Словарь Вихлицкого : исаак
Исаак [еврейское Йицхак], «Он смеется» или «смех»]. В Быт 17 Бог дал такое имя сыну → Авраама и → Сарры еще до его появления на свет, поскольку Авраам смеялся, не поверив в Божье обетование о рождении сына. Далее говорится, что смеялась и Сарра, также не поверившая обещанию Божьему, но имя И. при этом не упоминается (Быт 18:12–15). После рождения И. Сарра сказала: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт 21:6). Таким образом, это имя говорит о невероятном и чудесном рождении И.: когда он родился, Аврааму было 100 лет, а Сарре — 90 (Быт 17:17; Быт 21:5). Согласно хронологии эпохи патриархов (→ Летосчисление), И. родился прим. в 1900 г. до Р.Х. вблизи Герара или Вирсавии (см. Быт 20:1; Быт 21:14,31). На восьмой день после рождения ребенка Авраам совершил над ним обряд обрезания. День, когда И. был отнят от груди (вероятно, в два или три года от роду), был ознаменован пиром. Сарра заметила, что Измаил, сын Агари, которому в то время было 16 лет, насмехается над И.. И она настояла на том, чтобы Авраам прогнал из дома Агарь и ее сына. Авраам подчинился, поскольку Бог в Своем откровении повелел Аврааму послушаться Сарру (ср. Гал 4:21–31).
Бог, испытывая Авраама, потребовал от него принести сына в жертву всесожжения. По дороге на гору Мориа, где должно было состояться жертвоприношение, И. нес дрова, проявляя послушание и доверие (Быт 22:1–19). Но в тот момент, когда Авраам занес нож над сыном, который связанным лежал на жертвеннике, ангел остановил руку отца, ибо Авраам выдержал испытание. Увидев овна, «запутавшегося в чаще», Авраам принес его в жертву всесожжения вместо И., который, таким образом, стал прообразом смерти и воскресения Христа.
Когда И. было 40 лет, он женился на → Ревекке, которую раб Авраама привез для него из Месопотамии. Она была дочерью Вафуила, сына Нахора и Милки, и сестрой Лавана (Быт 24:1; Быт 25:20). К этому времени Сарра уже умерла (Быт 23:1; Быт 24:67). Первая встреча И. с Ревеккой состоялась в поле.
И. производит впечатление человека спокойного и менее деятельного, чем Авраам. В течение 20 лет его брак с Ревеккой оставался бездетным. Затем у 60-летнего И. родились сыновья-близнецы → Исав и → Иаков (Быт 25 и след.). В то время Аврааму исполнилось 160 лет. Когда он умер, в возрасте 175 лет, И. и Измаил погребли отца в пещере Махпеле (Быт 25:7–10). После смерти Авраама Бог благословил И., жившего при Беэр-лахай-рои («колодец Живого, Который меня видит», Быт 25:11).
Когда начался голод, И. прибыл в Герар к филистим. царю Авимелеху (Быт 26 и след.). Здесь он выдал свою жену за сестру, боясь, что жители Герара могут убить его за Ревекку, т.к. она была «прекрасна видом» (Быт 25:7). Авимелех обнаружил обман после того, как «увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею» (Быт 25:8). Это произошло до рождения Исава и Иакова. Ранее И. было явление Господа, обетовавшего ему многочисл. потомство (Быт 25:1–6). Видимо, И. испросил у Господа благословения для жены, и Ревекка стала матерью (Быт 25:21). Получив Божье благословение, И. разбогател (Быт 26:12–22). В спорах с филистимлянами за обладание колодцами он дважды уступал им, а затем ушел через Реховоф («пространное место») в Вирсавию. Там, получив Божье откровение, И. устроил жертвенник и призвал имя Господа (Быт 25:23–25). В Вирсавии к Исааку пришли Авимелех, друг царя Ахузаф (→ Друг царя) и цар. военач. Фихол. Царь и И. заключили дружеский союз. В честь этого события вновь выкопанный колодец получил название Шива — «клятва». Поэтому это место называется Беэр-Шива («колодец клятвы»; → Вирсавия,
2). В старости И. ослеп. Иаков, по наущению матери, обманул старика и получил предназначавшееся для его брата Исава благословение, которое, тем не менее, осталось в силе (Быт 27). И. умер в возрасте 180 лет, и Исав и Иаков вместе похоронили отца (Быт 35:27–29). См. также Евр 11:9,20; → Патриархи.
ИСААК (смех) — дитя обетования, сын Авраама и Сарры, муж Ревекки, отец Исава и Иакова, патриарх, доживший до 180 лет (Быт. 21:1-7). Он — прообраз Христа и муж веры (Евр. 11:19).
Исаак (יִצְחָק = смех; Ἰσαάκ; Isaac; Iсаа́къ): Быт.17:19, 21:3–6, 24:3–9, 46:1. Нав.24:3–4. 1Пар.1:28. Сир.44:24. 3Ездр.3:15. Ам.7:9. Деян.7:8. Рим.9:7. 10. Евр.11:9, 17–18, 20. – Сын Авраама и Сарры, родившийся в глубокой их старости, согласно обещанию Божию (Быт.18:1–15, 21:1–8), наследник обетований, данных Богом Аврааму (Быт.17 гл.). Во время детства его, когда Измаил, сын Агари, насмехался над ним, Агарь вместе с Измаилом, по повелению Божию, удалена была из дома Авраамова (Быт.21:8–13). Исаак между тем, возрастая, показывал в себе кротость нрава, покорность отцу и преданность Промыслу Божию. Это доказал он как допущением принести себя в жертву (Быт.22 гл.), так и вступлением в брак по распоряжению Авраама, а не по собственному выбору. Будучи 40 лет, он, согласно желанию отца своего, вступил в супружество с Ревеккой, дочерью Вафуила, сына Нахора, брата Авраамова (Быт.24 гл.), и жил потом, подобно Аврааму, среди испытаний, не имея постоянного жилища в земле обетования. Во время голода он должен ׳ был удалиться в землю Филистимскую, и испытал здесь и дерзость герарских жителей, и зависть их к себе, и обиды со стороны пастухов герарских, которые то заваливали, то отнимали вырытые им колодцы ключевой воды. Но Господь не оставлял его, и сам царь Герарский, видя благословение на нем Божие, искал дружбы и союза, с ним (Быт.25:11. и гл. Быт.26. Евр.11:9). Чрез 20 лет супружества своего и вместе неплодства Ревекки, Исаак имел наконец от нее двух близнецов: Исава и Иакова; но они были совершенно различных свойств (Быт.25:20–27). Исав оказался недостойным прав первородства, и сам продал его брату своему за блюдо чечевичного кушанья, за что и получил прозвание Эдом – красный (Быт.25:29–34). Около этого времени скончался Авраам, и Исаак, будучи 75 лет, вместе с Измаилом похоронили его в пещере Махпелы (Быт.25:7–10). После и сам Исаак состарился и притупилось его зрение. Ему было 137 лет. Полагая близость смерти своей, он желал заблаговременно благословить детей своих, и для этого, призвав Исава, велел ему приготовить себе кушанье, чтобы благословить его, как первенца. Но хотя он и желал сего, но Промысл устроил так, что благословение досталось достойнейшему, т. е. Иакову. Преимущества благословение этого очень важны. Оно заключало в себе не только обилие благ земных, но власть над народами и самим братом, и, наконец, благословение на благословляющих и проклятие на проклинающих Иакова (Быт.27:1–40). После этого Исаак и Ревекка должны были терпеть гнев Исава и оскорбление от жен его и продолжительную разлуку с Иаковом (Быт.27:41–46, 28:1–5). Наконец, по возвращении Иакова из МесOnomамии, Исаак скончался 180-ти лет, и погребен детьми своими, Исавом и Иаковом (Быт.35:27–29). См. Библ. Ист. М. Филар. Zell. 1. p. 730–732. Св. Ист. Бог. стр. 41. 46. 51–57. 59.