Словарь Вихлицкого : фарисеи
Фарисеи, иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово «Ф.», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от → саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона (Деян 26:5). Партия Ф. сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи → Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию Ф. и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям. Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и → Синедриона принадлежали к проэллинистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять → Закон как Божью волю (Флп 3:5). Они признавали существование добрых и злых духов, → жизнь после смерти и телесное → воскресение (Деян 23:8).
В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф 23:2), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф 16:11), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа (Иер 31:33; Иез 36:26; ср. Ин 3:8–10). Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1; → Корван). Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (Мф 15:7–9; Мф 23:13–29) и самолюбование (Мф 6:5,16; Мф 23:5–7; Лк 18:11).
Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние (→ Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания (Лк 11:42) или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: «А кто мой ближний?»).
Ф. были убеждены в том, что они — единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Ин 8:33–47), истинные ученики Моисея (Ин 9:28), люди, духовно зрячие (Ин 9:40). Это ложное убеждение делало их надменными (Ин 7:48), властолюбивыми и даже доводило до → богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (Мк 3:22–30). Они ревностно поддерживали свой престиж (Мф 23:6; Лк 11:43). Своим чрезмерным миссионерским усердием Ф. преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действит. искал Бога (Мф 23:13; Лк 11:52), и вели обращенного ими язычника (→ Прозелиты) к верной духовной смерти (Мф 23:15). Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (Ин 8:44). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки (Мф 15:14) полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как → Никодим (см. Ин 3:10) или → Гамалиил (Деян 5:34).
Еврейская секта. Деян 15:5.
Строжайшие исполнители Моисеева закона и обрядов. Деян 26:5.
Происхождение фарисеев особенно почиталось. Деян 23:6.
Усердны в исполнении закона. Деян 15:5. Флп 3:5.
Ревностны к преданиям. Мк 7:3, Мк 7:5, Мк 7:8. Гал 1:14.
Внешность благочестия. Лк 18:11. Флп 3:5−6.
Строгие в соблюдении постов. Лк 5:33, Лк 18:12.
Деятельны в вербовке единомышленников. Мф 23:15.
Самоправедны. Лк 16:15, Лк 18:9.
Скупы. Мф 23:14. Лк 16:14.
Строго охраняли старину. Мф 23:1 Мф 6:1.
Любили почет. Мф 23:7.
Любили звания и чины. Мф 23:7−10.
Аккуратны в платежах. Мф 23:23.
Угнетали других. Мф 23:4.
Жестоки в преследованиях. Деян 9:1−2.
Верили в воскресение мертвых. Деян 23:8.
Хвалились своей благотворительностью. Мф 23:5.
Их мнение было обязательно для народа. Ин 7:48.
Многие священники и левиты принадлежали к фарисеям. Ин 1:19, Ин 1:24.
Также правители, судьи и законники были фарисеями. Ин 3:1. Деян 5:34, Деян 23:9.
Имели учеников. Лк 5:33. Деян 22:3.
Иные приходили к Иоанну Крестителю. Мф 3:7,
Отвергали крещение Иоанна. Лк 7:30.
Христос:
Часто был приглашаем ими. Лк 7:36, Лк 11:37.
Осуждаем ими за общение с грешниками. Мф 9:11. Лк 7:39, Лк 15:1−2.
Просили у Него знамений. Мф 12:38, Мф 16:1.
Искушали вопросами о законах. Мф 19:3, Мф 22:15, Мф 22:35.
Наблюдали за Ним. Лк 6:7.
Оскорблены Его учением. Мф 15:12, Мф 21:45. Лк 16:14.
Объявил воображаемую праведность их недостаточной для спасения. Мф 5:20.
Считал их учение лицемерным. Мф 16:6 Мф 11:1-12:1. Лк 12:1.
И пагубным. Мф 23:13.
Называл их родом лукавым и прелюбодейным. Мф 12:39.
Называл змиями и порождением ехидны. Мф 23:33.
Считал вождями слепыми и безумными. Мф 23:17, Мф 23:24.
Сравнивал их с покрашенными гробами. Мф 23:27.
Называл гробами скрытыми. Лк 11:44.
Из-за них покинул Иудею. Ин 4:1−3.
Они приписывали Ему силу сатанинскую. Мф 9:34, Мф 12:24.
Послали слуг взять Иисуса. Ин 7:32, Ин 7:45.
Часто замышляли убить Его. Мф 12:14, Мф 21:46. Ин 11:47, 53, 57.
Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали, — фарисеи не противоречат им. Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком. Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова. Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах».
Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (Деян 23:6, Деян 24:15 и дал.), и Павел, который воспитывался в их среде, в некотором отношении выставляет и себя фарисеем. Не только это характеризовало фарисеев, но также подчеркнуто строгое соблюдение всяких внешних установлений, как предписанных законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных, добивались политической независимости еврейского народа. Фарисеи были ортодоксальными (т.е. неуклонно соблюдающими признанные догматы) патриотами, в противоположность либеральной партии саддукеев, которая относилась к этим вопросам более свободно. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа, и одна пословица гласила: «ели бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей».
Но Господь Иисус раскрыл лицемерие фарисеев, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю нечистоту. Со всеми своими благочестивыми правилами, они были подобны окрашенным гробам. Эти правила, которые впоследствии были собраны и развиты в Талмуде, второй Библии евреев, содержат иногда самые нелепые странности. Возьмем несколько примеров.
Омывать руки до и после еды (Мф 15:2), они считали религиозным обрядом, неисполнение которого являлось таким же грубым преступлением, как прелюбодеяние, и за нарушение этого правила исключали из своей общины: «кто берет пищу неумытыми руками», говорит один из раввинов, «повинен смерти». Далее, если сын определял в дар Богу те средства, которые должен был употребить на содержание отца или матери, то они считали его свободным от этой обязанности. Таким образом, они своими постановлениями уничтожили слово Божие, оставив в стороне важнейшее в Законе: праведность, любовь и милосердие, а допустили лицемерие, сребролюбие, ложную праведность и презрительное отношение к прочим людям. На это указал Иисус в притче о фарисее и мытаре (Лк 18:9).
Фарисеи были самыми злобными противниками Христа, и Христос предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мф 21:31), чем они, хотя фарисеи часто постились, расширяли свои хранилища (повязки на руках и на лбу со словами закона), долго молились и давали десятину даже с самых незначительных огородных растений, как мята, анис и тмин (Мф 23:23). Срав. следующие места: Мф 9:11, Мф 9:34, Мф 15:1, Мф 19:1, Мф 23:1, Мк 10:1, Лк 5:1, Лк 7:1, Лк 11:1, Лк 14:1, Лк 15:2, Лк 16:1, Ин 7:32, Ин 9:15, Ин 11:47, Ин 12:19. Надо заметить, что и со стороны фарисеев Иисусу Христу иногда оказывалось уважение и внимание. Многократно мы читаем, что фарисеи приглашали Его к себе в дома, и что Он шел и к ним, так же как и к мытарям. см. Лк 7:36, Лк 11:37, Лк 14:1 и дал. Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину: по словам ев. Иоанна, многие из начальников веровали в Иисуса (Ин 12:42), а, может быть, это было по обычаю восточного гостеприимства. В известной степени, возможно, воспринял истину также и фарисей Гамалиил, который в синедрионе высказал свое мнение о деятельности апостолов (Деян 5:34 и дал.). Наконец, нужно прибавить, что усиленная ревность по нахождению приверженцев (прозелитов), побуждавшая их ездить по всем странам, чтобы обращать язычников (Мф 23:15), подготовила почву для проповеди Евангелия. Почти везде, куда приходили благовествовать апостолы, находились общины прозелитов, знакомых с учением фарисеев о мире духов и воскресении, и привыкших к богослужебному порядку в синагогах, который давал возможность излагать общине новое учение (Лк 4:16, Деян 17:2). Поэтому, когда величайший из миссионеров, родом еврей, по воспитанию и учению фарисей, по языку грек, рожденный римским гражданином, выступил с проповедью о воскресшем Христе, — он везде находил подготовленную почву для восприятия небесного семени.