Словарь Вихлицкого : иофор
Иофор [еврейское Йитро, «избыточествующий», или «оставшийся»], тесть Моисея (Исх 3:1; Исх 4:18; Исх 18:1–12), названный в Исх 2 → Рагуилом.
ИОФОР (превосходство) — священник Мадиамский, тесть Моисея (Суд. 1:16; Исх. 2:18; ).
Иофор יִתְרוֹ) – от יָתַר – остающееся, излишество, избыток, изобилие, преимущество, превосходство; Ἰοθόρ; Iethro; Iѡѳоръ): Исх.2:16, 3:1, 18:1, 5, 6, 9. (14). Суд.1:16. – Сын Рагуила, иначе называемый Ховавом, тесть пророка Моисея, священник мaдиамский. Спасаясь от преследование фараона, царя Египетского, Моисей удалился из Египта в землю Мадиамскую и остановился здесь у колодезя. Сюда пригнали стада свои дочери Иофора, и Моисей помог им напоить скот прежде других пастухов, и они возвратились домой ранее, чем прежде. Узнав о такой услуге чужестранца, оказанной дочерям его, Иофор приказал пригласить его в дом свой, радушно принял его и искренне полюбил. Моисей нашел в этом семействе чтителей истинного Бога; потому что Иофор был потомок Мадиана, сына Авраамова от Хеттуры (Быт.25:1–4); и это подтверждает и значение имени отца Иофорова – Рагуил (רְעוּאֵל), что значит друг Бога. Слово Бог (אֵל), по употреблению, преимущественно означает· истинного Бога, особенно, если стоит с членом הַ(см. напр. Чис.12:13, 23:22. Быт.31:13. Втор.7:9. Иов.8:3, 5. Пс.17:3, 31, 33, 48. 21:2, 11, 67:21 и др.). То же видно и из последующей истории. Видя благочестие в этом семействе и искреннее радушие к .себе, Моисей остался здесь жить у него, и Иофор выдал за него дочь свою Сепфору. Моисей прожил у него 40 лет, занимаясь скотоводством. После, когда призванный Богом к избавлению народа еврейского от рабства египетского, Моисей объявил Иофору о своем намерении идти в Египет к братьям своим, Иофор не препятствовал его намерению и с миром отпустил его (Исх.4:18). Впоследствии, узнав об исшествии евреев из Египта, он пришел к Моисею с семейством его в пустыню, и услышав о чудесах, которые совершил при этом Бог, он радовался в душе своей, прославляя Бога, и, в чувствах своего благоговения, принес Ему всесожжение и жертвы, и все старейшины Израилевы пришли к нему разделить с ним трапезу его пред Богом (Исх.18:1–12). Оставаясь здесь на другой день, Иофор увидел, какое великое бремя Моисей взял на себя, один разбирая дела целого народа, и дал ему мудрый совет, чтобы он выбрал из народа людей способных, богобоязненных, правдивых и бескорыстных, и поставил их тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками, так чтобы всякое дело у народа судили они, а Моисею доносили только о важных и трудных делах. Моисей послушал этого мудрого совета, и сделал все, что он говорил ему, как это сам он объясняет во Второзаконии (Втор1:9–18), и это было великим облегчением и для самого Моисея и для народа (Исх.18:13, 26). После этого Иофор простился с Моисеем и отправился в свою землю. См. Ховав и Кенеяне. Сн. Zell. 1. р. 694–695. Keil и Del. на Исх.р. 447–449.