Словарь Вихлицкого : иезавель
Иезавель [еврейское Изевель]. Возможно, значение этого имени складывается из отрицат. частицы «не» и корня евр. глагола, означающего «терпеть». → Ихавод (Иохавед):
1) дочь сидонского царя Ефваала, который, согласно Иосифу Флавию, ранее был жрецом → Астарты. И. вышла замуж за израил. царя Ахава. Это была властная и энергичная женщина. Ее враждебность к Господу и жестокий характер оказали негативное влияние не только на мужа, но и на весь израил. народ. Она поощряла поклонение Ваалу, и по ее настоянию Ахав соорудил жертвенник в капище Ваала в Самарии (3Цар 16 и след.). И. пыталась истребить пророков Господа (3Цар 18:4,13) и покровительствовала 450 пророкам Ваала и 400 дубравным пророкам, действовавшим в Израиле. Когда Ахав сообщил И., что → Илия убил всех пророков Ваала на горе Кармил, она через посланца передала Илии следующее: «Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» (3Цар 19 и след.). Эта угроза заставила Илию бежать. Когда позднее Ахав пожелал завладеть виноградником Навуфея, И. хитростью устранила Навуфея, и это позволило царю присвоить чужую землю. В ответ на это Господь возвещает через Илию суд над Ахавом и его домом и говорит о его жене: «Псы съедят Иезавель за стеною Изрееля» (3Цар 21:1–24). Далее следует замечание: «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель». Через посланного пр. Елисеем ученика Ииуй получает повеление истребить дом Ахава: это названо местью за кровь пророков и всех рабов Господа, «павших от руки Иезавели» (4Цар 9:7). Реченное Господом через Илию исполнилось: «На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели; и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель». И. умерла в возрасте 60 лет;
2) имя И. упомянуто и в Откр 2:20. Некоторые исследователи видят в ней жену ангела или предстоятеля Фиатирской церкви. Но по общепринятому мнению, речь идет о некой женщине, которую называли именем жены Ахава, чтобы подчеркнуть ее безбожную сущность. Выдавая себя за пророчицу, эта женщина вводила рабов Господних в заблуждение, уча их любодействовать и есть идоложертвенное.
ИЕЗАВЕЛЬ (имя финикийского происхождения) — дочь царя Сидонского Ефваала, жена Ахава, седьмого царя Израильского (3 Цар. 16:31; 18:4; 4 Цар. 9:37).
Иезавель (אִיזֶבֶל – по Гезен., Касселю и другим = непорочная, чистая, целомудренная; Ἰεζάβελ; Iezabel; Іезавель; L: Isebel): 3Цар.16:31, 18:4, 13, 19, 19:2, 21:5, 4Цар.9:37. – Дочь царя Сидонского Ефваала (сн. Ефваал), жена Ахава, царя Израильского, совершенно не соответствующая значению своего имени по ее нечестию и беспутным нравам. Ее влияние распространялось не только на Ахава, но и на детей их, и на все царство – не только Израильское, но и Иудейское. Слепо подчиняясь ее влиянию, Ахав превзошел нечестием всех своих предшественников, и предался самому постыдному идолопоклонству. Он построил в Самарии храм Ваалу, насадил священные рощи, позволил Иезавели воздвигнуть на святой земле алтари божествам Тирским и Сидонским (3Цар.16:31–33). Четыреста пророков дубравы питались ее столом, и еще большее число пророков Вааловых (3Цар.18:19). И этого мало. Она воздвигла гонение на пророков Бога истинного, и они все погибли бы, если бы Авдий, домоправитель царский, не скрыл их от ее неистовства (3Цар.18:4). В это-то время обличителем нечестия является пророк Илия. Он возвестил царю в наказание трехлетнее бездождие (3Цар.17:1); низвел с неба огонь на приготовленную жертву для обличение нечестия, и затем истребил всех пророков Вааловых на берегу потока Киссонского (3Цар.18:18–40); но только бегство пророка в пустыню спасло его от ее преследования (3Цар.19:1–3 и далее). Поступок Иезавели с Навуфеем и несправедливое присвоение себе его палисадника довершает ее преступления (3Цар.21:1–16); но зато и правда Божие не замедлила возвестить свой приговор на нечестивых (ст. 3Цар.21:17–29). Исполнителем этого приговора в царстве Израильском был Ииуй, из военачальников помазанный пророком на царство (гл.4Цар.9). Он при самом вступлении своем на царство поразил царей: Израильского Иорама и Иудейского Охозию, сына Иорама, зятя Ахавова (4Цар.8:16–18), выехавших навстречу ему на своих колесницах; потом, при въезде в Иезреель, увидев в окне дворца разукрашенную Иезавель, приказал выбросить ее из окна под ноги проезжавших всадников, где она растоптана была конями и после растерзана псами (гл. 4Цар.9); и затем истребил весь дом Ахавов и весь род его, и всех вельмож его и священников, не пощадив и братьев Охозии, царя Иудейского; и, наконец, истребил и всех жрецов и служителей Вааловых и статуи и капище Ваалово разрушил (1Цар.10:1–28). В Иудейском царстве ревнителем против нечестия дома Ахавова был Иодай первосвященник. Когда Гофолия, дочь Ахава, мать Охозии, по смерти сына своего, сама желая властвовать в Иудее, думала истребить весь оставшийся род Давидов, от ее неистовства спасен был женой сего первосвященника младший сын Охозии, Иоас, который до 7-го года тайно воспитывался в доме·Господнем, и по достижении семилетнего возраста торжественно помазан на царство. Гофолия, услышавши крик и радостные восклицание народные, поспешила в Храм, но по приказанию Иодая, выведена была из Храма и убита, и потом народ устремился к храму Ваалову: храм этот был разрушен, истуканы были разбиты, жертвенники ниспровергнуты, и жрец Ваалов предан смерти (гл. 4Цар.11. 2Пар.22, 23). Так совершился суд Божий над домом Ахава и Иезавели и их нечестием. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Zell. 1. p. 133. Herz. VII. p. 84–85. Библ. Слов. Верх. 1. p. 946–949. Сн. Гофолия.