(Греч. отделение) (Деян 5:17; Деян 15:5; Деян 24:5, Деян 24:14; 2Пет 2:1; Гал 5:20) — ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь — не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян 5:17; Деян 23:8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян 24:5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15:5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (Откр 2:6, Откр 2:14, Откр 2:15, Откр 2:20), которых придерживались некоторые верующие в Пергам-ской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями.
В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства) — протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись ересью только для папства. см. гностики, манихеи, ариане, донатисты, несториане, монофизиты, павликиане, иконоборцы, богомилы, катары, вальденсы, альбигойцы.
Начиная с 13 в. ересей больше не было, так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже — иезуитам).
Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии — в 1820 г., в Испании — в 1834 г. и в папской области — в 1859 г.
В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение стригольников (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и нестяжатели, протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой воздвиг новое учение, в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.
В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел раскол и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.
Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в. (см. церковь)
В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства) — протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись ересью только для папства. см. гностики, манихеи, ариане, донатисты, несториане, монофизиты, павликиане, иконоборцы, богомилы, катары, вальденсы, альбигойцы.
Начиная с 13 в. ересей больше не было, так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 г. при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже — иезуитам).
Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 в., в Португалии — в 1820 г., в Испании — в 1834 г. и в папской области — в 1859 г.
В России христианство было введено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в. возникло движение стригольников (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и нестяжатели, протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. Феодосий Косой воздвиг новое учение, в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.
В 17 в. в связи с реформами патриарха Никона произошел раскол и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.
Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 в. (см. церковь)