Словарь Вихлицкого : иродиане
Иродиане, сторонники → Ирода Антипы. В НЗ об И. говорится трижды: в Мф 22:16; Мк 3:6; Мк 12:13. О целях и мотивах враждебных действий И., объединившихся с фарисеями в тот момент, когда решался вопрос о предании Иисуса властям, ничего не известно. Слово «иродианин» могло также иметь значение «чиновник при дворе Ирода», но маловероятно, чтобы кто-то из придворных Ирода мог войти в соглашение с фарисеями. Видимо, в данном случае И. были некоей политич. группировкой, партией сторонников Рима среди иуд. знати. Тогда становится понятно их участие в беседе, в которой Иисусу задают вопрос о правомерности взимания налогов в пользу Рима.
Иродиане (Ἡρωδιανοί, Herodiani, Ирѡдiаны): Мк.3:1–6, 8:15. Mф.22:16. Мк.12:13. – Из истории ясно не видно, кто были эти Иродиане. Не видно, чтобы это была особенная религиозная секта: ни Флавий, ни Филон о такой секте не упоминают. Может быть, это были от двора Ирода – его придворные слуги, приверженные и преданные ему; а может быть, что вероятнее, это была особенная политическая партия приверженцев римского правительства, которые преданы были римским обычаям и празднествам, и тем угождали римлянам, но зато в глазах прочих иудеев были презренными людьми. И вот и они не раз соединялись с врагами И. Христа, чтобы погубить Его. Раз они искали обвинить Христа за мнимое нарушение субботы; но Он удалился от них (Мк.3:1–7), и после предостерегал учеников своих от закваски иродовой и фарисейской (Мк.8:15. сн. Мф.16:11–12). Теперь, в последние дни земной жизни Господа, они соединились с фарисеями, чтобы уловить Его на словах, за что бы обвинить Его. Но ответ Господа на запрос их о подати Кесарю, должно ли платить ее, или не должно, исполнен был такой мудрости, что и те и другие с удивлением оставили Его, не найдя ничего, за что бы обвинить Его (Мф.22:16. Мк.12:13). Арх. Мих. Толк. Ев. от Мф. стр. 406–409. Сн. Ев. от Марк. стр. 100 и 101. Herz. VI. р. 14.