыни «самум» дует во время весеннего равноденствия. Нередко страна терпит большие убытки от саранчи. Там растут главным образом: ячмень, кукуруза, рис, пшеница, бобы, лук обыкновенный и красный; возделывают также лен, хлопок и виноградную лозу. Из домашних животных, кроме обычных, разводят множество буйволов, ослов и верблюдов. В Египте встречаются дикие собаки, крокодилы и гиппопотамы, которые водятся преимущественно на севере, тогда как раньше их было много также и на юге. Народонаселение в Египте теперь пестрое, смешалное. Копты считаются потомками древних египтян. Феллахи или земледельцы составляют особый класс. Кроме оседлых арабов, там встречаются кочующие в пустынях бедуины; потом — сирийцы, греки, нубийцы и т.д. Копты, оффициально исповедующие христианскую религию, занимают должности писцов и бухгалтеров. Феллахи страдают от притеснений правительства и от кочевых бедуинов. Египет — единственная из всех стран, в которой имеются древнейшие памятники культуры и искусства. Самые замечательные из них пирамиды (от египетского слова пехрам — святой), стоят уже несколько тысячелетий и приводят в удивление весь мир. Из всех существующих в настоящее время построек нет таких древних и громадных, как эти таинственные пирамиды. Самая большая из них занимает пространство более чем полмиллиона кв. футов: высотой она более 150 м. Некоторые исследователи предполагают, что эти пирамиды построены израильтянами во время египетского плена. Но древняя история и результат новейших изысканий противоречат этому предположению. Теперь открыли, что три самые большие пирамиды суть намогильные памятники фараонов Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). Мумия этого последнего находится теперь в британском музее в Лондоне. Древность пирамид достигает, по предположению, 4000 или 5000 лет.

Но кроме этих неизменившихся памятников давно забытых царей, Египет имеет много других, которые не менее замечательны. Эти памятники находятся на прекрасных островах близ Сиены и в других местах Верхнего Египта, особенно в долине Нила близ Фив, напр., в Карнаке и т.д. Те храмы, статуи, обелиски и сфинксы, которые здесь сохранились, изумляют путешественников колоссальными размерами и массивностью. Под землей около многих из них находится масса склепов с мумиями (см. «Похороны»); эти подземные кладбища тянутся до соседних гор. Огромные колонны храмов, их обширные ограды и многочисленные могилы покрыты скульптурными украшениями и рисунками художников, драгоценными памятниками древности, освещающими общественную и частную жизнь египтян. Эти картины и скульптурные изображения дополнены иероглифами (надписями); благодаря упорным трудам ученых, начинает открываться долгое время непонятное значение этих надписей. Некоторые из этих иероглифов не что иное, как знаки или символы, сравнительно легко понимаемые, но большая часть из них написана особым алфавитом, в котором каждый знак (фигура) обозначает ту букву, с которой начинается его собственное название: напр., слово Озир (Osir), имя египетского бога Озириса, изображалось при помощи тростника, ребенка и рта, потому что начальные буквы этих трех предметов, которые по-египетски читаются «ока», «зи» и «ро», составляют слово озир. Все-таки существует много сомнений относительно правильности разбора иероглифов, так как во многих случаях слова, прочитанные таким образом, все же остаются непонятными. Те надписи, которые до сих пор удалось разобрать, дали много подтверждений библейскому рассказу об истории, обычаях и образе жизни древних египтян; это служит лишним доказательством того, что рассказы Библии не выдуманы, а взяты из действительной жизни.
Древнейшая история Египта покрыта мраком неизвестности; новейшие исследователи предполагают, что образование и культура были заимствованы египтянами с юга, особенно из Мерое, и что страна в древнейшие времена представляла несколько царств, с течением времени слившихся в одно большое государство. Египетский жрец Мането в 3-м столетии до Р.Хр. написал по-гречески историю Египта, где он перечисляет тридцать династий, царствовавших в течение нескольких тысяч лет. Однако, известно, что некоторые из них царствовали одновременно в различных частях Египта. Хронология, поэтому, очень сбивчива. К начальному периоду правления относят 14 первых династий, начиная с Мины, первого египетского царя, построившего Мемфис. К четвертой династии принадлежали строители пирамид. Построивший самую большую пирамиду у Менето называется Сифис, у Геродота Хеопс, а по надписи на пирамиде — Хуфу. В эпоху царствования двенадцатой династии выкопано озеро Моэрис и построен лабиринт. Тогда же построен город Фивы с колоссальными храмами и памятниками, и вся долина Нила была изрезана каналами. К среднему периоду правления относятся 15-17 династии гиксов (хиксов), которые вторглись в Египет и покорили его. Новейший период правления начинается с Амезиса, который изгнал гиксов и начал 18-тую династию. К 19-ой династии принадлежали Сефи 1, и Рамзес Великий, оба названные греками Сезострасом, около 1311 г. до Р.Хр. (?). К 22-ой династии принадлежал упоминаемый в Библии Сусаким или Шешенк.
В 525 г. до Р.Хр. Египет был покорен Камбизом и сделался провинцией Персидского царства; затем он был покорен Александром Великим в 332 г. до Р.Хр. После его смерти им управляла династия Птолемеев.

После сражения при Акциуме в 31 г. до Р.Хр. Египет стал римской провинцией. В 640 г. после Р.Хр. он был покорен арабами; и в 1517 г. подпал под власть турок. (О фараонах, упомянутых в Библии, см. «Фараон»). Древние египтяне обожествляли планеты и силы природы; их жрецы изучали астрономию (наука о небесных светилах) и астрологию (предугадывание будущности человека по звездам); к ним, вероятно, принадлежали мудрецы и чародеи, о которых говорится в Исх 7:11, Исх 7:22. Этой мудрости, может быть, и был научен Моисей (Деян 7:22). Египетская религия видела во многих животных символы тех богов, которым поклонялись. Египтяне не только считали священными некоторые породы животных, убийство которых каралось смертью, но держали этих животных в храмах и приносили им жертвы, как богам. Наряду с этим грубым идолопоклонством, им доступно было понимание многих истин, как, напр., бессмертие души, ответственность человека за свои поступки, будущая награда и наказание.

Связь народа Божия с Египтом началась уже с Авраама, который во время голода жил в Египте (Быт 12:10 и дал.). Впоследствии был продан в Египет Иосиф; это послужило причиной переселения всей семьи Иакова в Египет, после чего в течение долгого времени происшедший от нее народ был в рабстве. Предсказание Бога Аврааму, что его потомки будут рабами в чужой земле 400 лет (Быт 15:13) исполнилось: сыны Израилевы жили в Египте 430 лет (Исх 12:40 и дал.). Выйдя оттуда, они взяли с собою много золотых и серебряных вещей и одежд (Исх 3:21, Исх 12:35 и дал.). В Божий замысел входило, чтобы народ, «взятый в удел», познакомился с высшей формой человеческой культуры, которая тогда существовала у египтян. За суеверия, которые евреи переняли у египтян, Бог многократно наказывал их во время 40-летнего странствования по пустыне.

После исхода из Египта не слышно о каких-либо сношениях между евреями и египтянами до времени царя Соломона, при котором отношении с Египтом носили дружеский характер (3Цар 3:1, 3Цар 10:28 и дал.). После смерти Соломона египтяне часто притесняли Израиля (3Цар 14:25, 2Пар 14:9). Когда Израиль и Иуда начинали приходить в упадок, их цари искали помощи у египтян против восточных монархий (4Цар 17:4, Иез 17:15, Ис 30:2, Ис 31:1 и дал., Ос 12:1). После Вавилонского плена множество евреев переселилось в Египет, где они в царствование Птолемея 7. (181-146 гг. до Р.Хр.) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе. Этот свой поступок они оправдывали пророчеством Ис 19:19 о жертвеннике Господу в Египте.

Прим. Согласно Мането, «Хик» значит король. «Сое» — пастух; по новейшему объяснению «Хак-шис» — предводители разбойников. Это были завоеватели семитического происхождения, царствовавшие в Северном Египте в течение нескольких сот лет.

Слово египет в симфонии
В Библии слово "египет" упоминается в 112 стихах.

Быт 12 : 10
И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
Быт 12 : 14
И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
Быт 26 : 2
Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
Быт 37 : 25
И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.
Быт 37 : 28
и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.
Быт 39 : 1
Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.
Быт 41 : 57
И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.
Быт 43 : 15
И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа.
Быт 45 : 4
И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я -- Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
Быт 46 : 3
Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий;
Быт 46 : 4
Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои.
Быт 46 : 6
И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, -- Иаков и весь род его с ним.
Быт 46 : 7
Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.
Быт 46 : 8
Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим.
Быт 46 : 26
Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ.
Быт 46 : 27
Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших [с Иаковом] в Египет, семьдесят [пять].
Быт 48 : 5
И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои;
Быт 50 : 14
И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
Исх 1 : 1
Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим:
Исх 3 : 20
и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.